Для студентов лечебного факультета
ВОПРОСЫ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ГИГИЕНЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ВОЕННОЙ ГИГИЕНЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
( 2012-2013 гг).
История гигиены и общие вопросы
1.Понятие о гигиене как о науке о создании оптимальных научно-обоснованных условий жизни населения.
2.Структура и функции санитарно-эпидемиологической службы.
3.Развитие гигиены в России.
4.Понятие о социально-гигиеническом мониторинге. Гигиеническая диагностика (индивидуальная, популяционная).
5.Определение и оценка риска.
6.Профилактика, понятие, виды, основные направления.
7.Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
8.Экопатогеные состояния и экологически обусловленные болезни.
9.Здоровье. Понятие. Критерии, оценка здоровья. Влияние на здоровье факторов окружающей среды.
10.Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды как основное звено в профилактике заболеваемости населения.
11.Основные направления предупредительного и текущего санитарного надзора.
12.Методы, используемые в гигиенических исследованиях.
КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
13.Химический состав воздуха. Гигиеническое значение его составных частей.
14.Солнечная радиация. Краткая характеристика биологического действия различных областей солнечного спектра на организм.
15.Физические свойства воздуха и их влияние на организм.
16.Гигиенические требования и оценка микроклимата различных помещений.
17.Климат и погода. Понятие. Медицинская оценка погоды. Метеотропные заболевания. Профилактика.
18.Акклиматизация как сложный процесс приспособления человека к новым климатическим условиям. Физиологическая сущность, фазы.
19.Планировка населенных мест ( функциональное зонирование территории поселения) и ее гигиеническое значение. Селитебная территория. Принципы застройки.
20.Урбанизация как социально-гигиеническая проблема.
21.Шумовой фон городов и его влияние на здоровье человека.
22.Источники загрязнения атмосферного воздуха крупных городов, их влияние на здоровье населения.
23.Основные направления по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
24.Физиологическое и гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления.
25.Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
26.Значение водного фактора в распространении инфекционных заболеваний. Показатели безопасности воды в эпидемическом отношении.
27.Роль химического состава воды в возникновении эндемических заболеваний. Показатели безвредности воды по химическому составу.
28.Гигиеническая характеристика различных источников водоснабжения. Правила выбора водоисточника для населенных мест.
29.Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
30.Методы улучшения качества воды ( основные, специальные).
31.Источники загрязнения водоемов. Гигиенические принципы нормирования качества питьевой воды.
32.Основные направления по охране водоисточников от загрязнения.
33.Системы отопления жилых и общественных зданий и их гигиеническая оценка.
34.Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения различных помещений ( лечебно-профилактические учреждения, жилые и общественные здания).
ГИГИЕНА ТРУДА
35.Классификация вредных и опасных производственных факторов. Понятие комплексного и комбинированного действия производственных вредностей.
36.Специфические и неспецифические профессиональные заболевания, факторы малой интенсивности.
37.Цеховой врач. Основные направления работы.
38.Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
39.Специальные вопросы регламентации труда женщин.
40.Актуальные вопросы гигиены труда.
41.Утомление, понятие, виды. Физиологическая сущность, причины, методы оценки. Профилактические мероприятия.
42.Влияние мышечной работы на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Изменения в составе крови.
43.Общие принципы гигиенического нормирования химических веществ в воздухе рабочей зоны.
44.Понятие о промышленных ядах. Общие закономерности действия на организм.
45.Отдаленные последствия воздействия на организм ксенобиотиков.
46.Классификация промышленных ядов. Основы токсикометрии.
47.Действие шума на организм человека. Меры профилактики.
48.Действие общей вибрации на организм человека. Пути профилактики.
49.Действие местной вибрации на организм человека. Пути профилактики.
50.Понятие и классификация пыли. Основные свойства пыли, определяющие ее пневмокониозоопасность.
51.Заболевания, связанные с воздействием пыли на организм человека. Меры профилактики.
52.Основные реакции организма на действие ионизирующего излучения.
53.Профилактические мероприятия при работе с закрытыми источниками ионизирующих излучений.
54.Профилактические мероприятия при работе с открытыми источниками ионизирующих излучений.
55.Особенности труда и структура заболеваемости акушеров-гинекологов.
56.Особенности труда и структура заболеваемости хирургов и анестезиологов.
57.Особенности труда в сельском хозяйстве.
ГиГИЕНА ПИТАНИЯ
58.Значение питания для здоровья населения.
59.Принципы рационального питания населения, их обоснование.
60.Белки, их роль в питании. Проявления недостаточного и избыточного их поступления в организм.
61.Углеводы, их роль в питании. Сбалансированность отдельных углеводов в пищевом рационе. Изменения в организме при избыточном или недостаточном их поступлении.
62.Жиры, их роль в питании. Последствия, обусловленные избытком или недостатком жиров в пищевом рационе.
63.Витамины, значение в питании, классификация. Факторы, определяющие их потребность. Витаминная недостаточность: формы, меры профилактики.
64.Витамин С, его биологическая роль. Продукты источники.
65.Витамин группы В, биологическая роль. Продукты источники.
66.Витамин А, его биологическая роль. Продукты источники.
67.Витамин D, его биологическая роль. Продукты источники.
68.Минеральные вещества, их роль в питании. Макро- и микроэлементы. Заболевания, возникающие при недостаточном и избыточном поступлении микроэлементов в организм.
69.Мясо и мясные продукты, пищевая и биологическая ценность. Заболевания, связанные с употреблением мяса, их профилактика.
70.Рыба и рыбные продукты, морепродукты, их пищевая и биологическая ценность. Заболевания, связанные с употреблением этой группы продуктов.
71.Яйца, их пищевая ценность, возможные заболевания.
72.Овощи, ягоды и фрукты, их пищевая ценность. Заболевания, связанные с употреблением этого вида продуктов.
73.Молоко и молочные продукты, пищевая и биологическая ценность, значение в питании различных возрастных групп. Заболевания, передаваемые человеку через молоко.
74.Зерновые продукты, их пищевая и биологическая ценность, значение в питании. Заболевания, связанные с употреблением этого вида продуктов.
75.Режим питания и его физиологическое значение.
76.Избыточное питание и его влияние на здоровье человека.
77.Белково-энергетическая недостаточность (квашиоркор, маразм, алиментарная дистрофия). Меры ее профилактики.
78.Методы изучения адекватности питания.
79.Лечебно-профилактическое питание. Виды. Показания к назначению.
80.Пищевые отравления. Понятие, особенности, классификация. Роль врача лечебного профиля в диагностике и распознавании причин пищевых отравлений.
81.Пищевые отравления микробной этиологии. Характеристика. Меры профилактики.
82.Пищевые отравления немикробной природы. Характеристика. Меры профилактики.
83.Пищевые отравления не установленной этиологии.
84.Гигиеническая характеристика методов консервирования пищевых продуктов.
Гигиена лечебно профилактических учреждений
85.Внутрибольничные инфекции. Гигиенические основы их профилактики.
86.Особенности современного больничного строительства. Гигиеническая характеристика различных систем строительства больниц.
87.Гигиенические особенности внутренней планировки и режима инфекционных больниц (отделений).
88.Виды больничных пищеблоков. Гигиенические требования к их размещению, планировке и оборудованию.
89.Медицинский контроль за здоровьем персонала пищеблока. Медицинская документация.
Личная гигиена
90.Гигиена одежды и обуви.
91.Гигиена кожи и гигиеническая характеристика средств по уходу за ней.
Гигиена детей и подростков
92.Здоровье детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье. Критерии оценки и группы здоровья. Структура заболеваемости.
93.Гигиенические аспекты «школьной зрелости» (понятие «школьной зрелости», «школьной незрелости». Факторы «риска»). Гигиенические проблемы в этой области.
94.Медицинские и психофизиологические критерии функциональной готовности 6-летних детей к обучению в школе.
95.Особенности организации обучения детей 6-летнего возраста.
96.Понятие физическое развитие. Факторы, оказывающие влияние на процессы роста и развития. Методы оценки физического развития.
97.Методики исследования физического развития.
98.Основные закономерности роста и развития детского организма.
99.Гигиенические аспекты акселерации.
100.Осанка, понятие. Виды осанок. Причины и факторы, способствующие нарушению осанки. Меры профилактики.
