Ситуация 3. оао «инвакорп».
Один из крупнейших оптовых продавцов лекарственных средств в России — компания «Инвакорп». Начав свою деятельность на фармацевтическом рынке позднее многих других его участников, компания почти сразу пробилась в число лидеров и с тех пор только упрочила свои позиции. В планах компании — в течение пяти лет стать крупнейшей на рынке и выйти на объемы продаж, сопоставимые с оборотом европейских дистрибьюторов.
Справка: Компания «Инвакорп» была зарегистрирована в конце 1991 году как открытое акционерное общество. Акции компании разделены между 3 тысячами акционеров, владельцем крупнейшего пакета является инвестиционная компания «Сектор Капитал». Первые поставки фармацевтической продукции были осуществлены «Инвакорпом» в 1992 году. (В настоящее время компания занимает одно из ведущих мест в рейтинге крупнейших дистрибьюторов лекарственных средств, и, в частности, 2-е место в списке импортеров по рейтингу журнала «Remedium»).
Справка: В компании создана интегрированная информационная система, позволяющая в режиме on-line получать менеджерам, бухгалтерам и руководству фирмы оперативную информацию о наличии лекарств на складе, о состоянии расчетов с покупателями и поставщиками, о выполнении контрактов и т.д. В филиалах устанавливается такая же система, что позволит руководству принимать решения при наличии необходимой информации.
Рис. 1. Развитие компании «Инвакорп» (млн. долл. США)
Первые шаги
Компания «Инвакорп» возникла в конце 1991 года. Однако в течение продолжительного времени торговля медикаментами не входила в профиль деятельности предприятия. «Решение торговать лекарствами возникло случайно, — рассказывает директор компании Вадим Герман. — Мы встретились с людьми, которые знали, что лекарств на рынке не хватает и где их можно взять».
Первые поставки фармацевтических товаров фирма произвела в 1992 году. Результат оказался настолько удачным (рис. 1), что торговля медицинскими товарами практически сразу стала основным направлением деятельности компании. В качестве причин успеха Вадим Герман называет ситуацию, сложившуюся в тот момент на рынке, — «дефицит лекарственных средств, высокие наценки, различные налоговые льготы и полное отсутствие криминала». На фоне разрушившейся централизованной системы поставок лекарственных средств дистрибьюторская деятельность компании на рынке имела много шансов на успех. Другие проекты компании — например, ее деятельность в сфере сельского хозяйства — были впоследствии выделены в отдельные дочерние компании.
Сбытовая политика
Фирме «Инвакорп» менее чем за 5 лет удалось существенно увеличить ассортимент продаваемых лекарств. Начав в 1992 году с поставки нескольких наиболее дефицитных препаратов, компания довела число наименований в своих прайс-листах до 2,5 тысячи позиций. Количество предлагаемых «Инвакорпом» лекарств постоянно увеличивается, прирост составляет в среднем 100 наименований в месяц.
Тем не менее, на взгляд Вадима Германа, «компании-дистрибьютору вполне достаточно иметь на складе 1000 наименований препаратов, которые достаточно хорошо продаются, чтобы получать вполне нормальную прибыль». (Общий прайс-лист компании «Инвакорп» включает 2500 позиций, при этом в любой момент на складах имеется не менее 1700 наименований препаратов.)
Основными критериями выбора поставщиков компании являются качество предлагаемых производителем препаратов и их цена. Крупнейшими поставщиками «Инвакорпа» являются компании Восточной Европы, среди которых - КРКА, «Гедеон Рихтер» и ряд других . Около 30% лекарственных средств в объеме продаж «Инвакорпа» — российского производства.
Рис. 1. Распределение продаж «Инвакорпом» лекарственных препаратов по странам-производителям (удельный вес в %)
«Мы стремимся удовлетворить запросы различных покупателей», — говорит В. Герман. Одни потребители предпочитают исключительно импортные препараты, тогда как другие покупают более дешевые отечественные лекарства. Поэтому компания часто предлагает ассортимент одинаковых препаратов различных производителей, и клиенты имеют возможность выбрать наиболее соответствующий их требованиям вид лекарственного препарата.
Компания предлагает стандартную систему льгот, скидок и отсрочек. Впрочем, отсрочки платежей и товарные кредиты предоставляются клиентам только на основании некоторого опыта работы с ними, после создания соответствующего досье. Возможно, именно по причине постоянно проводимой работы по предотвращению неплатежей их проблема касается предприятия в меньшей степени.
Общее количество постоянных клиентов компании составляет примерно 6000. Наиболее крупным и надежным из них «Инвакорп» предоставляет товарный кредит, объем которого зависит от величины и вида заказов. (Информация отражает объемы заказов, предоставленных по тем или иным видам кредита и учитывает данные за 1996 год и первое полугодие 1997 года (табл. 1.)
Срок кредита в днях | Объём заказов в долл. США |
Таблица 1. Сроки кредита и объем заказов
Торговая наценка на препараты находится на уровне 25%. При этой оценке рентабельность составляет порядка 10%, что, по словам В. Германа, является сравнительно высоким показателем среди дистрибьюторов. На московские аптеки приходится около четверти всех продаваемых лекарств, остальные три четверти реализуются в регионах дочерними компаниями и филиалами или продаются компаниям-дистрибьюторам «второго эшелона». Для работы с московскими аптеками на предприятии существует аптечный отдел, в котором персонал стремится максимально автоматизировать обработку запросов, приходящих из аптек.
«Инвакорп» пока не хочет создавать собственную аптечную сеть. Инвестиции в предприятия подобного рода могут не оправдать себя. Идеальной ситуацией для дистрибьютора, на взгляд Вадима Германа, было бы наличие целого ряда небольших частных и муниципальных объединений аптек. На таком рынке дистрибьюторы конкурировали бы в первую очередь за счет качества продаваемой продукции и предоставляемых скидок.
Конкуренция на рынках фармацевтической продукции и сейчас — конкуренция в первую очередь качества предоставляемых услуг. Она носила и носит достаточно корректный характер.
С 1992 года, когда компания начала свою деятельность, конкуренция сильно видоизменилась, так как изменились и участники рынка. Произошло разделение на крупные и мелкие компании. Большинство мелких компаний, будучи не способными конкурировать по количеству и качеству предоставляемых услуг, уходят с рынка или уйдут с него в будущем. Но этот процесс неизбежен — «тепличные» условия, в которых формировался рынок, исчезли, и компании, не способные существовать в иных условиях, исчезают.
Возможно, со временем возникнет ситуация более жесткой конкурентной борьбы. Рынок Москвы уже достаточно насыщен. Гораздо больший потенциал сохраняется сейчас в регионах — это связано с тем, что мелкие рынки менее интересны продавцам. Но крупные продавцы уже вынуждены идти в регионы с более тесных рынков Москвы и других больших городов.
Собственные продажи «Инвакорпа» в регионах составляют около 80% от общего ее оборота .
В целом же доля компании составляет, по оценкам г-на Германа, около 5% объема рынка фармацевтических препаратов России.
Рис. 2. Распределение продаж по регионам за 1996 г. и первое полугодие 1997 г. (удельный вес в %)
Естественно, эта цифра приблизительна, так как известен объем продаж только в аптечной сети, но не среди дистрибьюторов.
Филиалы
Для региональных потребителей у «Инвакорпа» существует сеть филиалов и дочерних предприятий. Нельзя сказать, чтобы она была хорошо развита — пока существует только 4 дочерние фирмы (в Саратове, Ростове-на-Дону, Перми и Ярославле) и 7 филиалов (в Барнауле и Санкт-Петербурге, во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Воронеже, Казани и Улан-Удэ). К концу следующего года число филиалов должно достичь 20 и охватывать практически всю Россию. Доля продаж, осуществляемых филиалами, составляет 20% от общего объема продаж «Инвакорпа». Этот показатель пока не удовлетворяет компанию, и с учетом роста значимости регионов как рынка сбыта фармацевтической продукции компания намерена увеличить долю регионов вдвое относительно объема продаж и впятеро — относительно текущего показателя продаж в регионах.
В экспансии в регионы «Инвакорп» отдает предпочтение именно филиалам. И это не случайно. Дочерние предприятия имеют независимый экономический интерес, который рано или поздно вступает в противоречие с планами головной компании. Естественно, что сильная компания в таком развитии событий не заинтересована. По всей видимости, считает директор «Инвакорпа», это естественные этапы развития любого дистрибьютора. Вначале, когда компания только начинает торговую деятельность, инициатива отдается региональному партнеру. Когда компания выходит на определенный уровень продаж, когда у нее возникает соответствующая организационная структура, то более эффективным путем развития становится создание филиалов.
Однако компания не намерена расставаться со своими дочерними предприятиями. В планах ее руководства - искать компромиссы, основанные на общих интересах со своими партнерами.
Справка
Структура компании представлена на рис. 5.
