Или да здравствует категорический императив канта?

Вишнякова Д.В. (2 курс, мед-проф. ф-т), Кильдагулова А.С. (2 курс, мед-проф. ф-т)

ГБОУ ВПО ОмГМА Минздрава России

Кафедра философии

научный руководитель – к.ф.н., доц. Жихарев В.Д.

Может ли быть оправдана ложь во имя добра? Как эта проблема проявляется в медицине? Мы попытаемся выразить свое понимание проблемы и дать ответ на эти вопросы с позиции исторической традиции, с точки зрения религии, в опоре на представления И.Канта, подкрепляя выводы результатами социологического исследования, проведенного нами.

Правда и ничего кроме правды. Только ее онкологи на Западе обязаны говорить пациентам. В противном случае «святая ложь» врача будет расценена как дезориентация больного, и дело может закончиться крупным судебным иском к этому врачу и к клинике, в которой он работает. Наше законодательство, допускающее как право пациента на информированность, так и право отказа от нее, ставит врачей перед дилеммой, точнее перед нравственным выбором: сообщать или нет пациенту достоверную информацию о его состоянии.

Само выражение «ложь во спасение» пришло из Библии и употребляется в значении: ложь для блага обманываемого. Кант же, рассматривая этику как науку, считал, что моральные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер, они априорны и абсолютны. Например, если «не лгать» - то ни кому, никогда и ни при каких условиях. Но человеческая воля руководствуется не только разумом, на него влияют и многие эмпирические обстоятельства: польза, выгода, страх и т.д. Вывод Канта: только категорический императив может дать безусловный и точный совет. В этом «драма» нравственности по Канту – человек не может не стремиться быть честным, порядочным, добродетельным, но жизнь, реальность вынуждают преступать требования категорического императива.

Нам представляется, что основной тезис Канта (об абсолютной недопустимости лжи во всех без исключения случаях), можно подвергнуть критике, хотя бы, по отношению к медицине. Многие врачи неоднократно сталкиваются с подобной проблемой, к примеру, при ложном сообщении безнадежному больному об излечимости его болезни. Здесь ложь имеет цель - благоприятное психологическое состояние больного.

Среди студентов нашего университета мы провели блиц-опрос, в котором участвовали 60 респондентов. Так в ответе на вопрос «Считаете ли вы, что пациент должен знать о безнадежном прогнозе?», были получены следующие результаты: 76,7% опрошенных считают, что пациент должен знать правду, т.к. имеет на это право, только врач должен быть корректным в отношении пациента; 13,3% - наоборот, утверждают, что больной не должен знать правду, потому что диагноз или прогноз болезни могут быть ошибочными, что может привести к непредвиденным ситуациям в поведении пациента, вплоть до самоубийства; остальные затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, мы выявили, что большинство опрошенных нами студентов выбрали правду, насколько тяжелой бы она не являлась.

Обращение к такой теме, как «ложь во благо», «ложь из человеколюбия» показывает, что в ней просвечивают важные философские и медицинские проблемы. Можно считать, что категорический императив Канта – лишь ориентир, идеал, нечто недосягаемое, но к чему нужно стремиться, как к всеобщей действенной нравственности с целью углубления морального совершенства.

Влияние профессиональных вредных и тяжелых факторов на спектр заболеваний предстательной железы (по материалам челябинского областного клинического диспансера за 2012 год)

Воробьев Н.Л. (3 курс, леч. ф-т), Мисюкевич Н. Д. (3 курс, леч. ф-т)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра патологической анатомии

Научный руководитель - д.м.н., проф. Казимирова А.А.

Актуальность: в течение последних нескольких лет проблемы диагностики и лечения рака предстательной железы приковывают все более пристальное внимание врачей различных специальностей. Это обусловлено тем, что это является одним из наиболее распространенных онкологических заболеваний [Newling D. W. et al., 1995]. Частота этого заболевания постоянно растет, темпы роста заболеваемости достигают 3 % за год [Boyle Р. et al., 1996]. В конце XX века РПЖ стал одним из главных виновников смерти мужчин от злокачественных опухолей [Переверзев А. С., 2002]. В России стандартизованный показатель смертности увеличился по сравнению с 1980 годом на 50 % и составил 7,5 на 100 тыс. мужского населения, а его величина достигла 18-20,5 на 100 тыс. мужчин [Переверзев А. С., 2004].
Цель исследования: дать клинико-морфологическую характеристику простатопатий с учётом профессиональных вредностей по материалам Челябинского областного клинического онкологического диспансера за 2012 год на примере г. Златоуста.

Материалы и методы: анализ карт амбулаторного больного, патологоанатомических заключений, исследование биоптатов предстательной железы; опрос пациентов по городу Златоусту; обработка данных с помощью программы Statistica 6.0.

Результаты: возраст больных находился в интервале от 45 до 65 лет. Число пациентов среди городского населения – 224 (80,3%) превалировало над пациентами сельского населения – 55 (19,7%). Если проследить распределение пациентов по городам – Златоуст – 25%, Челябинск – 16%, Чебаркуль – 6,7%, Троицк – 6, 25%,Еткуль – 5,36%, Сатка – 4,46%, Южноуральск – 4,46%, Коркино – 4,46%, Бакал – 3,1%, Аргаяш – 3,1%, Сим – 3,1%, Катав – Ивановск – 2, 7%, Еманжелинск – 2,2%, Пласт – 1,78%, Кыштым – 1,78%, Усть – Катав – 1,34%, Миасс – 0,89%. По г. Златоусту, методом опроса было установлено место работы 44 пациентов. Количество пациентов, занятых тяжелым физическим трудом – 37 (84,1%) превалирует над числом пациентов, работающих в сфере умственного труда – 7 (15,9%). Анализ вредных факторов показал, что большинство пациентов с простатопатиями работали с огромным спектром опасных факторов – тепловое излучение металлов, вибрация, высокотемпературное воздействие, большое физическое напряжение, а так же множеством вредных веществ – кремний, кадмий, марганец, хром, оксид хрома, ванадий, никель, цианиды, фтористые соединения. По Златоусту пик заболеваний приходится на пожилой и старческий возраст с достоверным повышением уровня заболевания аденокарциномы предстательной железы умеренной степени дифференцировки и хронического простатита высокой степени активности во второй группе обследованных (р< 0,05).

Выводы: в результате патоморфологического анализа было показано, что среди пациентов с простатопатиями превалируют больные пожилого возраста, городские жители. Среди больных городского населения преобладают жители города Златоуста – 25%, причем занятых тяжелым физическим трудом и имеющих контакт со спектром физических факторов – мощное высокотемпературное воздействие, тепловое излучение металла, вибрация, сильное физическое напряжение, а так же множество металлов: кремний, хром, ванадий. Пик заболеваний предстательной железы приходится на пожилой возраст, тогда же наблюдается достоверное повышение аденокарциномы предстательной железы и хронического простатита.

Наши рекомендации