Чтениелитературноготекста.Работасинформацией
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— соотноситьпредложенныеутвержденияссодержаниемпрочитанноготекста;
— находитьвлитературномтекстенеобходимуюинформацию,даннуювнеявномвиде;
— выбиратьутверждение,котороесоответствуетсодержаниюпрочитанноготекста.
Сзаданиемуспешносправились,проявивприэтомвладениеуказаннымивышеумениями,большинствочетвероклассников—74%.Анализответовпоказывает,что26%учащихсявыбралинеправильныйответ:«МудраяКометаникогдавжизниневиделасвоегоотражения»,необративвниманиянапредложение:«Я,кажется,помолодела!»—подумалаМудраяСтараяКометаитутувиделасвоёотражениеводномизокеановЗемли».Повсейвидимости,этиучащиеся,испыты-ваятрудностиспоискоминформации,заданнойвтекстевнеявномвиде,необращаютвниманиянаимеющуюсявтекстеинформацию.
Задание2
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвлитературномтекстеинформацию,подтверждающуювысказаннуюмысль;
— устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
— строитьлогическоерассуждение,включающее установленные причинно-следственныесвязи.
Дляответаучащиесямогливоспользоватьсянесколькимиспособамиработы.Во-первых,онимоглибынайтивтекстепредложение:«Онирадостносвистелииулюлюкалинабезлюднойпокапланете»—ивыписатьего,дляэтогоонидолжныбылиобратитьвниманиенасодержащеесявэтомпредложениислово«безлюдной».Во-вторых,онимоглиобратитьвниманиенадругиепред-ложениятекста,косвенноуказывающиенаотсутствиелюдей,выписатьэтипредложенияипри-вестиобъяснениетого,какэтипредложенияуказываютнаотсутствиелюдей.Например,учащиесямогливыписатьтакиефрагментытекста:«землябылаюной»—ипривестиобъяснение:«алюдипоявилисьназемленесразу»;«ледянаятишинаокутывалаземлю»иобъяснение:«аеслибыбыли люди,тишиныбыуженебыло»;«скованныевечнымльдом»иобъяснение:«втакойсильныйхолодлюдинемогливыжить».
Анализданныхпоказывает,что75%учащихсяуспешносправилисьсзаданием,а25%учащих- сяоказалисьнеоченьвнимательнымичитателями.
Задание3
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполненияучебногозаданияинформации;
— обращатьвниманиенасодержащиесявтекстедетали;
— делатьнаосновеимеющейсявтекстеинформациипростойвыводинаходитьподтвержда-ющиеегослова.
69%учащихсясогласилисьссодержащимсяввопросеутверждением,обративвниманиенаимеющеесявтекстепредложение:«Прошлимногиетысячилет,преждечемМудраяСтараяКометасмогланавеститьзнакомоеСветило»—ивыписавэтопредложениеполностьюилиегофрагмент
«прошлимногиетысячилет».30%учащихсянесправилисьсзаданием.Можноуказатьнадвевоз-можныепричиныэтого:либоучащиесянеобратиливниманиянауказанноепредложение,либонепроявили,опираясьнаимеющиесяунихобщиежизненныепредставления,пониманиятого,чтофраза«прошлимногиетысячилет»означает,чтосоветбылдандавно.
Задание4
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— соотноситьинформацию,даннуювразныхчастяхтекста;
— устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
— строитьнаосновепрочитанногоречевоевысказываниевписьменнойформе.
Пятаячастьучащихся(21%)смоглипостроитьсвязноемонологическоевысказывание,содер-жащееправильноеобъяснение,указавнаконтрасттого,чтоувиделаКометавпервыйивовторойраз,частьэтихучащихсявсвоихответахвышлинавысокийуровеньобобщения:«красотавсегдапоражает».61%учащихсявсвоихответахнеуказалинаконтрастувиденногоКометойвпервыйивовторойраз,нопривеликонкретныепримерытого,почемубыларастроганаКомета,например:
«потомучтоонаувидела,каккрасиваЗемля»,«потомучтоонаувиделакрасотунашейпланеты».16%учащихсянесправилисьсэтимзаданием.Однойизвозможныхпричинможетбытьнеумениеэтихучащихсяудерживатьисоотноситьинформацию,предложеннуювразныхчастяхтекста.
