Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОНКОЛОГИИ С КУРСОМ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ, ТЕРАПИИ

И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для самостоятельной работы студентов 6 курса по теме

«РАК МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ»

Утверждено

На методическом совещании кафедры

«_____» _____________ 2015 г.

Протокол № _____

Зав. кафедрой, профессор ________ Дубинина В.Г.

Одесса - 2015.

Тема практического занятия: «Рак мочевого пузыря » - 4 часа.

Актуальность темы.

На фоне значительного общего увеличения онкозаболеваемости отмечается прирост заболеваемости раком мочевого пузыря (РМП). По данным оперативной информации канцеррегистра Украины показатель заболеваемости для данной патологии в 2010 году составляет 11,15 на 100 000 населения. Показатель смертности на 100 000 населения – 5,24. Летальность до 1 года – 28,5 %. 5-летняя выживаемость - 38%. Специальными методами лечения охвачено 75,7%. Важной стороной проблемы является низкая эффективность лечения больных из-за позднего и несвоевременного обращения и выявления (46, 6 % с III и IV стадией заболевания). Только 11, 8% случаев рака мочевого пузыря в 2009 году были выявлены во время профилактических осмотров. Одной из причин данной ситуации могут быть недостаточные знания вопроса врачами разных специальностей, а также отсутствие программ скрининга.

Общая цель: освоить ключевые симптомы, позволяющие заподозрить рак мочевого пузыря, знать методы скрининга и диагностики рака мочевого пузыря, изучить основные методы лечения опухолей мочевого пузыря. Иметь представление об подходах к лечению опухолей мочеточника и почечной лоханки.

Конкретные цели

Уметь:

1. На основании анализа жалоб, анамнеза, объективного исследования, выявить основные симптомы опухолей мочевого пузыря, мочеточника и почечной лоханки.

2. Назначить дополнительные методы обследования и оценить их данные

3. Провести дифференциальную диагностику, поставить окончательный диагноз.

4. Назначать лечение в соответствии со стадией заболевания

5. Составить план мониторинга больного раком мочевого пузыря после специального лечения.

6. Проводить реабилитационные и профилактические мероприятия.

Содержание обучения

Теоретические вопросы к теме, которые должен усвоить студент:

1. Клиническая симптоматика опухолей мочевого пузыря, мочеточника и почечной лоханки.

2. Диагностика опухолей мочевого пузыря, мочеточника и почечной лоханки.

3. Классификация опухолей мочевого пузыря.

4. Закономерности метастазирования.

5. Эпидемиология опухолей мочевого пузыря, заболеваемость и смертность, этиологические факторы и предопухолевые заболевания.

6. Принципы и тактика лечения опухолей мочевого пузыря, непосредственные и отдаленные результаты лечения.

7. Факторы риска развития рака мочевого пузыря, профилактика.

8. Мониторинг больных после проведенного специального лечения.

Короткие методические указания к работе студентов на практическом занятии.

Сначала проводится входной контроль знаний с помощью тестов и устных ответов, решение ситуационных задач. Студенты приступают к самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя. Проводят сбор анамнеза, физикальное обследование больных раком мочевого пузыря, изучение данных дополнительного обследования больных. Проводится выявление ведущих симптомов, дифференцирование заболевания с другими и обоснование предварительного диагноза. Намечают план лечения. Во время обследования каждый студент проводит физикальное обследование больного (осмотр, пальпацию групп лимфоузлов, живота, перкуссию). Во время занятий студенты интерпретируют лабораторные данные, ультрасонографические, эндоскопические, рентгенологические, цитологические и патогистологические исследования. В отделении интенсивной терапии и реанимации студенты познают принципы интенсивной терапии и ухода за тяжелыми больными. Работают в перевязочной, операционной. Дальше проводится итоговый тестовый контроль. Подводят итоги занятия, объявляются результаты контроля знаний-умений.

Наши рекомендации