Тема № 2. Хронические гастриты, гастродуодениты. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНИЯТИЙ
КУРС: IV
ДИСЦИПЛИНА: ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
Блок № 5. Заболевания органов пищеварения
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 051301 - ОБЩАЯ МЕДИЦИНА
Составители: профессор Курманбекова С.К., асс. Лобанова Р.П., асс. Касымова Р.Н., асс. Канагатова Г.М.
АЛМАТЫ, 2011 г.
Обсуждены на заседании кафедры
Протокол № от _____ 2011 г.
Утверждены зав.кафедрой
д.м.н., профессор ___________________ Хабижанов Б.Х.
1. Тема № 1. Функциональные расстройства пищеварения. Синдром раздраженного кишечника.
2. Цель:сформировать знания и умения студентов по этиологии, патогенезу, клинике функциональным расстройствам органов пищеварения у детей, клинические навыки в диагностике и лечении.
3. Задачи обучения:
Когнитивный компонент (знания)
· формирование знаний по этиологии, патогенезу, клиническим симптомам функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта у детей
· формирование знаний по основным диагностическим критериям функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта у детей (Римские критерии II, 1999)
· формирование знаний по современным методам лечения функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта у детей
Операционный компонент (навыки и умения)
· определение болевых симптомов и точек
Коммуникативные навыки
· формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родителями
(сбор анамнеза)
Компонент самообразования и самосовершенствования
Повышать уровень профессионального образования путем самостоятельного изучения медицинской литературы, пользования Интернетом, подготовкой презентаций, составления тестовых заданий и клинических ситуаций, формировать профессиональную речь.
4. Основные вопросы темы:
- понятие о функциональных расстройствах желудочно-кишечного тракта у детей и подростков
- основные диагностические критерии функциональных расстройств желудочно-кишечного
тракта (Римские критерии II, 1999)
- понятие и основные причины СРК
- клинические формы синдрома раздраженного кишечника
- методы диагностики СРК (рентгенологические признаки).
- принципы лечения функциональных расстройст ЖКТ
5.Методы преподавания:устный опрос, тестирование, комбинированный опрос, решение ситуационных задач, работа в малых группах, клинический разбор больных, курация больных, решение клинических ситуаций, презентация, работа с мультимедийными базами данных.
Методы и формы обучения:
- кейс-стади
- клинический разбор больного
6. Литература:
Основная
1. Шабалов Н.П. Детские болезни, С-Пб., 2 тома, 2008г., 2009г., 2010г.
2. Баранов А.А. Детские болезни, М, 2002 г., 877 с.
3. Запруднов А.М. с соавт. Детские болезни, 2 тома, Москва, 2004 г.
4. Хабижанов Б.Х., Хамзин Т.Х. Педиатрия (каз.яз.). Алматы 2005г.
5. Гастроэнтерология детского возраста. Под общей редакцией Коколиной В.Ф. и Румянцева (под редакцией А.Г.Бельмера С.В.и Хавкина А.И.)2 том. Москва. 2003.
Дополнительная
1. М.Ю.Денисов, «Практическая гастроэнтерология для педиатра», М., 2004 г.
2. Авдеева Т.Г., Жлобницкая Л.А., Парменова Л.П. «Детская гастроэнтерология» М. 2009г.
3. Григорьев П.Я., Яковенко А.В.. Клиническая гастроэнтерология. М,, Медицинское информационное агентство, 2001, 704 с.
7. Контроль: вопросы, тестовые задания, клинические ситуации
Вопросы:
1. Дайте определение функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта (ФРЖКТ).
2. Укажите симптомы (ФРЖКТ) у детей и подростков.
3. Понятие синдрома раздраженной кишки (СРК).
4. Основные диагностические критерии (Римские критерии II, 1999) синдрома раздраженного кишечника (СРК).
5. Клинические формы СРК (диарея, запоры)
8. Методы диагностики СРК (рентгенологические признаки).