Задание5
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— устанавливатьпричинно-следственныесвязи;
— делатьнаосноветекставыводинайтислова,егоподтверждающие.
Чтобысправитьсясзаданием,учащиесядолжныбылиобратитьвниманиенапредложение:
«Икаждая,становясьмоложе,получаетотСолнцаподарок—длинныйсияющийшлейф»—исде-латьвыводотом,чтоналичиеукометышлейфадоказывает,чтокометапобывалавСолнечнойсистеме.67%учащихсяпроделалиэтуработу,далиутвердительныйответнавопросзаданияипривелинужныедоказательства.31%учащихсянесправилисьсзаданием,онинесмоглисвязатьналичиешлейфасфактомпосещениякометамиСолнечнойсистемы.
Задание6
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвлитературномтекстеинформацию,представленнуювявномвиде;
— находитьвтекстесинонимыкзаданномуслову;
— приводитьнесколькопримеров.
Анализданныхпоказывает,что90%учащихсяуспешносправилисьсзаданием,онинашлиивыписалиобаслова:«светило»и«Солнышко».9%учащихсянесмоглисправитьсясзаданиемвполномобъёме.
Задание7
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— приподборексловусинонимаопиратьсянаобщеепониманиетекста;
— учитыватьименнотозначение,вкоторомсловоупотребленовданномпредложении;
— выбиратьизпредложенныхвариантовконтекстныйсиноним.
65%учащихсясмоглипонять,чтослово«отчаянно»вданномконтекстеобозначает«сильно».22%несправилисьсзаданием,выбравслово«бесстрашно».Этиучащиесяработалисосновнымзначениемслова«отчаянно»,анестем,вкоторомоноупотребленовзаданномпредложении.Однойизвозможныхпричинможетбытьнедостаточныйопытработысконтекстнымисинонимами,неумениеучащихсявсматриватьсявоттенкизначенийсловприиспользованииихвпредложении.
Задание8
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявноминеявномвиде;
— находитьвтекстеизаписатьдвапримера,иллюстрирующиеданноеввопросеутверждение;
— демонстрироватьобщеепониманиетекста.
Вответеучащиесядолжныбылипривестидвапримераизследующихвозможных:
1) пример,связанныйскрасотойЗемли:«НаЗемлебылизелёныелесаицветущиелуга»(«НаЗемлесиниерекииозёра,полныеводы»);
2) пример,связанныйсошлейфом;
3) пример,связанныйс изменениями,произошедшими сСолнцем: пересталобояться высоты,поднимаетсянадгоризонтомит.д.
46%учащихсясправилисьсзаданиемвполномобъёме,41%учащихсясправилисьсзаданиемча-стично:этиучащиесяпривелитолькоодинпример,11%несмоглисправитьсясзаданием:ихответынесодержалипримерычудес,окоторыхмогларассказатьКомета.Повсейвидимости,однойизтрудностейявляетсявыполнениесоставногозадания,подбордвухпримеров.
Задание9
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— пониматьобщуюидеютекста;
— наосновеанализаиинтерпретациипрочитанноготекстастроитьписьменноемонологиче-скоевысказывание;
— приответенавопросактуализироватьимеющиесяморально-этическиепредставления.
35%учащихсясмоглиобъяснить,почемусовет,которыйКометадалаСолнцу,можноназвать добрым. В их высказываниях содержалось правильное объяснение, отражающее идею помощи,
пониманияпроблемыдругогоилиидеюизмененияхарактераСолнца,ответыэтихучащихсясви-детельствуютотом,чтоонипонимают,чтозначитдобро,добрый,например:«Этотсоветбылдоб-рым,потомучтоблагодаряемуСолнцеизменилосвойхарактер,пересталобоятьсявысоты».41%учащихсячастичносправилисьсзаданием,вответахэтихучащихсяуказанотольконавнешниеизменения:планетасталакрасивее,Землясталаобитаемойикрасивой,илипосодержаниюихответсхожсответомна2балла,ноприэтоместьпогрешностивоформлениивысказывания: объяснениеприведеноввидеобрывочныхфраз.20%учащихсянесмоглиобъяснить,почемусо-ветможноназватьдобрым.Причинойэтогоявляетсянепониманиеимиобщейидеитекста.
Задание10
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— анализироватьзначенияпредложенныхсловосочетаний;
— находитьсловосочетание,вкоторомодноизсловиспользовановпереносномзначении;
— оцениватьособенностиупотреблённыхвтекстеязыковыхсредств.
