Перечень теоретических вопросов лекционного материала

1) Положение человека в природе.

2) Уровни организации человека.

3) Что такое система органов и аппарат органов.

4) Методы изучения тела.

5) Какова скорость движения сперматозоида в половых путях женщины.

6) Какое количество сперматозоидов попадает в половые пути женщины после полового сношения.

7) Что такое овоспермий.

8) Что такое эмбриогенез.

9) Стадии эмбриогенеза.

10) Что такое трофобласт.

11) Когда образуется зародышевый щиток.

12) Что такое нотогенез.

13) Какие зародышевые листки.

14) Что такое сомит. Их количество.

15) Части сомита.

16) Что развивается из эктодермы, энтодермы, мезодермы.

17) Почему кость является органом.

18) Классификация костей.

19) Состав кости.

20) Чем объясняется прочность кости, какие механические свойства кости.

21) Филогенез кости.

22) Эмбриогенез кости: виды окостенений.

23) Костный и паспортный возраст, половой диморфизм (примеры).

24) Что такое диплоэ.

25) Что такое lamina vitrea.

26) Что такое фолькмановский канал, гаверсов канал.

27) Что такое остеон.

28) Какое количество костей у человека.

29) Какие кости являются первичными, вторичными.

30) Что такое диафиз, метафиз, эпифиз, апофиз. Показать на кости эти части. (Кость дает преподвваггель).

31) Какие части кости, как органа, известны.

32) Варианты и аномалии костей (примеры).

33) Череп новорожденного.

34) Контрфорсы черепа.

35) Околоносовые пазухи черепа и их значение.

36) Развитие черепа (филогенез).

37) Развитие черепа (эмбриогенез).

38) Этапы развития черепа.

39) Половые особенности черепа.

40) Расовые особенности черепа.

В конце отчетного занятия подводится итог. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для пересдачи отчета по данной теме.

Рекомендуемая литература:(основная и дополнительная).

Основная литература:

1. Анатомия человека. Под редакцией акад. РАМН, проф. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 2008г.

2. Анатомия человека. Краев А.В., Резцов О.В. - М.: Медкнига, 2007 г.

Дополнительная литература:

1. Атлас анатомия человека в трех томах. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: издат. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г.

2. Атлас анатомия человека для стоматологов. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Литвиненко Л.М.- М.: ГЭОТАР-Медиа 2009 г.

3. Анатомия человека под редакцией акад. РАМН, проф. Л.Л. Колесникова, проф. С.С. Михайлова - Москва, 2006г.

4. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов в 2-х т. Гайворонский И.В. - СПб: Спецлит, 2004 г.

5. Анатомия человека. Под редакцией проф. М.Г. Привеса - Издательство Медицина, 2006 г.

6. Атлас анатомии человека. Под редакцией проф. Р.Д. Синельникова -«Медицина», Москва, 2006 г.

7. ЭБС «консультант студента», сайт: www.studmedlib.ru

Методические указания подготовлены: доцентом Рудницким С.В. _____________________

Методические указания утверждены на заседании кафедры№1 от «1 сентября 2011 г.».

Зав. кафедрой:_______________ (А.Е. Колосов).

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кировская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра анатомии

Методические указания для студентов

1 курса специальности лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине анатомия человека

Занятие № 7

Тема: Система соединений. Соединения позвоночного столба. Соединения грудной клетки. Соединения костей пояса верхней конечности.

Цель занятия: способствовать формированию представлений о классификации соединений костей, соединений позвоночного столба, соединений костей грудной клетки, соединений костей пояса верхней конечности.

Задачи:изучить виды соединений костей, классификацию и общий план строения суставов, виды соединений позвоночного столба, соединения грудной клетки, соединения костей пояса верхней конечности для последующего использования этих знаний при изучении других разделов анатомии человека и клинических дисциплин.

Препараты и учебные пособия:

1) Скелет.

2) Череп.

3) Шейные, грудные позвонки, ребра.

