В. Жизнь в астральном мире
Во время практики однажды наступит момент, когда вы должны почувствовать, что отделились от тела. Вас охватит огромная радость, смешанная со страхом: радость обладания новым лёгким астральным телом и страх перед входом в чужой, незнакомый мир. В начале в новом мире ваше сознание находится как бы в зачаточном состоянии. Вы будете ощущать лёгкое воздушное тело, а также воспринимать вращение, вибрацию, астральную атмосферу, освещённую золотыми огнями, необычные объекты и существа. Вы сможете почувствовать, как плывёте по воздуху, но никогда не упадёте.
В начале новый утончённый опыт вызовет романтические чувства и ощущения. Как вы покидаете тело и остаётесь живым – неизвестно. Вы не знаете, как полностью отделиться от тела. Новая радость невыразима. Вы должны действительно почувствовать это и испытать на себе. Когда вы вернётесь в тело, будет сильное желание вновь испытать новое сознание и навсегда остаться в том состоянии. Со временем с повторными попытками вы сможете раз в месяц или около этого выйти за пределы сознания тела во время своей Садханы. Если вы терпеливо корпеете с помощью йогической практики, вы сможете по желанию оставлять тело и оставаться вне него долгое время.
В астральном теле вы сможете просто по желанию путешествовать в любое место, куда хотите, и там материализоваться, привлекая необходимые материалы или из Ахамкары, или из вселенского запаса. Этот процесс очень прост для окультистов и йогов, которые знают рациональную, детально разработанную технику различных приёмов. Чтение мыслей, передача мысли, психическое лечение, лечение на расстоянии и т.д. могут легко выполняться теми, кто умеет работать с астральным телом. Концентрированные умственные лучи могут проникать сквозь стены и распространяться на многие мили.
Краткие советы по Йоге
Брахмачарья очень и очень важна. Даже во сне вы должны быть свободны от похотливых мыслей. Это требует долгой практики и внимательного наблюдения за умом и Индриями. Глупые люди напрасно поспешно стремятся попасть на более высокие курсы в Йоге, не обладая этим важным качеством, необходимым для духовной Садханы.
Семяизвержение обычно бывает в последнюю четверть ночи. Те, кто имеет привычку вставать между 3 и 4 часами утра (Брахмамухурта) и выполнять Джапу, Пранаяму и Дхьяну, никогда не станут жертвами ночных поллюций.
Человек, в котором глубоко укоренилась идея секса, никогда не сможет понять Йогу и Веданту даже через сотню рождений.
Держите ум полностью занятым. Это лучшая панацея или средство для поддержания Брахмачарьи. Выполняйте Джапу, медитацию, Киртан, молитву, Сатсанг, служение, читайте религиозные книги, гуляйте, участвуйте в религиозных диспутах, пишите и т.д.
Всегда носите Каупин или Лянготи. Это научно и духовно обосновано. Если вы женатый человек, спите в отдельной от жены комнате. Немедленно измените свои привычки.
Будьте осмотрительны в выборе товарищей. Откажитесь от театра, болтовни, чтения романов и других любовных историй. Не пользуйтесь мылом и цветами. Соблюдайте Маону. Не общайтесь ни с кем. Читайте хорошую вдохновляющую духовную литературу. Когда в уме появляются желания, не потакайте им. Уничтожьте их немедленно. Избегайте общества женщин. Не шутите и не смейтесь в их присутствии. Всё это лишь внешнее проявление похоти. Когда гуляете по улице, не вертите головой туда-сюда, как обезьяна. