Основное содержание занятия. «Случай из детства».Предложите детям вспомнить и рассказать какой-нибудь интересный случай из их детства
«Случай из детства».Предложите детям вспомнить и рассказать какой-нибудь интересный случай из их детства. Ведущий также может стать рассказчиком, но только после того, как выскажется большинство детей.
Для того чтобы настроить группу на рассказы, можно прочесть один-два чужих «случая из детства», например, этот:
—Мама, я не пойду! Мамочка, ну возьми меня к себе!Ну, ма-ам...
—Лена, я повторять не собираюсь: сегодня ты будешьспать у себя в комнате.
Все, ушла. Ну как они не понимают, что мне страшно, что я боюсь? И так целый день — сижу дома, болею, все одна да одна. Да еще мама не хочет меня слушать. Она говорит, что я трусишка и фантазерка. А я ничего не придумываюг ко мне вправду ночью приходит крыса. Я проснулась однажды, вокруг темно, а она, такая огромная и страшная, сидела на моем одеяле. И вот я опять одна. Ладно, пока мамы нет, посмотрю-ка, что за книжки у нее на полочке стоят. Вот одна какая красивая, с радугой... И как же взрослые разбираются в этих закорючках? Ну-ка, попробую нарисовать такие же. А что, очень похоже. Ну, вот я и умею писать. Сейчас я напишу «мама»... А теперь — «Леночка». Что там хлопает? Ага, мама вернулась. Сейчас я ей покажу, какую сказку я ей написала...
...Как обидно, просто взяла бы и кинула что-нибудь куда-нибудь. Мама ничего не поняла из моей сказки, да еще и обозвалась: каракули, говорит. И отправила спать. Я-то лягу. Но спать не буду. И свет включу, дотянусь как-нибудь. Только попозже, когда они заснут. И потом все равно перетащу подушку, одеяло и лягу на кресло в большой комнате. Пусть родителям будет стыдно, что их дочь замерзшая, одинокая, беззащитная... А может, совсем уйти из дома? Уйду, уйду, и пусть побегают, поищут меня, вот тогда, наверное, не станут оставлять меня одну. Но что-то не хочется уже вылезать: тепло так... И страшно, и тепло. Ладно, закутаюсь с головой в одеяло, может, крыса меня не заметит. Да я и сама ее не увижу, глаза-то одеялом закрыты.
Ладно, мамочка и папочка, завтра я сама перетащу свою раскладушку к вам в спальню. И еще нужно не забыть спросить у мамы: она меня еще любит?
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Сундук, который помог царю (О. Волокитина) Это было давным-давно. В одном государстве жил царь. У него был огромный замок, где кроме него жила его семья и прислуга. В этом замке было множество залов, комнат, длинных коридоров, лестниц, колонн, и легко было заблудиться. Была там одна комната, куда никому не разрешалось входить, кроме самого царя. Никто не знал, что в ней хранится и что царь делает в этой комнате.
А там хранились сундуки с сокровищами, их было пять: в одном было золото, в другом — серебро, в третьем — драгоценные камни, в четвертом - волшебные вещи (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и другие), а в пятом сундуке... Даже сам царь не знал, что там лежит, потому что он не мог его открыть.
Каждый раз, когда царь приходил в эту комнату, он открывал сундуки и начинал перебирать свои сокровища, любоваться ими. Царь был жадным, он пи на что не тратил свое золото. Каждый раз, когда царь доходил до последнего, пятого сундука, он останавливался перед ним, представляя, что может там находиться, пытался открыть его, но сундук не поддавался. Тогда царя брала злость, он начинал кричать, топать ногами, в ярости пинать сундук. Но все зря. Сундук, казалось, становился от этого еще крепче.
Однажды, когда на дворе была хорошая погода, солнце заглянуло в окна замка. Один луч проник в комнату, где стояли сундуки с сокровищами. Он начал медленно передвигаться по комнате, заглядывая в каждый сундук. Лучик был очарован красотой и роскошью драгоценностей, которые он увидел. И вот он дошел до пятого сундука. Интересно, что там лежит?
Лучик был добрым, ласковым и очень любознательным, он любил раскрывать секреты и узнавать неизвестное. Он быстро забыл о золоте и драгоценностях — все его внимание было приковано теперь к загадочному последнему сундуку. Лучик заметил и его отличие от других сундуков — он был стареньким и невзрачным.
Лучик начал ласкать этот сундук своим теплом и светом. Он говорил: «Милый сундучок, меня зовут Лучик, и мне так хочется узнать, что у тебя внутри. Пожалуйста, откройся, покажи, что ты прячешь». Сундучок давно не слышал таких добрых слов. Он не смог отказать Лучику и открылся, скрипя своей старой крышкой.
Лучик заглянул в сундук: сверху был толстый слой пыли. Он смахнул ее своими теплыми ручками... и перед ним оказались старинные мягкие игрушки. Лучик обрадовался и начал играть с ними. Да и старый сундучок развеселился и довольно поскрипывал.
Вдруг дверь отворилась, и в комнату вошел царь полюбоваться своими сокровищами. Когда он увидел последний сундук открытым, он ринулся к нему. Его глаза жадно заблестели: он надеялся увидеть в этом сундуке золото и алмазы. И вдруг лицо его изменилось, глаза наполнились слезами. Он бережно доставал из сундука одну за другой свои старые игрушки, игрушки своего детства. Царь улыбался сквозь слезы, его глаза становились добрыми и чистыми, как у ребенка.
Да, это были те самые игрушки, с которыми царь играл в детстве. Тогда он понял, что этот сундук — самое дорогое, что у него есть, а детство — главная драгоценность его жизни. Царь сказал: «Милый, старый сундук, почему же ты не открывался раньше? Если бы я знал, что здесь лежит! Я бы давно понял, что деньги, золото делают меня злым и жадным. Ты вернул мне детство, и я опять стал таким, каким был тогда».
В тот же день царь раздал вес свои богатства бедным и оставил в комнате только один сундук с игрушками. С тех пор в эту комнату разрешалось входить любому. Особенно любили здесь бывать внуки царя, которым нравились старинные игрушки.
Иногда к сундучку в гости заглядывал Лучик, они стали друзьями. Сундучок был счастлив, потому что знал, что приносит всем хорошее настроение.