Советы, основанные на Божественном наставлении
Знамения, 13 сент., 1910:
339. Отцы и матери должны всегда задумываться над [225] тем, как они будут обращаться с ребенком, который у них родится. Мы изложили читателю то, что сказал Бог относительно образа жизни матери во время беременности, но это еще не все. Из небесных чертогов был послан на землю ангел Гавриил, чтобы объяснить, как следует заботиться о детях после их рождения, — таким образом, родители могут полностью осознать свой долг.
Незадолго до Первого пришествия Христа к Захарии был послан ангел Гавриил с вестью, которую он некогда уже возвестил Маною. Престарелому священнику было сказано, что его жена родит сына, которого нужно назвать Иоанном: «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом;
не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:14, 15). Это обетованное дитя должно было воспитываться в духе строгого воздержания. Ему предстояло ответственное служение — приготовить путь для Христа.
Повсюду тогда господствовали невоздержанность и неумеренность. Привычка употреблять вино и изысканную пищу подрывала физические силы людей и портила нравы до такой степени, что даже самые отвратительные преступления не казались греховными. Но из пустыни должен был раздаться голос Иоанна, сурово осуждающий греховное самоугождение народа, а его жизнь, подчиненная строгому воздержанию, должна была послужить укором всем его современникам, предающимся излишествам и неумеренности.
Истинное начало реформы
Наши провозвестники воздержания не умеют обуздать себя настолько, чтобы избавить землю от проклятия невоздержанности. Сформировавшиеся привычки победить очень трудно. Реформа должна начинаться прежде всего с [226] будущей матери; и если бы люди следовали Божьим наставлениям, то о невоздержанности не пришлось бы даже речь вести.
Каждая мать должна постоянно подчинять свои привычки воле Божьей, чтобы, действуя в согласии с Господом, уберечь своих детей от пагубных пороков наших дней, губящих жизнь и здоровье. Пусть матери безотлагательно установят правильные взаимоотношения со своим Творцом, чтобы с помощью Его благодати воздвигнуть бастион вокруг своих детей, защищая их от всякого рода невоздержанности и беспутства. Если бы матери следовали этим указаниям, тогда они бы увидели, как их дети, подобно юному Даниилу, достигли высокой ступени нравственного и умственного развития и стали благословением для общества, прославляя своего Создателя.
Грудной ребенок
СИ, 383:
340. Самой лучшей пищей для новорожденного является та, которую предусмотрела природа, и ребенка без надобности не следует лишать этого блага. Весьма бессердечно со стороны матери — ради собственного удобства или светских развлечений стремиться освободиться от нежной обязанности вскармливать грудью своего малыша.
Мать, позволяющая другой женщине кормить своего ребенка, должна хорошо взвесить все последствия этого шага. В большей или меньшей степени кормилица передает ребенку определенные черты своего характера и нрава.
Реформатор здоровья, сентябрь, 1871:
341. Стремясь следовать моде, некоторые матери нарушают законы природы, обязывающие их вскармливать грудью своих детей. Иногда матери зависят от наемной кормилицы или же кормят детей искусственным способом. В результате одна из самых нежных и приносящих большое удовлетворение материнских обязанностей по отношению к всецело зависимому от нее малышу, обязанность, выполняя которую, мать ощущает, как нерасторжима ее связь с ребенком, обязанность, которая пробуждает в сердцах женщин самые святые чувства, приносится в жертву безумию убийственной моды.
Некоторые матери добровольно слагают с себя свои материнские обязанности лишь по той причине, что им не хочется быть постоянно привязанными к своему ребенку. А ведь это плод ее существа! Танцевальные залы, возбуждающие и доставляющие сомнительные удовольствия [227] зрелища притупляют прекрасные чувства души. Эти развлечения более привлекательны для последовательниц моды, нежели их материнские обязанности. Кое-кто оставляет своих детей наемной кормилице, чтобы та выполняла по отношению к ним обязанности, которые должна выполнять одна лишь мать. В силу неправильных привычек матери необходимые обязанности, исполнение которых должно быть для нее радостью, становятся для нее неприятными, потому что забота о детях будет противоречить условностям светской жизни. Совершенно чужая женщина исполняет вместо нее материнские обязанности и своим молоком кормит ее дитя, поддерживая его жизнь.