101.Закаливание, понятие. Механизм действия закаливающих процедур. Основные принципы, виды, формы и средства закаливания.
102.Влияние физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие. Средства и формы физического воспитания дошкольников и школьников, их характеристика.
103.Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников.
104.Принципы формирования и характеристика групп для занятий физической культурой детей школьного возраста.
105.Гигиенические принципы организации учебного процесса в школе.
106.Утомление, понятие, виды, стадии. Профилактика утомления школьников.
107.Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию общеобразовательных учреждений.
108.Гигиенические требования к загородным стационарным учреждениям отдыха и оздоровления детей.
109.Физиолого-гигиенические основы политехнического и производственного обучения. Санитарная характеристика профессий. Классификация профессий по условиям труда.
Военная гигиена
110.Предмет и содержание Военной гигиены.
111.Гигиенические требования к военным городкам.
112.Гигиенические требования к помещениям казарм.
113.Гигиенические требования к участку для размещения войск в полевых условиях.
114.Основные типы полевых жилищ (палатка, землянка). Гигиеническая оценка их.
115.Понятие «Санитарно-гигиеническое обеспечения войск». Гигиенические особенности размещения войск в открытых фортификационных сооружениях.
116.Характеристика фортификационных сооружений закрытого типа.
117.Основные факторы, оказывающие неблагоприятное действие на здоровье личного состава мотострелковых войск.
118.Особенности труда личного состава радиолокационных станций (РЛС).
119.Неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на здоровье личного состава бронетанковых войск.
120.Обязанности медицинской службы части в осуществлении санитарно-гигиенического контроля за питанием войск.
121.Основные принципы составления раскладки продуктов. Методы оценки качества питания военнослужащих.
122.Особенности организации питания войск в полевых условиях.
123.Вероятные пути заражения пищевых продуктов и готовой пищи РВ, ОВ и БС.
124.Нормы довольствия военнослужащих и характеристика индивидуального рациона питания (ИРП).
125.Режим питания военнослужащих и распределение пищи по приемам в различных условиях (ночь, жаркое время).
126.Этапы санитарной экспертизы продуктов в полевых условиях при применении противником ОМП.
127.Использование консервированных продуктов в питании военнослужащих в полевых условиях. Виды бомбажа.
128.Организация питания личного состава на территории, зараженной РВ.
129.Методы дезактивации продовольствия, оказавшегося на территории, зараженной РВ.
130.Организация водоснабжения войск в полевых условиях. Санитарная разведка водоисточников.
131.Пункт полевого водоснабжения, правила и порядок его развертывания.
132.Санитарно-гигиеническая характеристика табельных средств по добыче, обработке, хранению и транспортировке воды.
133.Обеззараживание воды в полевых условиях.
134.Индивидуальные средства обеззараживания воды.
Перечень ситуационных задач
1. Оценка условий пребывания больных в стационаре.
2. Оценка теплового, воздушного и светового режима производственных помещений.
3. Определение показателей естественной и искусственной освещенности (угол падения, угол отверстия, СК, КЕО).
4. Оценка вентиляции ЛПУ, жилых и общественных зданий.
5. Расчет УФ-облучения.
6. Гигиеническая оценка источника водоснабжения и воды в мирное и военное время. Рекомендации по улучшению качества воды.
7. Определение энергетической ценности и качественной адекватности пищевого рациона различных групп населения.
8. Оценка пищевого статуса.
9. Пищевые отравления: диагностика, профилактика.
10. Задачи по разделу гигиены труда: промышленная пыль, шум и вибрация, промышленные яды (бериллий, ртуть, свинец, органические растворители).
11. Методы оценки работоспособности различных групп населения.
12. Определение типа реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
13. Оценка физического здоровья (шкалы регрессии, центальные шкалы, комплексная оценка, скрининг-тесты).
14. Оценка состояния здоровья детей и определение группы физического воспитания.
15. Оценка физического развития коллективов.
16. Заключение о готовности ребенка к обучению в школе.
17. Гигиеническая оценка класса, мебели.
18. Оценка расписания урока.
19. Гигиеническая оценка урока в общеобразовательной школе.
20. Определение типа погоды, метеотропных реакций (вид, форма, степень), разработка профилактических мероприятий.