Чтениелитературноготекста.Работасинформацией


Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— соотноситьпредложенныеутвержденияссодержаниемпрочитанноготекста;

— находитьвлитературномтекстенеобходимуюинформацию,даннуювнеявномвиде;

— выбиратьутверждение,котороесоответствуетсодержаниюпрочитанноготекста.

Сзаданиемуспешносправились,проявивприэтомвладениеуказаннымивышеумениями,большинствочетвероклассников—74%.Анализответовпоказывает,что26%учащихсявыбралинеправильныйответ:«МудраяКометаникогдавжизниневиделасвоегоотражения»,необративвниманиянапредложение:«Я,кажется,помолодела!»—подумалаМудраяСтараяКометаитутувиделасвоёотражениеводномизокеановЗемли».Повсейвидимости,этиучащиеся,испыты-ваятрудностиспоискоминформации,заданнойвтекстевнеявномвиде,необращаютвниманиянаимеющуюсявтекстеинформацию.

Задание2

Чтениелитературноготекста.Работасинформацией - student2.ru

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвлитературномтекстеинформацию,подтверждающуювысказаннуюмысль;

— устанавливатьпричинно-следственныесвязи;

— строитьлогическоерассуждение,включающее установленные причинно-следственныесвязи.

Дляответаучащиесямогливоспользоватьсянесколькимиспособамиработы.Во-первых,онимоглибынайтивтекстепредложение:«Онирадостносвистелииулюлюкалинабезлюднойпокапланете»—ивыписатьего,дляэтогоонидолжныбылиобратитьвниманиенасодержащеесявэтомпредложениислово«безлюдной».Во-вторых,онимоглиобратитьвниманиенадругиепред-ложениятекста,косвенноуказывающиенаотсутствиелюдей,выписатьэтипредложенияипри-вестиобъяснениетого,какэтипредложенияуказываютнаотсутствиелюдей.Например,учащиесямогливыписатьтакиефрагментытекста:«землябылаюной»—ипривестиобъяснение:«алюдипоявилисьназемленесразу»;«ледянаятишинаокутывалаземлю»иобъяснение:«аеслибыбыли люди,тишиныбыуженебыло»;«скованныевечнымльдом»иобъяснение:«втакойсильныйхолодлюдинемогливыжить».

Анализданныхпоказывает,что75%учащихсяуспешносправилисьсзаданием,а25%учащих- сяоказалисьнеоченьвнимательнымичитателями.

Задание3

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— осуществлятьпоискнеобходимойдлявыполненияучебногозаданияинформации;

— обращатьвниманиенасодержащиесявтекстедетали;

— делатьнаосновеимеющейсявтекстеинформациипростойвыводинаходитьподтвержда-ющиеегослова.

69%учащихсясогласилисьссодержащимсяввопросеутверждением,обративвниманиенаимеющеесявтекстепредложение:«Прошлимногиетысячилет,преждечемМудраяСтараяКометасмогланавеститьзнакомоеСветило»—ивыписавэтопредложениеполностьюилиегофрагмент

«прошлимногиетысячилет».30%учащихсянесправилисьсзаданием.Можноуказатьнадвевоз-можныепричиныэтого:либоучащиесянеобратиливниманиянауказанноепредложение,либонепроявили,опираясьнаимеющиесяунихобщиежизненныепредставления,пониманиятого,чтофраза«прошлимногиетысячилет»означает,чтосоветбылдандавно.

Задание4

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— соотноситьинформацию,даннуювразныхчастяхтекста;

— устанавливатьпричинно-следственныесвязи;

— строитьнаосновепрочитанногоречевоевысказываниевписьменнойформе.

Пятаячастьучащихся(21%)смоглипостроитьсвязноемонологическоевысказывание,содер-жащееправильноеобъяснение,указавнаконтрасттого,чтоувиделаКометавпервыйивовторойраз,частьэтихучащихсявсвоихответахвышлинавысокийуровеньобобщения:«красотавсегдапоражает».61%учащихсявсвоихответахнеуказалинаконтрастувиденногоКометойвпервыйивовторойраз,нопривеликонкретныепримерытого,почемубыларастроганаКомета,например:

«потомучтоонаувидела,каккрасиваЗемля»,«потомучтоонаувиделакрасотунашейпланеты».16%учащихсянесправилисьсэтимзаданием.Однойизвозможныхпричинможетбытьнеумениеэтихучащихсяудерживатьисоотноситьинформацию,предложеннуювразныхчастяхтекста.

