Факультет подготовки кадров высшей квалификации. Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.

Курс: 1

Автор: доцент, к.м.н. Ковтун Н.Н.

Тема занятия: «Основные принципы ультразвуковой диагностики».

Цель занятия: приобрести знания, умения и практические навыки по

физической природе ультразвука, пьезоэлектрических эффектах, применении ультразвука для интроскопии и визуализации внутренних органов с оценкой диагностических возможностей сонографии.

Результаты обучения по теме:

«Основные принципы ультразвуковой диагностики»

результаты обучения содержание результатов обучения компетенции средства оценивания и их количество
    знать физическую основу ультразвукового исследования – прямой и обратный пьезоэлектрический эффект ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)  
устройство ультразвукового сканера и особенности датчиков ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (10) ü задания в тестовой форме (9)
возможности наружного и интракорпорального сканирования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (6)
методы УЗисследования: А,В,М-режимы, допплерография ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (8)
характеристику В-метода (соно-графии) как основного метода ультразвуковой визуализации ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (4) ü задания в тестовой форме (7)
оценку по данным сонографии формы, размеров, плотности и структуры органов ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6)
основные направления ультразвуковых исследований в настоящее время ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (9)
     
уметь оценить обоснованность назначенного исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
оказать медицинскую помощь при изменении состояния больного в процессе исследования ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (3) ü задания в тестовой форме (2)
объяснить пациенту сущность процедуры, безопасность исследования, полученные результаты ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (2) ü задания в тестовой форме (2)
интерпретировать полученные результаты проведенного исследования, оформить протокол и сформулировать обоснованное диагностическое заключение ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (5)  
обосновать необходимость дополнительных лучевых исследований для уточнения диагноза ПК-8 ü контрольные вопросы (1) ü задания в тестовой форме (4)
владеть методикой проведения диагностических процедур и алгоритмами исследований ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (4)
принципами анализа результатов исследования и обоснования заключений ПК-5 ПК-6 ü контрольные вопросы (6) ü задания в тестовой форме (6) ü ситуационные задачи (5)

Мотивация темы занятия:

В процессе обучения врачей-рентгенологов обязательным компонентом является знание основ других методов лучевой диагностики, среди которых ультразвуковая визуализация – сонография - выделяется высокой эффективностью определения нарушений структуры внутренних органов и выявления очаговых изменений посредством создания томографических изображеий без ионизирующего излучения.

Теория занятия:

1.Физическая природа ультразвука.

2. Прямой и обратный пьезоэлектрический эффект.

3. Устройство УЗсканеров и их датчиков.

4. Возможности наружного и интракорпорального сканирования.

5. Методы УЗисследования: А,В,М-режимы, допплерография.

6. Характеристика В-метода (сонографии) как основного метода

ультразвуковой визуализации.

7. Оценка по данным сонографии формы, размеров, плотности и структуры

внутренних органов.

8. Основные направления ультразвуковых исследований в настоящее время.

Хронокарта занятия:

Учебное время – 5,0 академических часа (225 минут)

Содержание Продолжительность (мин.)
Решение тестовых заданий исходного уровня знаний
Разбор теоретического материала занятия
Аудиторная самостоятельная работа: участие в амбулаторном приёме
Заслушивание рефератов по теме занятия
Решение тестовых заданий текущего уровня знаний
Подведение итогов, задание на следующее занятие (в том числе и на самостоятельную работу)

Оборудование занятия:

ü методические рекомендации преподавателю;

ü методические указания ординаторам;

ü методические указания ординаторам по самостоятельной внеаудиторной работе;

ü комплект тестовых заданий исходного, текущего, промежуточного контроля и для итоговой государственной аттестации с эталонами ответов;

План занятия:

· Контроль исходного уровня знаний, необходимых для изучения данной темы.

· Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу ординаторов, и коррекция усвоенного материала.

· Заслушивание рефератов, подготовленных ординаторами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия:

·

- «Ультразвуковая визуализация в лучевой диагностике»

- «Эхокардиография в ультразвуковой диагностике»

· Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу ординаторов по данной теме.

· Аудиторная самостоятельная работа. Алгоритм выполнения:

- изучение наборов сонограмм внутренних органов, видеофильмов. Оформление протоколов исследований и диагностических заключений.

· Контроль текущего уровня знаний по данной теме.

· Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.

Тема занятия: «Основы рентгеновской скиалогии и семиотики. Вопросы этики и деонтологии в профессиональной деятельности врача-рентгенолога».

Контрольные вопросы:

1. Особенности формирования рентгеновского изображения

2. Характеристику тени в рентгеновской картине, понятия затемнение и

просветление

3. Понятие о динамической и геометрической нерезкости контуров теней

4. Количественные методы оценки рентгеновского изображения

5. Измерение интенсивности тени. Денситометрия.

6. Объем и содержание понятий «медицинская этика и деонтология»

7. Особенности этики и деонтологии в профессиональной деятельности вра-ча-рентгенолога

Темы рефератов:

1. Суммационная природа рентгеновского изображения

2. Рентгеновская проекция.

Список основной и дополнительной литературы по теме занятия:

Список основной литературы:

1. Королюк И.П., Линденбратен Л.Д. Лучевая диагностика: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БИНОМ, 2013. – 496 с.: ил.

2. Васильев А.Ю., Ольхова Е.Б. Лучевая диагностика: Учебник для студентов мед. вузов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 688 с.: ил.

3. Лучевая диагностика: Учебник Т 1/ под ред. Труфанова Г.Е. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 416 с.: ил.

4. Терновой С.К. Лучевая диагностика и терапия: Учебное пособие / С.К.Терновой, В.Е.Синицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 304 с.:ил.

5. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е., Шехтер А.И. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 1. Общая лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 232 с.: ил.

6. Терновой С.К., Васильев А.Ю., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: Учебник для студентов мед. вузов. – Том 2. Частная лучевая диагностика. – М.: Издательство «Медицина», издательство «Шико», 2008. – 356 с.: ил.

Список дополнительной литературы:

1. Терновой С.К. Компьютерная томография: Учебное пособие/

С.К.Терновой, А.Б.Абдураимов, И.С.Федотенков.- М.: ГЭОТАР-Медиа,

2009.- 176 с.: ил.

2. Паша С.П. Радионуклидная диагностика : Учебное пособие / С. П. Паша, С. К. Терновой . - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 365 с.: ил.

3. Г.Шмидт. Ультразвуковая диагностика : практическое руководство : пер. с англ.; под ред. А.В.Зубарева. – М..: МЕДпресс-информ, 2009. – 560 с.: ил.

4. Синицын В.Е., Устюжанин Д.В. Магнитно-резонансная томография:Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 208 с.:ил

5. Ланге С., Уолш Дж. Лучевая диагностика заболеваний органов грудной клетки: пер. англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010 с.: ил.

6. Власов П.В. Рентгенодиагностика заболеваний органов пищеварения.- М.: Видар-М., 2008. – 280 с.: ил.

7. Семизоров А.Н. Рентгенография в диагностике и лечении переломов костей – М.: Видар-М, 2007. – 176 с.: ил.

8. Коков Л.С., Цыганков С.Н., Черная Н.Т. Интервенционная радиология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

9. Аляев Ю.Г., Синицын В.Е., Григорьев И.А. Магнитно-резонансная томография в диагностике урологических заболеваний.

- М.: Практическая медицина, 2005.- 256 с.: ил.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой онкологии,

лучевой терапии и лучевой диагностики

______________проф. Редькин А.Н..

«___»_____________20____г.

Наши рекомендации