70%учащихсяправильносправилисьсзаданием,выбравсловосочетание«ледянаятишина»,22%учащихсявыбралиответ«глубокиерасселины»,основнуютрудностьдлянихпредставляетвнимательноеотношениекиспользованнымвтекстеязыковымсредствам.
Задание11
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— использоватьзнанияочастяхречи;
— проявлятьгибкостьмышления;
— адекватноиспользоватьречевыесредствадлявыполненияпоставленнойзадачи;
— выполнятьнесколькочастеймногокомпонентногозадания.
75%учащихсявыполниливсетричастизадания:правильноуказаличастьречислова«свети- ло»втексте(имясуществительное),указали,чтослово«светило»можетбытьглаголом,привелипримерпредложения,включиввнегоглагол«светило».19%учащихсясправилисьсзаданиемча-стично:13%выполнилидвечастизадания,6%—толькооднучасть.5%учащихсянесмоглиспра-витьсясзаданиемдаженаминимальномуровне—онидопустилиошибкивопределениичасти речислова«светило»втексте.Проблемаэтихучащихсязаключаетсявнеуменииприменитьполу-ченныенаурокахрусскогоязыказнанияприработестекстом.
Задание12
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— актуализироватьзнанияотом,вкакихслучаяхсловапишутсясзаглавнойбуквы;
— применятьактуализированныезнанияприработестекстом;
— адекватноиспользоватьречевыесредствадлярешенияпредложенногозадания.
64%учащихсясправилисьсэтимзаданиемвполномобъёме:онипривелидваслучаяизрядавозможных:1)началопредложения;2)использованиеэтогосуществительногокакименисобствен-ного(использованиеэтогословавзначении«планета»;всказкахкакимягероинисказки);3)на-званиетекста.24%справилисьсзаданиемчастично,приведятолькоодинпример.10%учащихся несправилисьсзаданием.Трудностьдляэтихучащихсяпредставляетиспользованиезнаний,по-лученныхнаурокахрусскогоязыка,привыполнениизаданий,связанныхсработойстекстом.
Задание13
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на урокахокружающегомира;
— осуществлятьсравнениепозаданнымкритериям:найтиименносходство;
— работатьснесколькимиисточникамиинформации—текстиимеющийсязапасзнаний;
— приводитьнесколькопримеров.
29%учащихсясмоглисправитьсясэтимсложнымзаданиемвполномобъёме.Всвоихотве-тахэтиучащиесяпривелидвапримерасовпаденийтекстовойинформацииизнанийпопредмету
«Окружающиймир»изнесколькихвозможных:1)Солнце—источниксвета,кнемутянетсявсёживое;2)кполуднюСолнценаходитсявточкезенита;3)еслиСолнценизконадгоризонтом—наЗемленизкаятемпература(холодно),есливысоконадгоризонтом—жарко;4)укометприпри-ближениикСолнцупоявляетсясеребристыйхвост.
35%учащихсясправилисьсзаданиемчастично,приведятолькоодинпример.29%учащихся несправилисьсзаданием,ихответынеуказывалинасходствотекстовойинформацииизнанийпоокружающемумиру.Проблемаэтихучащихсязаключаетсявнеуменииинтегрироватьзнанияизразныхисточников,сравниватьих,устанавливатьсходство.
Задание14
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на урокахокружающегомира;
— осуществлятьсравнениепозаданнымкритериям:найтиименноразличие;
— работатьснесколькимиисточникамиинформации—текстиимеющийсязапасзнаний.
Сзаданиемсправились37%учащихся.Вответахэтихучащихсябылприведёнодинизрядавозможныхпримеров:1)неСолнцепроходитпутьотвостоканазапад,аЗемлявращаетсявокруг Солнцаивокругсвоейоси;2)упоминаетсяосерединенеба,которойнесуществует;3)говорится,что«оттаяливетры»,ветрызамерзнутьнемогут;4)Землявсамомначалесвоейжизнибыланекускомльда,араскалённымшаром.53%учащихсядалинеправильныйответ,которыйнесодер-жалразличиязнанийпопредмету«Окружающиймир»ифактов,приведённыхвтексте.Некоторыеизэтихучащихсяуказывалинаособенностиданноготекста—сказка,обращаявниманиенато, чтоСолнцеикометынемогутразговаривать,ноданныйпримернесвязанссравнениемзнанийпоокружающемумируссодержаниемтекста.10%учащихсянеприступиликвыполнениюэтогозадания,почувствовавегообъективнуюсложность.