Задание5

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— устанавливатьпричинно-следственныесвязи;

— делатьнаосноветекставыводинайтислова,егоподтверждающие.

Чтобысправитьсясзаданием,учащиесядолжныбылиобратитьвниманиенапредложение:

«Икаждая,становясьмоложе,получаетотСолнцаподарок—длинныйсияющийшлейф»—исде-латьвыводотом,чтоналичиеукометышлейфадоказывает,чтокометапобывалавСолнечнойсистеме.67%учащихсяпроделалиэтуработу,далиутвердительныйответнавопросзаданияипривелинужныедоказательства.31%учащихсянесправилисьсзаданием,онинесмоглисвязатьналичиешлейфасфактомпосещениякометамиСолнечнойсистемы.

Задание6

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвлитературномтекстеинформацию,представленнуювявномвиде;

— находитьвтекстесинонимыкзаданномуслову;

— приводитьнесколькопримеров.

Анализданныхпоказывает,что90%учащихсяуспешносправилисьсзаданием,онинашлиивыписалиобаслова:«светило»и«Солнышко».9%учащихсянесмоглисправитьсясзаданиемвполномобъёме.

Задание7

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— приподборексловусинонимаопиратьсянаобщеепониманиетекста;

— учитыватьименнотозначение,вкоторомсловоупотребленовданномпредложении;

— выбиратьизпредложенныхвариантовконтекстныйсиноним.

65%учащихсясмоглипонять,чтослово«отчаянно»вданномконтекстеобозначает«сильно».22%несправилисьсзаданием,выбравслово«бесстрашно».Этиучащиесяработалисосновнымзначениемслова«отчаянно»,анестем,вкоторомоноупотребленовзаданномпредложении.Однойизвозможныхпричинможетбытьнедостаточныйопытработысконтекстнымисинонимами,неумениеучащихсявсматриватьсявоттенкизначенийсловприиспользованииихвпредложении.

Задание8

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— находитьвтекстеинформацию,представленнуювявноминеявномвиде;

— находитьвтекстеизаписатьдвапримера,иллюстрирующиеданноеввопросеутверждение;

— демонстрироватьобщеепониманиетекста.

Вответеучащиесядолжныбылипривестидвапримераизследующихвозможных:

1) пример,связанныйскрасотойЗемли:«НаЗемлебылизелёныелесаицветущиелуга»(«НаЗемлесиниерекииозёра,полныеводы»);

2) пример,связанныйсошлейфом;

3) пример,связанныйс изменениями,произошедшими сСолнцем: пересталобояться высоты,поднимаетсянадгоризонтомит.д.

46%учащихсясправилисьсзаданиемвполномобъёме,41%учащихсясправилисьсзаданиемча-стично:этиучащиесяпривелитолькоодинпример,11%несмоглисправитьсясзаданием:ихответынесодержалипримерычудес,окоторыхмогларассказатьКомета.Повсейвидимости,однойизтрудностейявляетсявыполнениесоставногозадания,подбордвухпримеров.

Задание9

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— пониматьобщуюидеютекста;

— наосновеанализаиинтерпретациипрочитанноготекстастроитьписьменноемонологиче-скоевысказывание;

— приответенавопросактуализироватьимеющиесяморально-этическиепредставления.

35%учащихсясмоглиобъяснить,почемусовет,которыйКометадалаСолнцу,можноназвать добрым. В их высказываниях содержалось правильное объяснение, отражающее идею помощи,

пониманияпроблемыдругогоилиидеюизмененияхарактераСолнца,ответыэтихучащихсясви-детельствуютотом,чтоонипонимают,чтозначитдобро,добрый,например:«Этотсоветбылдоб-рым,потомучтоблагодаряемуСолнцеизменилосвойхарактер,пересталобоятьсявысоты».41%учащихсячастичносправилисьсзаданием,вответахэтихучащихсяуказанотольконавнешниеизменения:планетасталакрасивее,Землясталаобитаемойикрасивой,илипосодержаниюихответсхожсответомна2балла,ноприэтоместьпогрешностивоформлениивысказывания: объяснениеприведеноввидеобрывочныхфраз.20%учащихсянесмоглиобъяснить,почемусо-ветможноназватьдобрым.Причинойэтогоявляетсянепониманиеимиобщейидеитекста.

Задание10

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— анализироватьзначенияпредложенныхсловосочетаний;

— находитьсловосочетание,вкоторомодноизсловиспользовановпереносномзначении;

— оцениватьособенностиупотреблённыхвтекстеязыковыхсредств.

70%учащихсяправильносправилисьсзаданием,выбравсловосочетание«ледянаятишина»,22%учащихсявыбралиответ«глубокиерасселины»,основнуютрудностьдлянихпредставляетвнимательноеотношениекиспользованнымвтекстеязыковымсредствам.

Задание11

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— использоватьзнанияочастяхречи;

— проявлятьгибкостьмышления;

— адекватноиспользоватьречевыесредствадлявыполненияпоставленнойзадачи;

— выполнятьнесколькочастеймногокомпонентногозадания.

75%учащихсявыполниливсетричастизадания:правильноуказаличастьречислова«свети- ло»втексте(имясуществительное),указали,чтослово«светило»можетбытьглаголом,привелипримерпредложения,включиввнегоглагол«светило».19%учащихсясправилисьсзаданиемча-стично:13%выполнилидвечастизадания,6%—толькооднучасть.5%учащихсянесмоглиспра-витьсясзаданиемдаженаминимальномуровне—онидопустилиошибкивопределениичасти речислова«светило»втексте.Проблемаэтихучащихсязаключаетсявнеуменииприменитьполу-ченныенаурокахрусскогоязыказнанияприработестекстом.

Задание12

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— актуализироватьзнанияотом,вкакихслучаяхсловапишутсясзаглавнойбуквы;

— применятьактуализированныезнанияприработестекстом;

— адекватноиспользоватьречевыесредствадлярешенияпредложенногозадания.

64%учащихсясправилисьсэтимзаданиемвполномобъёме:онипривелидваслучаяизрядавозможных:1)началопредложения;2)использованиеэтогосуществительногокакименисобствен-ного(использованиеэтогословавзначении«планета»;всказкахкакимягероинисказки);3)на-званиетекста.24%справилисьсзаданиемчастично,приведятолькоодинпример.10%учащихся несправилисьсзаданием.Трудностьдляэтихучащихсяпредставляетиспользованиезнаний,по-лученныхнаурокахрусскогоязыка,привыполнениизаданий,связанныхсработойстекстом.

Задание13

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на урокахокружающегомира;

— осуществлятьсравнениепозаданнымкритериям:найтиименносходство;

— работатьснесколькимиисточникамиинформации—текстиимеющийсязапасзнаний;

— приводитьнесколькопримеров.

29%учащихсясмоглисправитьсясэтимсложнымзаданиемвполномобъёме.Всвоихотве-тахэтиучащиесяпривелидвапримерасовпаденийтекстовойинформацииизнанийпопредмету

«Окружающиймир»изнесколькихвозможных:1)Солнце—источниксвета,кнемутянетсявсёживое;2)кполуднюСолнценаходитсявточкезенита;3)еслиСолнценизконадгоризонтом—наЗемленизкаятемпература(холодно),есливысоконадгоризонтом—жарко;4)укометприпри-ближениикСолнцупоявляетсясеребристыйхвост.

35%учащихсясправилисьсзаданиемчастично,приведятолькоодинпример.29%учащихся несправилисьсзаданием,ихответынеуказывалинасходствотекстовойинформацииизнанийпоокружающемумиру.Проблемаэтихучащихсязаключаетсявнеуменииинтегрироватьзнанияизразныхисточников,сравниватьих,устанавливатьсходство.

Задание14

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на урокахокружающегомира;

— осуществлятьсравнениепозаданнымкритериям:найтиименноразличие;

— работатьснесколькимиисточникамиинформации—текстиимеющийсязапасзнаний.

Сзаданиемсправились37%учащихся.Вответахэтихучащихсябылприведёнодинизрядавозможныхпримеров:1)неСолнцепроходитпутьотвостоканазапад,аЗемлявращаетсявокруг Солнцаивокругсвоейоси;2)упоминаетсяосерединенеба,которойнесуществует;3)говорится,что«оттаяливетры»,ветрызамерзнутьнемогут;4)Землявсамомначалесвоейжизнибыланекускомльда,араскалённымшаром.53%учащихсядалинеправильныйответ,которыйнесодер-жалразличиязнанийпопредмету«Окружающиймир»ифактов,приведённыхвтексте.Некоторыеизэтихучащихсяуказывалинаособенностиданноготекста—сказка,обращаявниманиенато, чтоСолнцеикометынемогутразговаривать,ноданныйпримернесвязанссравнениемзнанийпоокружающемумируссодержаниемтекста.10%учащихсянеприступиликвыполнениюэтогозадания,почувствовавегообъективнуюсложность.

Задание15

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— использоватьзнания,полученныенадругихпредметах,приработестекстом;

— осуществлятьпоискинформации,представленнойвявномвиде;

— соотноситьимеющиесязнанияснайденнойвтекстеинформацией.

58%учащихсявыполнилизаданиевполномобъёме,всвоихответахониуказалинато,чтовтекстевстречаетсяупоминаниетрёхсостоянийводы:твёрдое—лёд,жидкое—вода,газообраз- ное—пар.22%учащихсявыполнилизаданиечастично—вихответахуказанонадвасостоянияводы.16%несправилисьсзаданием,ониуказалитольконаодносостояниеводы,окоторомупо-минаетсявтексте,илидалиневерныйответ.Проблемаучащихся,которыенесправилисьсзада- нием,связанаснеумениемприменитьимеющиесязнаниявнестандартнойситуации,соотнестизнанияпопредметуссодержаниеманализируемоготекста.

Задание16

Привыполненииэтогозаданиянеобходимобылопроявитьследующиепредметныеиобще-учебныеумения:

— формулироватьсобственноемнениеипозицию;

— выбиратьодноиздвухмнений;

— приводитьаргументы,подтверждающиесделанныйвыбор.

42%учащихсясправилисьсзаданиемвполномобъёме,ониопределили,чтоправабылаКатя,ипривелидвадоказательстватого,чтопрочитанныйтекстявляетсясказкой,изрядавозможных:

1) СолнцеиКометаразговаривают(Солнцеикометынеразговаривают);2)кометаплачет;3)геро-ямиявляютсяСолнце,кометы,ветры;4)встречаютсяслова,нехарактерныедлянаучно-популярно-готекста,носвойственныесказке;5)Солнценеможетбояться;6)Землявначалебылараскалена.41%учащихсясправилисьсэтимзаданиемчастично:28%отметили,чтоправаКатя,ипривелиоднодоказательство,13%отметили,чтоправМиша,ипривелиоригинальное,норазумноедока-зательство,например:«Этонесказка,алегендаопроисхожденииЗемли»,«Насамомделетакибыло,простоздесьнаписаносказочнымязыком»,илипривелиоднодоказательствовпользуКати

иодноразумноедоказательствовпользуМиши.

15%несправилисьсзаданием:непривелиобъяснений,почемуправаКатя,илиотметили,чтоправМиша,ноприведённыеобъяснениянедоказательны.Проблемыэтихучащихсясвязанысне-умениемоценитьпредложенныевысказывания,привестидоказательстваистинностивыбранноговысказывания.

Комплексноезадание«ПоездкавСанкт-Петербург».Решениеучебно-практическихзадач

Задание1

Привыполненииэтогозаданиятребовалосьпродемонстрироватьвладениеследующимипред-метными(поматематике)иобщеучебнымиумениями:

— соотноситьсюжетнуюситуациюиматематическиеотношения,записанныеспомощьючис-ловыхравенств;

— сравниватьвеличины(суммыденег);

— используяжизненныйопыт,анализироватьинформацию,представленнуювтекстовойформеиввидеготовогорешенияматематическойзадачи.

С заданием успешно справились, проявив при этом владение указанными выше умениями,большинствочетвероклассников—60%.Остальные40%несправилисьсзаданием.Анализот-

ветовучащихсяпоказал,чтооколо34%несмоглиразобратьсявжизненнойситуацииисоотне-стидвеформыпредставленияинформации(ввидетекстаиввидематематическихравенств).Возможно,чтооднойизпричинэтогоявляетсянедостаточныйжизненныйопытучащихся.

Задание2

Прирешенииэтойзадачиучащиесядолжныбылипоказатьвладениеследующимипредметны-мииобщеучебнымиумениями:

— находить долючисла;

— оцениватьреальностьответанавопросзадачи.

