Приложение II. Джеймс Уайт об обучении принципам санитарной реформы
[495] (В отчете Джеймса Уайта о лагерном собрании в Канзасе в 1870 г. имеется нижеследующее высказывание относительно постоянно увеличивающегося света санитарной реформы и опасности неразумных методов обучения ее основам, а также об отношении Е. Уайт к крайним позициям в этих вопросах. Будучи историческим документом, оно освещает некоторые аспекты наставлений Е. Уайт того времени. — Составители.)
Ревью энд Геральд, 8 ноября, 1870:
Е. Уайт толковала вопросы санитарной реформы глубоко и исчерпывающе. Ее замечания были всегда предельно ясны и убедительны, но вместе с тем крайне осторожны, так что ее с вниманием слушали все присутствовавшие, увлекаемые манерой изложения. В вопросах реформы она всегда избегала крайностей и занимала лишь те позиции, которые, по ее мнению, не вызывали у людей предубеждений.
У слушателей нетрудно создать неприязнь и предвзятое мнение о санитарной реформе, если люди, представляющие ее принципы, неудачно выбирают для этого время или форму изложения, а в особенности если они преподносят истину в духе фанатизма. О некоторых деликатных вопросах, как, например, о «тайных грехах», следует говорить лишь изредка, если только вообще это можно обсуждать публично; об этом, возможно, стоит упомянуть лишь в специальной публикации по конкретному вопросу. Среди десяти наших проповедников не найдется и одного, который умел бы с полной осведомленностью и тактом рассказать о здоровом образе жизни, учитывая все его аспекты и направления. Вред, причиненный делу проповеди истины из-за непродуманного поведения тех, кто представлял ее людям в неподходящее время, в неподходящем месте и в неверном изложении, едва ли можно оценить.
«Еще многое имею сказать вам, — говорил Христос, — но вы теперь не можете вместить». Иисус знал, как направлять стремления Своих учеников. Господь знал также и то, что ожидающий Его пришествия народ следует знакомить с великим светом санитарной реформы шаг за шагом, чтобы мы могли принять его и воспользоваться полученными наставлениями в своей практической жизни, не настраивая при этом против себя общественное мнение. Этой осенью исполняется двадцать два года с тех пор, как благодаря свидетельствам Е. Уайт наше внимание было обращено на вред табака, чая и кофе. Господь чудесным образом благо- [496] словил нас и помог нам отказаться от всего этого, так что в настоящее время наша Церковь, несмотря на некоторые отрицательные моменты, может радоваться достигнутой победе над этими пагубными пристрастиями и привычками…
После того, как мы одержали в этом верх и Господь увидел, что мы способны нести людям свет, Он дал нам Свои наставления относительно пищи и одежды. До определенного момента дело санитарной реформы среди членов нашей Церкви неуклонно продвигалось вперед, и произошли большие перемены (особенно по части употребления свинины). Но из-за болезни Е. Уайт на некоторый период перестала выступать и писать по вопросам реформы здоровья. И это время можно считать началом несчастий и ошибок нашего народа в вопросе внедрения здорового образа жизни.
Но, с тех пор как мы вновь принялись за распространение вести, Е. Уайт все чаще чувствовала побуждение разъяснять спорные вопросы из-за существующих разногласий среди сторонников реформы, а не по какой-либо другой причине. Тот факт, что все или почти все приверженцы крайних взглядов считали, что Е. Уайт безоговорочно одобряет их позицию, являлся причиной ее постоянного желания высказывать свое действительное отношение ко всему этому. Члены нашей Церкви должны своевременно узнавать ее мнение, и они узнают его.
Что касается употребления табака, чая, кофе, мяса, а также характера одежды, то в этих вопросах существует полное взаимопонимание и согласие. Но в настоящее время Е. Уайт не считала своевременным полный отказ от соли, сахара и молока. Если бы не было никаких других причин, побуждающих поступать осторожно в этом вопросе, достаточно было бы отметить тот факт, что сознание многих людей совершенно не подготовлено даже для того, чтобы слушать о подобных ограничениях. Можно ясно увидеть связь, существующую между отступничеством отдельных членов нашей Церкви и некоторых наших общин и крайними взглядами по вопросу питания, необдуманно изложенными в журнале «Ревью». Последствия были очень плачевны. В то время как одни полностью отвергли свет санитарной реформы, потому что им неправильно представили ее суть, другие — исполнительные и сознательные — [497] стали придерживаться крайних взглядов, приносящих огромный вред здоровью, а следовательно, и пропаганде воздержания, что, конечно, темным пятном легло на дело реформы.
При таком крайне разочаровывающем положении дел Е. Уайт чувствует побуждение возобновить свою работу в этой области, с тем чтобы внести ясность и определенность в происходящее. При этом, однако, нужно сказать, что хотя она не считает полезным для здоровья пить молоко в большом количестве, да еще, как это зачастую бывает, с хлебом, но все же главный упор делает на важности того, чтобы коровы, от которых молоко берется, были по крайней мере здоровы. Поэтому, исходя из полученного до настоящего времени света, она не может присоединиться к требованиям полного отказа от молока. Такая работа должна проводиться лишь хорошо осведомленными сторонниками санитарной реформы, под руководством отдела кулинарии нашего института здоровья в Батл-Крике, после того как столь привычное и любимое ими молоко исчезнет в первую очередь с их столов. Подобная деятельность может оказать большее влияние на членов нашей Церкви в том случае, если сами наши служители станут ревностными приверженцами санитарной реформы и откажутся неограниченно употреблять коровье молоко.
Здесь наше уязвимое место. Наши книги и журналы, которые попадают в руки малосведущих и предвзято настроенных людей, забегают вперед по отдельным вопросам, в то время как некоторые из тех, кто говорит людям о санитарной реформе, еще не придерживаются ее принципов в своей жизни. Е. Уайт желает, чтобы такая практика изменилась в обратную сторону, с тем чтобы наши издания представляли читателям только такие мнения, с которыми согласны люди, возглавляющие реформу; и, конечно же, стиль наших публикаций не должен ни у кого вызывать предубеждений и отталкивать от истины. Пусть вначале сторонники санитарной реформы сделают шаг вперед в своей жизни, и лишь затем они публично выразят свои зрелые мнения, чтобы непосвященные могли принять их.
Е. Уайт считает, что переход от простых видов мясной пищи к обильному использованию сахара — это переход «от плохого к худшему». Она рекомендует очень умеренное употребление как сахара, так и соли. Человек должен приучить себя к этому. Недосоленная пища кажется вначале совершенно безвкусной тем, кто привык солить много, но через несколько недель умеренного употребления соли [498] привычная еда будет казаться им пересоленной и неприятной на вкус.
Хотя от табака, чая и кофе можно отказаться сразу, однако тем, кто, к несчастью, стал их рабами, необходимые перемены следует осуществлять с большой осторожностью и постепенно. Хотя Е. Уайт говорит это тем, кому грозит опасность действовать слишком поспешно, она тем не менее убеждает медлительных: «Не забудьте привести в соответствие с санитарной реформой свой образ жизни». Самые незначительные изменения требуют отказа от устоявшихся жизненных привычек, но это не следует делать поспешно и необдуманно, чтобы таким путем не причинить вреда всему организму.