Сестринское дело при инфекционных заболеваниях
Задачи по оказанию доврачебной помощи
При неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии
Задача № 1
В экстремальной ситуации (в поезде) женщина родила живого ребенка. При родах присутствовала медицинская сестра. Послед самостоятельно отделился и родился. Кровопотеря составила приблизительно 250-300 мл. Женщина жалуется на усталость, волнуется за своего ребенка.
Объективно: кожные покровы розовые, пульс 74 уд. в мин. На подкладной пеленке обильные кровянистые выделения алого цвета. При осмотре последа дефектов не выявлено.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние родильницы.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
3. Продемонстрируйте технику наружного массажа матки.
Эталон ответа
1. В экстремальной ситуации у беременной произошли преждевременные роды.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
1. роды произошли вне стационара;
2. ранний послеродовый период;
3. кровянистые выделения из половых путей.
2. Алгоритм действий медсестры
1) Сообщить бригадиру железнодорожного состава о необходимости вызова по рации бригады скорой помощи к ближайшей станции, с целью экстренной транспортировки
в родильный дом.
2) Успокоить родильницу, придать удобное положение, убрать послед, пеленки, по возможности обтереть грязные участки тела, укрыть одеялом, с целью создания благоприятной обстановки.
3) Периодически производить наружный массаж матки, наблюдать за выделениями из половых путей, с целью предотвращения кровотечения.
4) Положить на низ живота груз, при возможности холод, с целью профилактики кровотечения.
5) Наблюдать за состоянием беременной, периодически определять пульс, с целью контроля состояния.
3. Студент демонстрирует на муляже технику наружного массажа матки. Пальпаторно определяет дно матки и кистью правой руки совершает круговые движения, массируя матку. При этом студент должен наблюдать за выделениями из половых путей.
Задача № 2
Беременная О.Н., 20 лет, поступила в гинекологическое отделение с диагнозом: беременность 8 недель, ранний гестоз, умеренная рвота.
Тошнота и рвота по утрам появились 2 недели назад, но вскоре рвота участилась до 10 раз в сутки до и после приема пищи. Жалуется на слабость, головокружение, отсутствие аппетита, похудела на 3 кг. В пространстве ориентируется адекватно. Тревожна, боится повторения рвоты, на контакты идет, но выражает опасение за исход беременности.
Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. АД 100/80 мм рт. ст. Рs 100 ударов в минуту. Температура тела 37,7° С. Живот правильной формы, участвует в акте дыхание, мягкий, безболезненный.
Задания
1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните беременной, как подготовиться к влагалищному исследованию.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику взятия мазка на степень чистоты влагалища.
Эталон ответа
Проблемы беременной
Настоящие: рвота, тошнота, головокружение, слабость.
Потенциальные проблемы: невынашивание беременности, интоксикация.
Приоритетная проблема: рвота.
Краткосрочная цель: у пациентки в ближайшие дни прекратится рвота, тошнота и обезвоживание организма.
Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на рвоту и тошноту при выписке.
План | Мотивация |
1. Создание полного покоя и длительного сна беременной | Для уменьшения стрессовых воздействий на ЦНС |
2. Изоляция от пациенток с таким же диагнозом | Для исключения рефлекторного воздействия на рвотные центры |
3. Обеспечение обильного питья | Для восполнения объема потерянной жидкости |
4. Проведение беседы об особенностях приема пищи (небольшие порции, в холодном виде) | Для усвоения организмом принятой пищи |
5. Проведение беседы об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов, микроэлементов. | Для компенсации потери белка и повышение защитных сил организма |
6. Обеспечение доступа свежего воздуха путем проветривания палаты в течение дня | Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом |
7. Проведение беседы о необходимости полоскания рта раствором шалфея, коры дуба | Для уменьшения слюнотечения |
8. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациентки | Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Оценка. Беременная отмечает урежение и прекращение рвоты. Беременность сохранена. Цель достигнута.
Студент доступно объясняет пациентке правила подготовки к влагалищному исследованию и выясняет, правильно ли она поняла его объяснение.
Студент демонстрирует технику взятия мазка на степень чистоты влагалища: надевает перчатки, левой рукой раздвигает большие и малые половые губы, правой рукой вводит во влагалище створчатое зеркало Куско, выводит шейку матки и с помощью ложечки Фолькмана берет мазок из заднего свода влагалища, наносит на покровное стекло в виде буквы "V".
Задача №3
К цеховой медицинской сестре обратилась женщина с жалобами на схваткообразные боли внизу живота, мажущие кровянистые выделения.
Анамнез: состоит на учете в женской консультации по поводу беременности. Срок беременности 12 недель.
Объективно: состояние удовлетворительное, кожные покровы розовые, АД 120/80 мм рт.ст. Пульс 72 удара в мин. Живот участвует в акте дыхания, мягкий, при пальпации безболезненный.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние беременной.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.
Эталон ответа
1. Женщине угрожает прерывание беременности.
Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:
§ схваткообразные боли внизу живота;
§ мажущие кровянистые выделения.
2. Алгоритм действий медсестры:
§ вызвать скорую помощь с целью экстренной транспортировки в гинекологический стационар;
§ уложить беременную на кушетку с целью создания физического покоя;
§ периодически определять пульс, АД, наблюдать за женщиной до прибытия врача, с целью контроля состояния.
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