Факультет подготовки кадров высшей квалификации. Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.
Курс: 1
Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.
Тема занятия: «Основные принципы ультразвуковой диагностики».
Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по
физической природе ультразвука, пьезоэлектрических эффектах, применении ультразвука для интроскопии и визуализации внутренних органов с оценкой диагностических возможностей сонографии.
Результаты обучения по теме:
«Основные принципы ультразвуковой диагностики»
результаты обучения | содержание результатов обучения | компетенции | средства оценивания и их количество |
знать | физическую основу ультразвукового исследования – прямой и обратный пьезоэлектрический эффект | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) |
устройство ультразвукового сканера и особенности датчиков | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9) | |
возможности наружного и интракорпорального сканирования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6) | |
методы УЗисследования: А,В,М-режимы, допплерография | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8) | |
характеристику В-метода (соно-графии) как основного метода ультразвуковой визуализации | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7) | |
оценку по данным сонографии формы, размеров, плотности и структуры органов | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) | |
основные направления ультразвуковых исследований в настоящее время | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (9) | |
уметь | оценить обоснованность назначенного исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2) | |
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2) | |
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5) | |
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза | ПК-8 | ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4) | |
владеть | методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4) |
принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений | ПК-5 ПК-6 | ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5) |
Мотивация темы занятия:
В процессе обучения врачей-рентгенологов обязательным компонентом является знание основ других методов лучевой диагностики, среди которых ультразвуковая визуализация – сонография - выделяется высокой эффективностью определения нарушений структуры внутренних органов и выявления очаговых изменений посредством создания томографических изображеий без ионизирующего излучения.
Теория занятия:
1.Физическая природа ультразвука.
2. Прямой и обратный пьезоэлектрический эффект.
3. Устройство УЗсканеров и их датчиков.
4. Возможности наружного и интракорпорального сканирования.
5. Методы УЗисследования: А,В,М-режимы, допплерография.
6. Характеристика В-метода (сонографии) как основного метода
ультразвуковой визуализации.
7. Оценка по данным сонографии формы, размеров, плотности и структуры
внутренних органов.
8. Основные направления ультразвуковых исследований в настоящее время.
Хронокарта занятия:
Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)
№ | Содержание | Продолжительность (мин.) |
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний | ||
Разбор теоретического материала занятия | ||
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме | ||
Заслушивание рефератов по теме занятия | ||
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний | ||
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу) |
Оборудование занятия:
ü методические рекомендации преподавателю;
ü методические указания ординаторам;
ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;
ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;
План занятия:
· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.
· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.
· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:
·
- «Ультразвуковая визуализация в лучевой диагностике»
- «Эхокардиография в ультразвуковой диагностике»
· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.
· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:
- изучение наборов сонограмм внутренних органов, видеофильмов. Оформление протоколов исследований и диагностических заключений.
· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.
· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Тема занятия: «Основы рентгеновской скиалогии и семиотики. Вопросы этики и деонтологии в профессиональной деятельности врача-рентгенолога».
Контрольные вопросы:
1. Особенности формирования рентгеновского изображения
2. Характеристику тени в рентгеновской картине, понятия затемнение и
просветление
3. Понятие о динамической и геометрической нерезкости контуров теней
4. Количественные методы оценки рентгеновского изображения
5. Измерение интенсивности тени. Денситометрия.
6. Объем и содержание понятий «медицинская этика и деонтология»
7. Особенности этики и деонтологии в профессиональной деятельности вра-ча-рентгенолога
Темы рефератов:
1. Суммационная природа рентгеновского изображения
2. Рентгеновская проекция.
Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:
Список основной литературы:
1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.
2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.
3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.
4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.
5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.
6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.
Список дополнительной литературы:
1. Терновой С.К. Компьютерная томография: Учебное пособие/
С.К.Терновой, А.Б.Абдураимов, И.С.Федотенков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,
2009.- 176 с.: ил.
2. Паша С.П. Радионуклидная диагностика : Учебное пособие / С. П. Паша, С. К. Терновой . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 365 с.: ил.
3. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.
4. Синицын В.Е., Устюжанин Д.В. Магнитно-резонансная томография:Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 208 с.:ил
5. Ланге С., Уолш Дж. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки: пер. англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 с.: ил.
6. Власов П.В. Рентгенодиагностика заболеваний органов пищеварения.- М.: Видар-М., 2008. – 280 с.: ил.
7. Семизоров А.Н. Рентгенография в диагностике и лечении переломов костей – М.: Видар-М, 2007. – 176 с.: ил.
8. Коков Л.С., Цыганков С.Н., Черная Н.Т. Интервенционная радиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
9. Аляев Ю.Г., Синицын В.Е., Григорьев И.А. Магнитно-резонансная томография в диагностике урологических заболеваний.
- М.: Практическая медицина, 2005.- 256 с.: ил.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой онкологии,
лучевой терапии и лучевой диагностики
______________проф. Редькин А.Н..
«___»_____________20____г.