Недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным
Инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.
Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разработана
С учетом их физиологических особенностей, а также данных современной
Науки о нормализации важнейших функций организма вследствие
Оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата.
Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление,
Закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка.
Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, повороты,
Сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение,
Слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой
Систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат).
Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует начинать
Рано — с 2-3-недельного возраста. Подход к выбору характера
Упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, бережным,
С учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении.
Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на
Врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они
Более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые проводят
Сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка.
Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гимнастику;
Приемы классического и точечного массажа. Эти методы
Могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (поочередно).
Преимущественное использование того или другого метода
Определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а
Также тренированностью организма в процессе занятий.
Лечение положением — это приемы, способствующие правильному
Положению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различными
Укладками и упражнениями.
В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безусловных
Рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при
Помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения.
Классический массаж выполняется посредством следующих приемов —
Поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы.
Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как
Эту процедуру лучше всего проводить дома самим.
Т о ч е ч н ы й м а с с а ж осуществляется одновременным надавливанием
И вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные
Зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мышцах,
Так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения
Мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания
Вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод. Медленные
Мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастающим
Увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослаблением
Воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного
Напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод.
Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же
Удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режимных
Моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день.
Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4—6), но
Понемногу, по 5 минут каждое занятие. Начинать занятия надо за 30 мин
До кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и
Гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветренной,
температура воздуха в ней 20-24° С. В теплое время года лечебную
Физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-месячного
Возраста — на свежем воздухе.
Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики
Следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень