Непродуктивные нарушения сознания
Непродуктивные нарушения сознания характеризуются его угнетением, сопровождающимся уменьшением психической и двигательной активности, снижением уровня бодрствования
Нарушения сознания могут быть продуктивными и непродуктивными. При последних снижена активность сознания и нет продуктивной психопатологической симптоматики, то есть обманов восприятия и бреда. Выделяют пять форм:оглушение,сопор,кома,Сомноленция,обнибиляция.
Оглушение
При оглушении у человека повышается порог восприятия внешних факторов и внутренних впечатлений. Психическая деятельность становится бедной, постепенно угасая всё в большей мере. При оглушении внимание человека может привлечь только очень интенсивный фактор. На вопросы человек отвечает не сразу, а сложные предложения может и не понять. Отвечает он в основном после длительного молчания и короткими фразами.
Плохо ориентируется, где он, и какие места где находятся относительно той точки, где он находится в данный момент. Ориентировки может вовсе не быть. Голос тихий, модуляции в нем отсутствуют, жестов нет, мимика минимальная.Человек не помнит, что он какое-то время был в состоянии оглушения. Страхи отсутствуют.Основные признаки оглуш.: слабость памяти,нарушение способности к суждениям,аспонтанность,торпидность
Оглушение бывает у больных, которые выходят из комы. После оглушения могут фиксировать кому или состояние сопора, которое будет детально рассмотрено ниже. Причины оглушения:отек и набухание мозговой ткани,нехватка кислорода, поступающего в головной мозг,ацидоз при интоксикации, травмировании черепа и пр
Обнубиляция
Данное состояние представляет собой оглушение в легкой степени. Человек при этом кажется несобранным или немного подпившим. Смысл речи (если обращаться к ним) понимают спустя какое-то время. Ответы могут быть не соответствовать вопросу, действия также могут казаться некорректными. Может отмечаться эйфоричность и суета. Временами на какие-то моменты человек возвращается в нормальное сознание.
Пример обнубиляции: человек при аварии получил травму, но не понимает этого, и начинает активно отстранять медиков и пытаться помочь свои близким, которые также пострадали в данной ситуации.
Сомноленция
Это состояние является формой оглушения сознания. Человек при этом очень сонлив. Если с ним не разговаривать и не вступать в телесный контакт, он сразу крепко засыпает. Если его при этом растрясти и говорить с ним, он просыпается. Но потом снова впадает в сон. Сомноленция отмечается на выходе из эпилептической комы после припадков судорог. После припадка не нужно пытаться будить человека. Это не только сложно, но и опасно, потому что может вызвать у больного вспышку агрессии.
Сопор.В данном состоянии у человека остаются только минимальные признаки деятельности психики. Если его громко позвать по имени, человек может обернуться. Если человек чувствует боль, он стонет или пытается уклониться от источника боли. Характерны и неврологические нарушения:снижение кожных рефлексов,минимизация периостальных рефлексов,ослабление сухожильных рефлексов,снижение мышечного тонуса.В норме остаются конъюнктивальные и зрачковые рефлексы, а также чувствительность.
Кома- состояние характеризуется полным угнетением психической деятельности. Основные признаки:тазовые расстройства,патологические рефлексы,мидриаз с отсутствием реакции зрачков на свет,бульбарные расстройства,отсутствие рефлексов,мышечная атония. характеризуется "неразбудимостью", отсутствием открывания глаз на раздражители,отсутствует двигательная активность, возможно наличие не координированных защитных движений (на боль), в терминальной стадии нарушаются жизненно важные функции (дыхание, кровообращение).
Запредельная кома — смерть мозга, при которой функционирование внутренних органов поддерживается с помощью специальных аппаратов. Состояние известно также как превзойденная кома.