Количественный состав подразделений, чел.:
Департамент закупок............. 14
Департамент продаж............. 9
Департамент филиалов............ 3
Департамент аптек.............. 7
Бухгалтерия................. 9
Департамент безопасности.......... 16
Юридический отдел............. 3
Отдел информационного обеспечения..... 5
Справка: общая площадь складских помещений компании составляет 3800 кв. м Склад состоит из восьми помещений, из них пять (550, 1000, 200, 200, 500 кв. м) предназначены для полётного хранения, остальные представляют собой склад-конвейер (500 кв. м), экспедиция (400 кв. м), упаковку (450 кв. м). В настоящее время активно ведется строительство нового комплекса офисных и складских помещений общей площадью 13 500 кв. м. Закончен нулевой цикл и возведен первый этаж. Автомобильный парк компании состоит из собственных и арендованных автомобилей: грузовых машин (грузовых автофургонов) -девять, из них собственных — пять; легковых автомобилей — восемь, из них собственных — пять.
Инвесторы
Предприятие сразу ориентировалось на то, чтобы быть открытым акционерным обществом. Поэтому говорить о его учредителях директор считает некорректным.
Владельцем крупнейшего пакета акций фирмы является инвестиционный фонд «Сектор Капитал». Этот фонд был образован крупнейшими европейскими инвестиционными институтами — такими, как Европейский банк реконструкции и развития, IPS, Siemens и ряд других. По словам одного из руководителей фонда, Кристена Стейнера, российский фармацевтический рынок является одним из наиболее перспективных мировых рынков, и поэтому западные инвесторы уже сейчас готовы вкладывать средства в действующие на нем компании. Доля фонда занимает значительную часть в акционерном капитале «Инваркопа». Продажа столь крупного пакета, произошедшая в конце прошлого года, позволила «Инвакорпу» ликвидировать существовавший на тот момент дефицит оборотных средств. Фонд готов производить дополнительные инвестиции, хотя потребности в этом компания пока не ощущает. Кроме фонда, крупными акционерами «Инвакорпа» (до 10—15% акций) являются также инвестиционный фонд TUSRIF, компания «Орифлэйм», группа менеджеров компании и более 2,5 тысячи мелких держателей.
Аудитором «Инвакорпа» общим собранием акционеров была утверждена аудиторская компания Ernst & Yong.
Инвестиции
Основным объектом собственных инвестиционных вложений «Инвакорпа» является строящийся склад. Потребность в нем для компании стоит очень остро. Пока компания арендует склад, но его площади оказываются недостаточными — особенно в периоды повышенного спроса, когда необходимы большие объемы поставок. «Наша проблема — мы не успеваем развивать инфраструктуру и подтягивать ее под продажи, — говорит г-н Герман. — Только с открытием нового склада мы получим некоторый резерв для дальнейшего развития». Новый склад будет введен в строй в конце следующего года. Инвестиции в его строительство составляют около 10 млн. долл., без учета инвестиций в складское оборудование.
Хотя «Инвакорп» имеет опыт производственной деятельности (в частности, сельскохозяйственные проекты), в ближайшие планы компании не входят инвестиции в производство фармацевтической продукции. Хотя рентабельность проектов, связанных с производством лекарств, достаточно высока (зачастую значительно превышая ту рентабельность, которую «Инвакорп» имеет на торговых операциях), компания пока не стремится заниматься ими. Причин тому две. Во-первых, у предприятия нет уверенности, что вложенные деньги вернутся — или хотя бы вернутся достаточно быстро. «У нас нет лишних денег, а оттягивать деньги из оборота на производство мы не станем», — говорит Вадим Герман. Во-вторых, сама ориентация дистрибьютора на какого-то конкретного производителя кажется неразумной. «Мы пытаемся быть универсальными».
Перспективы
Согласно исследованиям Бостонской консалтинговой группы, дистрибьютор фармацевтической продукции должен иметь некоторый минимальный годовой оборот, гарантирующий ему выживание и развитие на рынке. Эксперты BCG оценили этот оборот в 500 млн. долл. Реалистична ли эта цифра для России?
Однако руководство «Инвакорпа» считает, что такой оборот может быть достигнут уже в ближайшие годы. Рынок фармацевтической продукции развивается очень активно и динамично, и доля крупных компаний увеличивается за счет мелких продавцов, которые не могут выдержать конкуренции и поэтому уходят с рынка. В компании была разработана программа развития до 2001 года, которая предполагает выход на объем продаж 487 млн. долл., при этом около 40% продукции компания будет продавать в регионах. «Инвакорп» серьезно заявил о своем намерении стать крупнейшим продавцом лекарственных средств на рынке.