4) Набор суставов: часть позвоночного столба с отпрепарированными связками, межпозвоночными, реберно-поперечными суставами, суставами головки ребра; атланто-затылочный сустав, грудино-реберные суставы с отпрепарированными связками.

5) Набор костей пояса верхней конечности.

6) Набор суставов: грудино-ключичные суставы, ключично-акромиальный, плечевой, локтевой, дистальный лучелоктевой и лучезапястный суставы, суставы кисти с отпрепарированными связками.

7) Набор рентгенограмм.

8) Таблицы, схемы, муляжи.

9) Атлас, учебник.

Студент должен знать:

1) до изучения темы (базисные знания):

ü классификацию соединений костей;

ü общий план строения сустава, основные и вспомогательные элементы сустава;

ü основные оси и плоскости проводимые через тело человека;

ü строение костей черепа, позвоночного столба, ребер, грудины, строение позвоночного столба как целого, его изгибы;

ü строение грудной клетки в целом, половые и индивидуальные особенности грудной клетки;

ü строение костей верхней конечности.

2) после изучения темы:

ü общую классификацию различных видов соединения костей по строению и биомеханике;

ü общий план строения сустава;

ü основные и вспомогательные элементы сустава;

ü виды соединений между позвонками;

ü анатомо-функциональную характеристику атланто-затылочного и атланто-осевых суставов;

ü особенности соединений ребер с грудиной, позвоночным столбом и между собой;

ü анатомо-функциональную характеристику соединений костей пояса верхней конечности.

Студент должен уметь:

ü находить и показывать на препаратах основные элементы соединений между позвонками, I шейным позвонком и затылочной костью, соединений ребер с позвонками, грудиной и между собой;

ü находить и показывать на препаратах основные элементы соединений грудино-ключичного, ключично-акромиального, плечевого, локтевого суставов, соединений костей предплечья и кисти;

ü показывать на препаратах виды движений в изучаемых соединениях;

ü препарировать изучаемые соединения костей.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль.

ü по тестовым заданиям;

ü на препаратах костей и влажных препаратах соединений костей.

2. Беседа по теме занятия.

1) Классификация соединений костей.

2) Непрерывные соединения: классификация, примеры.

3) Характеристика симфизов, примеры.

4) Основные элементы, образования суставов.

5) Вспомогательные образования суставов, примеры.

6) Биомеханическая классификация суставов.

7) Характеристика простого, сложного, комбинированного и комплексного суставов.

8) Классификация суставов по форме суставных поверхностей. Одноосные суставы, оси движения, примеры.

9) Двух- и трехосные суставы, оси движения, примеры.

10) Виды межпозвоночных соединений. Соединения тел позвонков.

11) Соединения отростков позвонков.

12) Атлантозатылочный сустав.

13) Характеристика соединений атланта с осевым позвонком.

14) Позвоночный столб, его отделы, изгибы и функции.

15) Соединение костей черепа между собой. Виды швов.

16) Височно-нижнечелюстной сустав, его связки, особенности движения в суставе.

17) Сустав головки ребра.

18) Реберно-поперечный сустав.

19) Соединение ребер с грудиной. Особенности соединения I ребра с грудиной.

20) Особенности соединений хрящей VIII, IX, X ребер.

21) Грудино-ключичный сустав, его характеристика, связки, виды движений.

22) Акромиально-ключичный сустав, его характеристика, связки, виды движений.

23) Собственные связки лопатки.

3. Практическая работа.

Студенты с помощью учебника и атласа самостоятельно, под руководством и при консультации преподавателя на костных, влажных препаратах и рентгенограммах закрепляют знания, полученные при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работе по строению и анатомическим образованиям соединений костей, используя план характеристики сустава.

План описания сустава:

1) Наименование (русское и латинское)

2) Какими костями образован

3) Характеристика на основании строения и функции (по классификации)

4) Суставные поверхности

5) Капсула сустава

6) Вспомогательный аппарат. Расположение связок по отношению к осям движения

7) Биомеханика сустава

Наши рекомендации