Расстройства внимания
Внимание – психическая функция, обеспечивающая выделение в сознании одних объектов (сосредоточение на чем-либо) при одновременном отвлечении от других раздражителей. Внимание существует только при наличии ясного сознания. Выделяют два типа (компонента) внимания:
1) активное (избирательное) внимание – обусловлено целенаправленной волевой и интеллектуальной деятельностью;
2) пассивное внимание – обусловлено внешними свойствами объектов и явлений, привлечение внимания происходит без волевого участия, непроизвольно.
Нарушения внимания проявляются его ослаблением или усилением.
Уменьшение вниманияпроявляется неспособностью удерживать в кругу произвольно-целенаправленной деятельности достаточно большое число представлений и свободно или аперрировать (учитывание одних обстоятельств и неучитывание других). Характерна рассеяность.Уменьшение глубины внимания – преобладание пассивного внимания над активным. Характерно повышенной отвлекаемостью, ослабление внимания, поверхностным характером и др. Больной не доводит начатое до конца, ответы даются невпопад, вопросы слушает невнимательно (умственная отсталость легкой степени). При счете больные начинают сбиваться, забывают, за чем идут из комнаты в комнату и т. п. Пример: больной прыгнул за окурком и не учёл, что живет на 2-ом этаже. Сужение объема внимания может возникнуть здорового человека в состоянии усталости. Проявл. неспособностью удерживать в кругу произвольной целенаправленной дея-сти большое число представлений и свободно ими апирировать, чаще бывает при поражении г.м
В большинстве случаев можно говорить о трёх основных группах нарушений В.: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия. При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления В., вплоть до полной неспособности к сосредоточению, концентрации В. – апрозексии (отсутствие произвольного и непроизвольного В.) Она сопровождается повышенной отвлекаемостью. При некоторых расстройствах сознания иногда возникает явление, близкое к повышенной отвлекаемости В.– симптом гиперметаморфозы (есть посивное В., а активного нет). Больные при этом с особой остротой постоянно замечают изменения формы и пространственной локализации окружающих предметов, они все время пытаются удостовериться в этом прикосновением руки или перестановкой находящихся в поле зрения вещей. При гиперпрозексиях В. усилено, причём часто за счёт односторонней его направленности.
Чрезмерная истощаемость – выражается неспособностью к длительному сосредоточению на определенную деятельность (неврастения). Больные жалуются, что быстро устают.
Тугоподвижность внимания – неспособность к быстрому и частому переключению внимания с одного предмета на другой. Наблюдается прилипчивость, застреваемость в беседе на одной теме. Затруднение в сфере целевых направлений (эпилепсия).
Нарушение направленности внимания проявляется в том, что внимание приковано к одним явлениям жизни, которые закрывают собой другие стороны. Например, ипохондрическая направленность внимания – человек думает только о здоровье («мой мир сузился, в нем нет ничего кроме болезни. Все потеряло смысл»). Характерно для депрессии.
Парапрозексия – извращение внимания. При длительном ожидании не возможность заметить появляющийся объект Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредоточивался и готовился к этому моменту. Здесь имеет место своеобразное нарушение В., характеризующееся тем, что напряженное ожидание блокирует способность вовремя заметить появление соответствующего объекта.
Афрозексия– полное выключение внимания как произвольного, так и непроизвольного. Полное отсутствие интереса к происходящему и невозможность проявить интерес с помощью внешнего поощрения. Наблюдается при глубокой умственной отсталости.
Ослабление способности к распределению внимания – человек не может выполнять одновременно несколько дел (отсчитывать из 100 13 и произносить вслух).
Также особое место занимают нарушения В. при очаговой патологии. Они подразделяются на модально специфические и неспецифические. Модально-неспецифические нарушенияВ. распространяются на все виды и уровни В. Больной не может сосредоточиться на стимулах любой модальности (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.). Подобные нарушения В. характерны для больных с поражением неспецифических срединных структур мозга на разных уровнях. Модально-специфические нарушенияВ.проявляются только в одной сфере – зрительной, слуховой, тактильной или двигательной. Их нельзя рассматривать как нарушения восприятия или как непонимание инструкции.