Задание15
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— использоватьзнания,полученныенадругихпредметах,приработестекстом;
— осуществлятьпоискинформации,представленнойвявномвиде;
— соотноситьимеющиесязнанияснайденнойвтекстеинформацией.
58%учащихсявыполнилизаданиевполномобъёме,всвоихответахониуказалинато,чтовтекстевстречаетсяупоминаниетрёхсостоянийводы:твёрдое—лёд,жидкое—вода,газообраз- ное—пар.22%учащихсявыполнилизаданиечастично—вихответахуказанонадвасостоянияводы.16%несправилисьсзаданием,ониуказалитольконаодносостояниеводы,окоторомупо-минаетсявтексте,илидалиневерныйответ.Проблемаучащихся,которыенесправилисьсзада- нием,связанаснеумениемприменитьимеющиесязнаниявнестандартнойситуации,соотнестизнанияпопредметуссодержаниеманализируемоготекста.
Задание16
Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:
— формулироватьсобственноемнениеипозицию;
— выбиратьодноиздвухмнений;
— приводитьаргументы,подтверждающиесделанныйвыбор.
42%учащихсясправилисьсзаданиемвполномобъёме,ониопределили,чтоправабылаКатя,ипривелидвадоказательстватого,чтопрочитанныйтекстявляетсясказкой,изрядавозможных:
1) СолнцеиКометаразговаривают(Солнцеикометынеразговаривают);2)кометаплачет;3)геро-ямиявляютсяСолнце,кометы,ветры;4)встречаютсяслова,нехарактерныедлянаучно-популярно-готекста,носвойственныесказке;5)Солнценеможетбояться;6)Землявначалебылараскалена.41%учащихсясправилисьсэтимзаданиемчастично:28%отметили,чтоправаКатя,ипривелиоднодоказательство,13%отметили,чтоправМиша,ипривелиоригинальное,норазумноедока-зательство,например:«Этонесказка,алегендаопроисхожденииЗемли»,«Насамомделетакибыло,простоздесьнаписаносказочнымязыком»,илипривелиоднодоказательствовпользуКати
иодноразумноедоказательствовпользуМиши.
15%несправилисьсзаданием:непривелиобъяснений,почемуправаКатя,илиотметили,чтоправМиша,ноприведённыеобъяснениянедоказательны.Проблемыэтихучащихсясвязанысне-умениемоценитьпредложенныевысказывания,привестидоказательстваистинностивыбранноговысказывания.
Комплексноезадание«ПоездкавСанкт-Петербург».Решениеучебно-практическихзадач
Задание1
Привыполненииэтогозаданиятребовалосьпродемонстрироватьвладениеследующимипред-метными(поматематике)иобщеучебнымиумениями:
— соотноситьсюжетнуюситуациюиматематическиеотношения,записанныеспомощьючис-ловыхравенств;
— сравниватьвеличины(суммыденег);
— используяжизненныйопыт,анализироватьинформацию,представленнуювтекстовойформеиввидеготовогорешенияматематическойзадачи.
С заданием успешно справились, проявив при этом владение указанными выше умениями,большинствочетвероклассников—60%.Остальные40%несправилисьсзаданием.Анализот-
ветовучащихсяпоказал,чтооколо34%несмоглиразобратьсявжизненнойситуацииисоотне-стидвеформыпредставленияинформации(ввидетекстаиввидематематическихравенств).Возможно,чтооднойизпричинэтогоявляетсянедостаточныйжизненныйопытучащихся.
Задание2
Прирешенииэтойзадачиучащиесядолжныбылипоказатьвладениеследующимипредметны-мииобщеучебнымиумениями:
— находить долючисла;
— оцениватьреальностьответанавопросзадачи.
Сзадачейуспешносправились,проявивприэтомвладениеуказаннымивышеумениями,боль-шинствочетвероклассников—70%,изнихоколо10%вернонашлишестуючастьоттойоши-бочнойстоимостибилета,которуюониполучилиприответевзадании1.Допущенныеошибкивосновномобъясняютсянеумениемученикаудержатьучебнуюзадачу.Вместотогочтобынайтивсоответствиисвопросомзадачишестуючастьстоимостидетскогобилета,т.е.разделить2754на6,онмог,например,разделить13620на6(найтишестуючастьобщейстоимостибилетов) илиумножить2754на2(узнатьстоимостьдвухдетскихбилетов).