9. Фармакотерапия ФРЖКТ в зависимости от формы и фазы заболевания.
Тестовые задания
1. Синдром раздраженного кишечника – это симптомокомплекс объединяющий все ниже перечисленные признаки, КРОМЕ одного:
а) функциональные расстройства кишечника свыше 3-х месяцев
б) органические заболевания кишечника до 3-х месяцев
в) боли в животе, уменьшающиеся после дефекации
г) метеоризм, урчание
д) чередование поносов или запоров
2. Различают основные клинические варианты при СРК (3):
а) с преобладанием болей в животе и метеоризма
б) с преобладанием поносов
в) с преобладанием запоров
г) с преобладанием тошноты и рвоты
д) с преобладанием субфебрилитета
3. В этиологии синдрома раздраженного кишечника имеют значение все следующие факторы, КРОМЕ одного:
а) генетических
б) нарушения нервно-психического статуса
в) регулярного приема пищи, повышенного потребления пищевых волокон
г) углеводного типа питания, сухоедения
д) нарушения двигательной активности дистальных отделов толстой кишки
4. Для подтверждения диагноза СРК необходимо провести все ниже перечисленные исследования, КРОМЕ:
а) копрограммы
б) реакции Грегерсена
в) ирригографии
г) ФЭГДС
д) колоноскопии
5. При запорах, обусловленных СРК, рекомендуется (3):
а) употребление в пищу пищевых волокон
б) ограничение свежих фруктов и овощей
в) увеличение потребления жидкости
г) ограничение жиров
д) ограничение употребления в пищу рафинированных продуктов
6. При СРК с преобладанием запоров показаны все ниже перечисленные препараты, КРОМЕ:
а) форлакса
б) лактулозы
в) имодиума
г) мукофалька
д) дюфалака
7. При СРК с преобладанием поносов показаны все ниже перечисленные препараты, КРОМЕ:
а) активированного угля
б) смекты
в) мукофалька
г) танина, коры дуба
д) имодиума
8. Различают следующие варианты неязвенной диспепсии (3):
а) гангренозный
б) флегмонозный
в) язвенноподобный
г) дискинетический
д) неспецифический
9. К основным симптомам неязвенной диспепсии относятся все ниже перечисленные КРОМЕ:
а) вздутия живота
б) отрыжки
в) поноса
г) изжоги
д) аэрофагии
10.Римские диагностические критерии СРК включают все ниже перечисленные симптомы, КРОМЕ:
а) наличия в копрограмме слизи и прожилок крови;
б) уменьшения боли в животе после опорожнения кишки;
в) непрерывного течения заболевания (не меньше 3 месяцев);
г) метеоризма
д) Рецидивирующее течение заболевания (не меньше 3 месяцев).
11. Выделите основные симптомы ГЭРБ (3):
а) боли в животе
б) изжога
в) загрудинные боли
г) диарея
д) отрыжка, регургитация
12.Стандартными критериями хронического запора являются все ниже перечисленные симптомы, КРОМЕ:
а) натуживания занимает не менее ¼ времени акта дефекации
б) консистенции кала плотная, кал в виде «комочков»
в) два или менее актов дефекации в неделю
г) чувства неполного опорожнения кишечника
д) болей в эпигастрии
13.Укажите наиболее целесообразный метод обследования для диагностики синдрома раздраженного кишечника:
а) рентгенография пищевода
б) ФГДС
в) УЗИ органов брюшной полости
г) дуоденальное зондирование
д) ирригоскопия
14. К причинам, приводящим к возникновению хронических запоров из ниже перечисленного относятся все, КРОМЕ:
а) нарушения нервной и эндокринной регуляции
б) подавления позыва на дефекацию
в) употребления в пищу рафинированных продуктов
г) нарушенного биоценоза кишечника
д) употребления в пищу свежих фруктов и овощей
15. К общим проявлениям хронических запоров относятся все ниже перечисленные симптомы, КРОМЕ:
а) сухости кожи
б) гипергидроза кожи
в) заедов
г) шелушения кожи
д) болей в животе
16. Терапевтическая коррекция запоров включает (3):
а) нормализацию кишечного транзита
б) устранение болевого синдрома при акте дефекации
в) антибактериальную терапию
г) установление рефлекса на дефекацию
д) употребление в пищу рафинированных продуктов
17.При коррекции запоров используют прокинетики (2):
а) прозерин
б) лактоза
в) мотилиум
г) координакс (препульсиз)
д) дибазол
Эталоны
1. б
2. абв
3. в
4. г
5. абв
6. в
7. в
8. вгд
9. в
10. а
11. бвг
12. д
13. д
14. д
15. б
16. абг
17. вг
Клинические ситуации
1. Мальчик 9 лет. Жалобы на изжогу, отрыжку с премесью пищи, давящие боли в области эпигастрия сразу после приема пищи. Данные жалобы беспокоят в течение последних 2-х месяцев.
Укажите Ваш предполагаемый диагноз:
а) гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь
б) острый холецистит
в) хронический колит
г) хронический панкреатит
д) язвенная болезнь
2.Мальчик 12 лет. Жалобы на изжогу, отрыжку с премесью пищи, давящие боли в области эпигастрия сразу после приема пищи или после физической нагрузки. Данные жалобы беспокоят в течение последних 2-х месяцев.
Укажите необходимое исследование для постановки диагноза:
а) ректороманоскопия
б) ФГДС
в) УЗИ органов брюшной полости
г) дуоденальное зондирование
д) ирригоскопия
3.Мальчику 14 лет. Поставлен диагноз: ГЭРБ.
Укажите из ниже перечисленного, какой симптом НЕ характерен для этого заболевания:
а) боли за грудиной
б) диарея
в) изжога
г) тошнота, рвота
д) отрыжка кислым
4. Девочка 10 лет. Клинический диагноз: ГЭРБ.
Выберите из ниже перечисленного рекомендации необходимые больному (3):
а) увеличить употребление кофе, цитрусовых
б) после еды не ложиться
в) употреблять газированные напитки
г) не есть на ночь
д) избегать обильного приема пищи
5. Девочка 12 лет. Жалобы на задержку стула: 1-2 дефекации в неделю, чувство неполного опорожнения кишечника, стул в виде «овечьего кала». Больна в течение года. Объективно: бледная, темные круги под глазами, кожа сухая, заеды. Язык обложен толстым бело-желтым налетом. Живот мягкий, по ходу толстого кишечника пальпируются каловые массы. Печень не пальпируется.
Укажите Ваш предполагаемый диагноз из ниже предложенного:
а) хронический гастрит
б) ГЭРБ
в) хронический колит
г) хронический дуоденит
д) СРК
6. Девочка 12 лет. Жалобы на задержку стула: 1-2 дефекации в неделю, чувство неполного опорожнения кишечника, Больна в течение 6 месяцев. Объективно: бледная, темные круги под глазами, кожа сухая, заеды. Язык обложен толстым бело-желтым налетом. Живот мягкий, по ходу толстого кишечника пальпируются каловые массы. Печень не пальпируется. Стул в виде «овечьего кала».
Укажите необходимое исследование для постановки диагноза:
а) рентгенографию кишечника
б) ирригографию
в) УЗИ органов брюшной полости
г) дуоденальное зондирование
д) ФГДЭС
Эталоны
1. а
2. б
3. б
4. бгд
5. д
6. б
Тема № 2. Хронические гастриты, гастродуодениты. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
2. Цель: сформировать знания и умения по этиологии, патогенезу, классификации, клиническим симптомам, диагностики и лечении заболеваний желудка и 12-перстной кишки.
3.Задачи обучения: