Решение проблемных ситуаций в группах.
Класс
Цель: знакомство с понятием «толерантность»
Задачи:
формировать духовно – нравственные качества личности такие, как терпимость, уважение к другим людям;
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать дружелюбие, умение прощать
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап.
-Мне очень приятно видеть всех вас. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, подарите улыбку друг другу. Посмотрите, как светло и радостно стало кругом от ваших добрых взглядов. А это значит, что нам будет легко сегодня общаться.
3. Введение в тему.
- А говорить сегодня мы будем о толерантности. Что по–вашему мнению, может означать это слово? (Ответы детей).
- В последнее время это слово очень часто можно услышать по радио и телевидению. В разных словарях дается разное его толкование.
Толерантность – это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Толерантность – это признание и принятие другого человека или сообщества, уважительного отношения к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.
Но, каким бы разным небыли толкования этого слова, во всех них есть общее:
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпимость
Толерантность – это уважение мнения других.
Толерантность – это милосердие.
-Прочитайте тему нашего занятия.
-Как вы думаете, чему она будет посвящена?
Беседа.
- Посмотрите друг на друга, все ли мы одинаковые?
- В чем различие?
- Мы различаемся внешностью, привычками, увлечениями, характерами.
Игра.
- Выйдите ко мне те, у кого длинные волосы; у кого высокий рост; кто любит читать сказки; кто занимается танцами; кто занимается спортом; кто всегда чистит зубы по утрам; … .
- А хорошо ли быть разными? Что было бы, если бы мы были все одинаковыми?
-А что нас объединяет? (класс)
- Мы все разные, но мы все вместе. А если мы все вместе, то каким должен быть наш класс? (дружным)
-А что значит быть дружным? (выслушиваются ответы детей)
- Есть много хороших песен, которые посвящены дружбе. Одну из них сейчас споют вам девочки.
(Исполняется песня «Настоящий друг»)
- Что важного о дружбе вы узнали из песни? Какого человека можно назвать настоящим другом?
- Всегда ли одноклассники поступают так, как поется в песне? (Ответы детей)
Ситуации.
- Все мы разные. У каждого есть свои достоинства, свое мнение, свои интересы. Поэтому между нами могут возникать разногласия и споры.
- Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей: ссоры, конфликты).
- Из-за чего можно поссориться?
- Давайте посмотрим сценку, которую приготовили мальчики.
Сценка «Обидчики»
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
-Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
-Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
-Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- О чем эта сценка?
- Приходится ли ссориться друзьям?
- Как вы думаете, мальчики останутся друзьями? Почему? (Да, потому что они не помнят зла и умеют прощать).
Решение проблемных ситуаций в группах.
- Сейчас каждой команде предстоит обсудить ситуацию, которая может возникнуть в классе и найти такой выход из нее, чтобы остаться друзьями.
Ситуация для 1 команды:
На уроке физкультуры вы играете в командную игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
Как вы поступите в этой ситуации? (Спокойно объяснить, почему надо соблюдать правила, решать проблему мирным путем)
Ситуация для 2 команды:
Вы всем классом поехали в кино, но выяснилось, что у одного одноклассника не хватает денег, чтобы купить билет. Как вы поступите, в этой ситуации? (Сложиться и купить билет или отложить поход в кино до следующего раза)
Ситуация для 3 команды:
Ваша одноклассница часто пропускает уроки по болезни. Поэтому контрольную работу она написала очень плохо и из-за этого очень расстроилась. Как вы поступите? (успокоить девочку, помочь ее подтянуться в учебе)
Ситуация для 4 команды:
Ваш одноклассник постоянно смеется над неудачами других детей, всегда перебивает своих товарищей во время беседы. Как вы поступите? Какой совет дадите? (Надо быть терпеливым, уметь выслушивать мнение других).
- Вы замечательно справились с эти заданием.
Проблемная ситуация.
- А теперь посмотрите на эту картинку. Можно ли назвать этот класс дружным? (Нет, потому что ребенок, который находится в центре, стоит один, и у него нет друзей).
- Как вы думаете, почему у него нет друзей? (Потому что он не такой как все)
- А может ли дружба зависеть от того, какой у человека разрез глаз, цвет кожи, носит он очки или сидит в инвалидном кресле?
- Конечно же, нет.
- Как подружить детей, несмотря на отличительные особенности другого ребенка? (нужно найти его положительные стороны, узнать о его интересах).
Закрепление
- А теперь скажите, как вы поняли, что такое толерантность? (Это умение дружить, не смотря на то, что мы все разные)
Пазлы. Работа в группах.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Пазлы». Кто из вас знает, как в нее играть? (Нужно из мелких частей составить целую картинку)
- В нашей игре, части – это качества, которыми могут обладать ваши одноклассники. А вам нужно выбрать только те качества, которые помогут сделать наш класс дружным, толерантным. (Пазлы приклеиваются на альбомный лист, затем листы вывешиваются на доске).
-Сравните свои работы. У всех ли получилось одинаково?
Рефлексия.
- Ребята, встаньте в круг, повторяйте за мной слова и выполняйте движения, о которых я буду говорить.
Я, ТЫ, ОН, ОНА -
Класс наш дружная семья.
Здравствуй, друг, который справа.
Здравствуй, друг, который слева.
Я, ТЫ, ОН, ОНА -
Вместе нам скучать нельзя.
Ты погладь плечо соседа -
Того, который стоит слева.
А теперь своё плечо,
Поцелуй ты горячо.
Обними соседа справа,
А теперь - соседа слева.
Я, Ты, ОН, ОНА!
Класс наш дружная семья.
Итог.
- Был ли наш разговор полезным для вас?
- Что нового вы узнали из него?
- Наш класс – это маленькая семья и мне бы хотелось, чтобы в нашей семье всегда царили добро, уважение и взаимопонимание.