Задание3
Привыполненииэтогозаданияучащиесядолжныбылипоказатьвладениекомплексомпред-метныхиобщеучебных умений:
— составлятьвыражениедлярешения текстовойзадачи;
— находитьдваспособарешениятекстовойзадачи;
— использоватьполученнуюранее(входерешенияпредыдущейзадачи)информациювновойситуации;
— пониматьвозможностьрешенияпоставленнойзадачиразнымиспособами.
Большинствоучащихся(64%)полностьюсправилисьсзадачей,т.е.сумелиуказатьдваразныхспособаеёрешения,проявивумениеуспешноразобратьсявжизненнойситуации,описаннойвзадании1.Около28%сумелинайтитолькоодинизвозможныхспособоврешения.Возможнымипричинамиявляются:установканапоискединственногорешения(«какнауроке»);неправильноепониманиезадания(детивыбираюттретьерешение,вкоторомуказанаценаобратныхбилетов,атребуетсяузнатьстоимостьбилетовтудаиобратно).
Задание4
Прирешенииэтойзадачиучащиесядолжныбылипоказатьвладениеследующимипредметны-мииобщеучебнымиумениями:
— сравниватьвеличины:времяначала(окончания)события(отправления,прибытиярейса)сзаданнымзначениемвремени;
— использоватьданные,представленныевформетаблицы,дляполученияинформации,необ-ходимойдлярешениязадачи;
— находитьнесколькорешенийзадачи;
— осуществлятьсамоконтроль:проверятьвходерешениязадачиодновременноевыполнение двухусловий—указанныхвремениотправленияивремениприбытиярейса.
Владениеэтимиумениямипоказалиподавляющеебольшинствочетвероклассников—79%,вы-бравизтаблицытривозможныхрейса.Правильноевыполнениезаданияхарактеризуетспособ-ностьученикаприменятьзнанияовременииединицахегоизмерениявнестандартнойситуации.Около16%далинеполныйответ—сумеливыбратьтолькоодинилидварейса,т.е.несумеливполноймереосуществитьсамоконтрольприанализетаблицысрейсамисамолётов.5%детейсзаданиемнесправились.
Задание5
Привыполненииэтогозаданиятребовалосьприменитьследующиепредметныеиобщеучебныеумения:
— ориентироватьсявовремени(включаяпониманиесмыслапонятия«сутки»);
— находитьиотмечатьположениеточкиначисловомотрезке(шкале);
— интерпретироватьтекстовуюинформациюипредставлятьеёвграфическойформе,учиты-ваядваусловиязадачи—деньприбытия ивремяприлёта.
Заданиевыполнилиподавляющеебольшинствочетвероклассников—80%.Около9%несмог-липолностьюконтролироватьсебяпривыполнениизаданияисумелиучестьтолькоодноизусло-вий.9%учащихсянесмогливыполнитьзадание.
Задание6
Призаполнениитаблицы,предложеннойвзадании,учащиесядолжныбылиприменитьследую-щиепредметныеиобщеучебныеумения:
— пониматьинформацию,представленнуювформетаблицы;
— решатьзадачунакратноесравнение(вслучаепрямойикосвеннойформулировкиусловия);
— находитьнеизвестныйкомпонентсложения;
— выполнятьвычислениявпределахстаивслучаях,сводимыхквычислениямвпределахста;
— соотноситьинформацию,представленнуювтекстовойформеивформетаблицы.Полностьюсправилисьсзаполнениемтрёхпустыхклетоктаблицыбольшинствочетверокласс-
ников—70%.Ещё20%частичносправилисьсзаданием,заполниввернодвеклеткитаблицы.Ошибкиввыполнениизаданияуказываютнато,чточетвероклассникамтруднопереключатьвни-маниесрешенияоднойзадачи(однастрокатаблицы)надругую(другаястрокатаблицы),нахо-дитьнеизвестныйкомпонентарифметическогодействия.
Комплексноезадание«Витаминыиздоровье».Чтениенаучно-популярныхтекстов.