Учебные и воспитательные цели.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ
Утверждаю
зав. кафедрой
госпитальной терапии
А.В. Ягода
«28» августа 2015
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
5 курса специальности «педиатрия»
по учебной дисциплине «госпитальная терапия»
ТЕМА № 3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГЕПАТОМЕГАЛИЙ БЕЗ НАРУШЕНИЙ АРХИТЕКТОНИКИ ПЕЧЕНИ
ЗАНЯТИЕ № 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГЕПАТОМЕГАЛИЙ БЕЗ НАРУШЕНИЙ АРХИТЕКТОНИКИ ПЕЧЕНИ
Обсуждена на заседании
кафедры госпитальной терапии
«28» августа2015
Протокол № 1
Методическая разработка составлена
к.м.н. Козаковой С.А.
г. Ставрополь, 2015
ТЕМА 2. Дифференциальная диагностика и лечение гепатомегалий без нарушений архитектоники печени
Занятие 1. Дифференциальная диагностика и лечение гепатомегалий без нарушений архитектоники печени
1. Причины очаговых и диффузных гепатомегалий.
2. Клиника, диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся очаговой гепатомегалией.
3. Причины диффузных гепатомегалий.
4. Клиника, диагностика дифференциальный диагноз и лечение заболеваний, сопровождающихся диффузной гепатомегалией без нарушений архитектоники печени (гепатиты и гепатозы).
Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:
1. Причины очаговых и диффузных гепатомегалий.
2. Клиника, диагностика и лечение заболеваний, сопровождающихся очаговой гепатомегалией.
3. Хронический вирусный гепатит: клиника, диагностика и лечение.
4. Аутоиммунный гепатит: клиника, диагностика и лечение.
5. Алкогольная болезнь печени: клиника, диагностика и лечение.
6. Первичный билиарный цирроз и первичный склерозирующий холангит: клиника, диагностика и лечение.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
- профилактика вирусных гепатитов;
- неалкогольный стеатогепатит;
- диспансеризация больных хроническим гепатитом.
Перечень изучаемых заболеваний и состояний:
- очаговые гепатомегалии;
- абсцесс печени;
- эхинококкоз печени;
- рак и метастатические поражения печени;
- кисты печени;
- диффузные гепатомегалии;
- хронические гепатиты.
Место проведения занятия: клиническая база кафедры госпитальной терапии – гастроэнтерологическое отделение ГБУЗ СК СККБ.
Материально-лабораторное обеспечение:
- учебные таблицы;
- наборы обзорных рентгенограмм брюшной полости;
- УЗИ-сканограммы;
- КТ-граммы;
- наборы тестовых заданий;
- наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели.
А) общая цель:студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики и лечения гепатомегалий без нарушения архитектоники печени и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.
Б) частные цели: в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
- этиопатогенез гепатомегалий без нарушения архитектоники печени. Классификацию клинических вариантов гепатомегалий (очаговые, диффузные, истинные, ложные);
- принципы классификации хронических гепатитов (по этиологии, по степени активности, по степени выраженности фиброза);
- клиническую картину, в зависимости от вида морфологических и функциональных нарушений;
- диагностические возможности методов непосредственного исследования и современных методов лабораторного и инструментального исследования (УЗИ, КТ, рентгенография, вирусологические исследования, морфологические исследования, биохимические исследования) при наличии гепатомегалии;
- принципы терапии гепатомегалий без нарушения архитектоники печени в зависимости от этиологии, клинических форм, степени активности, степени фиброза.
УМЕТЬ:
- выявить гепатомегалию;
- провести физикальное обследование (пальпация и перкуссия печени и селезенки) с выявлением характерных признаков заболевания;
- сформулировать предварительный диагноз, сделать вывод о предположительной этиологии заболевания печени, предложить план дополнительного обследования для подтверждения и уточнения диагноза;
- оценить результаты биохимического анализа крови (электролиты, показатели свертывающей системы крови, маркеры цитолиза, холестаза, мезинхимального воспаления, маркеры вирусных гепатитов, иммунного воспаления) при гепатомегалиях;
- трактовать результаты дополнительного обследования (УЗИ печени, рентгенологические исследования, КТ исследования);
- установить и обосновать клинический диагноз заболеваний, сопровождающихся появлением гепатомегалии;
- подобрать терапию с учетом конкретной этиологии и клинической ситуации и с использованием всего арсенала современных медикаментозных средств;
- назначить противовирусную терапию при наличии данных о вирусном происхождении печени;
- дать рекомендации по профилактике заболеваний печени и ведению здорового образа жизни.
ВЛАДЕТЬ:
- методом глубокой и поверхностной пальпацией живота;
- определением границ печени по Курлову;
- интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов обследования больного с гепатомегалиями;
- алгоритмом постановки предварительного и развернутого клинического диагноза (основного, сопутствующего, осложнений);
- выполнением основных врачебных лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при желудочном и кишечном кровотечении.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
- способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики заболеваний, сопровождающихся гепатомегалиями без нарушения архитектоники печени;
- способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с гепатитами с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
- способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;
- способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления вирусной и аутоиммунной причины гепатомегалий на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
- способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учётом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
- способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения;
- способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики гепатитов различной этиологии; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;
- способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
- способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, осложняющих течение основного заболевания;
- способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
- способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
- способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
- о принципах первичной и вторичной профилактики вирусных гепатитов;
- о неалкогольном стеатогепатите.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):
- нормальная анатомия: анатомия печени, селезенки, сосудов портальной системы;
- нормальная физиология: кровообращение в печени, селезёнке в норме;
- патологическая физиология: кровообращение в печени, селезёнке при очаговых и диффузных гепатомегалиях;
- пропедевтика внутренних болезней: методы обследования больных с патологией печени, селезёнки, с недостаточностью кровообращения;
- факультетская терапия: хронические вирусные гепатиты.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 1. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 672 с.
2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. Т 2. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009 + CD. – 592 с.
3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 1. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 672 с.
4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / под ред. Н. А. Мухина. – Т 2. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 592 с.
5. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.1. - 960 с. :ил.
6. Внутренние болезни: учебник. В 2 т. / Под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - Т.2. - 896 с.: ил.
7. Внутренние болезни: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с.: ил.
8. Внутренние болезни: учебник. Стрюк Р.И., Маев И.В. 2-е изд., испр. и доп. 2013. - 544 с.: ил.
Дополнительная:
1. Внутренние болезни: рук-во к практическим занятиям по госпитальной терапии / под ред. Л. И. Дворецкого. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 451 с.
2. Внутренние болезни. Тесты и ситуационные задачи: учебное пособие. Маколкин В.И., Сулимов В.А., Овчаренко С.И. и др. 2012. - 304 с. :ил.
3. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям по госпитальной терапии: учебное пособие. Ананченко В.Г. и др. / Под ред. Л.И. Дворецкого. 2010. - 456 с.: ил.
4. Клинические разборы трудных и редких случаев внутренней патологии: практ. пособие / под ред. А. В. Клеменова, И. В. Долбина. – Нижний Новгород: изд-во НижГМА, 2011. – 188 с.
5. Тестовые задания по дисциплине «внутренние болезни» для студентов 5-го курса лечебного факультета СтГМА / сост.: А.В. Ягода, П.В. Корой, Н.Н. Гладких, А.В. Рыбас, Е.А. Кощеева. – Ставрополь, изд-во СтГМА, 2009. – 94 с.
6. Атлас клинической медицины. Внешние признаки болезней: руководство. Томилов А.Ф. 2013 г. - 176 с.: ил.
7. Госпитальная терапия. Курс лекций: учебное пособие. Люсов В.А., Байкова О.А., Евсиков Е.М. и др. / Под ред. В.А. Люсова. 2010. - 480 с.: ил.
21. Циммерман, Я.С. Клиническая гастроэнтерология / Я. С. Циммерман. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.
22. Форбс А., Мисиевич Дж.Дж., Комптон К.К., и др. Перевод с англ. / Под ред. В.А. Исакова Атлас клинической гастроэнтерологии + CD. Форбс А., Мисиевич Дж.Дж., Комптон К.К., и др. Перевод с англ. / Под ред. В.А. Исакова. 2010. – 392 с.
23. Антисекреторная терапия в гастроэнетрологии: руководство. Дехнич Н.Н., Козлова С.Н. 2009. – 128 с.: ил. ( Серия « Библиотека врача-специалиста»).
27. Ющук Н.Д., Климова Е.А., Знойко Н.Н. Вирусные гепатиты. Клиника, диагностика, лечение: руководство. Ющук Н.Д., Климова Е.А., Знойко Н.Н., 2012. – 160 с. (Серия « Библиотека врача – специалиста»).
28. Ивашкин В.Т., Шевченко В.П. Питание при болезнях органов пищеварения: научное руководство. Ивашкин В.Т., Шевченко В.П. 2005. – 352 с.
29. Ивашкин В.Т., Буеверов А.О., Богомолов П.А. Маевская М.В. и др. / Под общей ред. В.Т, Ивашкина, А.О. Буеверова Рациональная фармакотерапия в гепатологии: руководство для практических врачей. Ивашкин В.Т., Буеверов А.О., Богомолов П.А. Маевская М.В. и др. / Под общей ред. В.Т, Ивашкина, А.О. Буеверова. 2009. – 296 с. («Рациональная фармакотерапия: Серия руководство для практических врачей»).
30. Ивашкин В.Т., Ивашкина Н.Ю. Баранская Е.К. и др./Под ред. В.Т. Ивашкина. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: руководство. Ивашкин В.Т., Ивашкина Н.Ю. Баранская Е.К. и др./Под ред. В.Т. Ивашкина 2 – е изд., испр. и доп. 2011. – 848 с. ( Серия «Рациональная фармакотерапия»).
39. Под ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. Антибактериальные препараты в клинической практике: руководство. Андреев И.В., Белькова Ю.А., Веселов А.В. и др. / Под. ред. С.Н. Козлова, Р.С. Козлова. 2009. – 232 (Серия « Библиотека врача-специалиста»).
40. Петрова В.И. Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике. Мастер – класс: учебник. Петрова В.И. 2011. – 380 с.: ил.
43. Ягода А.В., Гладких Н.Н., Рыбас А.В. Неотложная помощь на догоспитальном этапе: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2015. – 70 с.
Базы данных, справочные и поисковые системы, интернет-ресурсы, ссылки
1. Государственная центральная научная медицинская библиотека / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scsml.rssi.ru.
2. Электронная библиотечная система "Университетская библиотека online" / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru.
3. Электронная библиотечная система "Консультант студента" / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
4. Электронный каталог OPAC-Global / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.stgma.ru.
Методические рекомендации по выполнению программы занятия:
1. Ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия.
2. Восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия.
3. Проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
4. Проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения.
5. Выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).