Но это еще не все. Она также передает свой нрав и темперамент вскармливаемому ею ребенку. Жизнь ребенка связывается с ее жизнью. Если кормилица — грубая, страстная, умственно ограниченная женщина, если она не имеет ни малейшего понятия о морали, то, по всей вероятности, все ее свойства будут переданы и вскармливаемому ею ребенку. Та же кровь, которая течет в жилах кормилицы, будет течь и в ребенке. Матери, которые не заботятся о своих детях и отказываются исполнять свои материнские обязанности, потому что это тяжелое бремя, при этом посвящая себя всецело светской жизни, недостойны называться матерями. Подобным отношением к детям женщины уничтожают благородные инстинкты и святые черты, отличающие женщину как мать, и предпочитают быть бабочками, порхающими от одного светского развлечения к другому, испытывающими при этом гораздо меньше ответственности за свое потомство, чем бессловесные животные. Многие вместо своей груди дает малютке бутылочку с молоком. Им приходится делать это потому, что у них нет молока. Но в девяти случаях из десяти матери сами виноваты в этом, потому что нездоровые привычки, касающиеся и одежды, и питания, усвоенные ими еще с юности, привели к тому, что они оказались неспособны исполнять обязанности, для которых создана женщина…
Я всегда была убеждена, что очень жестоко и бессердечно, если мать, имея грудное молоко, отнимает ребенка от груди и кормит его из соски. Но если это вызвано необходимостью, тогда нужно быть особенно внимательными к тому, чтобы молоко было от здоровой коровы и посуда, используемая при этом, содержалась в строжайшей чистоте. Однако на это часто не обращают совсем внимания, и в результате несчастное дитя порой переносит очень много незаслуженных страданий; у ребенка, если даже он родился здоровым, начинается расстройство желудка и кишечника, и крохотный малыш заболевает.
КЖ, гл. 2, 39,40:
[228] 342. Период, когда грудной ребенок получает питание от материнской груди, является очень важным. Многим матерям во время кормления позволяют слишком много трудиться — их кровь возбуждается и разгорячается во время приготовления еды на кухне, и все это оказывает серьезное влияние на состояние ребенка, так как в его организм с материнским молоком попадают вредные вещества: те, которые образуются в крови матери во время ее работы, и те, которые она поглощает вместе с нездоровой пищей. На ребенке отражается также и душевное состояние матери. Если она несчастлива, легковозбудима, раздражительна, дает выход своим эмоциям, то это сказывается и на ребенке, которого она кормит. При таком положении дел кормление материнским молоком приводит к тому, что у ребенка появляются колики, спазмы, а в некоторых случаях — судороги и приступы.
Характер ребенка также в большей или меньшей степени зависит от того, какую пищу он получает от матери. Поэтому так важно, чтобы в период кормления ребенка женщина сохраняла счастливое и радостное расположение духа и полностью владела собой. Тогда ребенок будет питаться здоровым молоком, а спокойный, уравновешенный нрав матери окажет благотворное влияние и на формирование характера младенца. Если даже ребенок нервный и раздражительный, то чуткость и спокойствие матери окажут успокаивающее, целительное влияние, и здоровье ребенка благодаря этому может весьма заметно улучшиться.
Часто новорожденный очень страдает из-за неправильного обращения с ним. Если он капризничает, то, как правило, желая успокоить ребенка, его начинают кормить, тогда как в большинстве случаев истинная причина его капризов в том, что он перекормлен грудным молоком, испорченным нездоровыми привычками его матери. Если ребенку давать больше пищи, то это лишь усугубит проблему, ибо его желудок уже перегружен.
Режим питания
КЖ, гл. 2,47:
343. Начатки воспитания, которым матери должны научить детей еще во младенчестве, касаются физического здоровья. Детей необходимо приучить только к простой, здоровой пище, что сохранит их здоровье в наилучшем состоянии. [229] Они должны принимать пищу в строго определенное время, но не чаще, чем три раза в день, а еще лучше, если они будут питаться только дважды в день. Если дети воспитываются правильно, то они скоро поймут, что рыданиями и капризами они ничего от родителей не добьются. Здравомыслящая и рассудительная мать в воспитании детей будет руководствоваться не тем, что удобно для нее самой, но тем, что будет полезно для них сейчас и в будущем, — эта цель побудит ее дать им правильное воспитание, и она научит их управлять аппетитом и обуздывать себя, чтобы они ели, пили и одевались, следуя принципам санитарной реформы.
СЦ 4,502:
344. Не позволяйте вашим детям жевать конфеты, фрукты, орехи или что-либо другое в промежутках между приемами пищи. Двухразовое питание гораздо лучше трехразового. Если родители сами подадут пример и будут придерживаться этого принципа, то и дети вскоре последуют их примеру. Беспорядочное питание в значительной степени нарушает процесс пищеварения, и когда ваши дети садятся за стол, они не получают удовольствия от здоровой пищи. Их аппетит страстно желает того, что наносит наибольший вред здоровью. Сколько раз ваши дети страдали от лихорадки, недомоганий, вызванных неправильным питанием, — ответственность за эти болезни лежит на родителях. Долг родителей заключается в том, чтобы способствовать формированию привычек, благоприятствующих здоровью, и тем самым уберечь потомство от различного рода страданий.
Реформатор здоровья, сентябрь, 1866:
345. Детей кормят слишком часто, что вызывает возбудимость и различного рода страдания. Желудок не должен постоянно работать; нужно и ему давать время для отдыха. Иначе ваши дети будут всегда капризны, раздражительны и болезненны.
(Детей нужно приучать к режиму питания — § 288.)
(Воспитание Даниила в детстве — § 241.)
(См. раздел IX — «Режим питания».)