Сзадачейуспешносправились,проявивприэтомвладениеуказаннымивышеумениями,боль-шинствочетвероклассников—70%,изнихоколо10%вернонашлишестуючастьоттойоши-бочнойстоимостибилета,которуюониполучилиприответевзадании1.Допущенныеошибкивосновномобъясняютсянеумениемученикаудержатьучебнуюзадачу.Вместотогочтобынайтивсоответствиисвопросомзадачишестуючастьстоимостидетскогобилета,т.е.разделить2754на6,онмог,например,разделить13620на6(найтишестуючастьобщейстоимостибилетов) илиумножить2754на2(узнатьстоимостьдвухдетскихбилетов).

Задание3

Привыполненииэтогозаданияучащиесядолжныбылипоказатьвладениекомплексомпред-метныхиобщеучебных умений:

— составлятьвыражениедлярешения текстовойзадачи;

— находитьдваспособарешениятекстовойзадачи;

— использоватьполученнуюранее(входерешенияпредыдущейзадачи)информациювновойситуации;

— пониматьвозможностьрешенияпоставленнойзадачиразнымиспособами.

Большинствоучащихся(64%)полностьюсправилисьсзадачей,т.е.сумелиуказатьдваразныхспособаеёрешения,проявивумениеуспешноразобратьсявжизненнойситуации,описаннойвзадании1.Около28%сумелинайтитолькоодинизвозможныхспособоврешения.Возможнымипричинамиявляются:установканапоискединственногорешения(«какнауроке»);неправильноепониманиезадания(детивыбираюттретьерешение,вкоторомуказанаценаобратныхбилетов,атребуетсяузнатьстоимостьбилетовтудаиобратно).

Задание4

Прирешенииэтойзадачиучащиесядолжныбылипоказатьвладениеследующимипредметны-мииобщеучебнымиумениями:

— сравниватьвеличины:времяначала(окончания)события(отправления,прибытиярейса)сзаданнымзначениемвремени;

— использоватьданные,представленныевформетаблицы,дляполученияинформации,необ-ходимойдлярешениязадачи;

— находитьнесколькорешенийзадачи;

— осуществлятьсамоконтроль:проверятьвходерешениязадачиодновременноевыполнение двухусловий—указанныхвремениотправленияивремениприбытиярейса.

Владениеэтимиумениямипоказалиподавляющеебольшинствочетвероклассников—79%,вы-бравизтаблицытривозможныхрейса.Правильноевыполнениезаданияхарактеризуетспособ-ностьученикаприменятьзнанияовременииединицахегоизмерениявнестандартнойситуации.Около16%далинеполныйответ—сумеливыбратьтолькоодинилидварейса,т.е.несумеливполноймереосуществитьсамоконтрольприанализетаблицысрейсамисамолётов.5%детейсзаданиемнесправились.

Задание5

Привыполненииэтогозаданиятребовалосьприменитьследующиепредметныеиобщеучебныеумения:

— ориентироватьсявовремени(включаяпониманиесмыслапонятия«сутки»);

— находитьиотмечатьположениеточкиначисловомотрезке(шкале);

— интерпретироватьтекстовуюинформациюипредставлятьеёвграфическойформе,учиты-ваядваусловиязадачи—деньприбытия ивремяприлёта.

Заданиевыполнилиподавляющеебольшинствочетвероклассников—80%.Около9%несмог-липолностьюконтролироватьсебяпривыполнениизаданияисумелиучестьтолькоодноизусло-вий.9%учащихсянесмогливыполнитьзадание.

Задание6

Призаполнениитаблицы,предложеннойвзадании,учащиесядолжныбылиприменитьследую-щиепредметныеиобщеучебныеумения:

— пониматьинформацию,представленнуювформетаблицы;

— решатьзадачунакратноесравнение(вслучаепрямойикосвеннойформулировкиусловия);

— находитьнеизвестныйкомпонентсложения;

— выполнятьвычислениявпределахстаивслучаях,сводимыхквычислениямвпределахста;

— соотноситьинформацию,представленнуювтекстовойформеивформетаблицы.Полностьюсправилисьсзаполнениемтрёхпустыхклетоктаблицыбольшинствочетверокласс-

ников—70%.Ещё20%частичносправилисьсзаданием,заполниввернодвеклеткитаблицы.Ошибкиввыполнениизаданияуказываютнато,чточетвероклассникамтруднопереключатьвни-маниесрешенияоднойзадачи(однастрокатаблицы)надругую(другаястрокатаблицы),нахо-дитьнеизвестныйкомпонентарифметическогодействия.

Комплексноезадание«Витаминыиздоровье».Чтениенаучно-популярныхтекстов.

Наши рекомендации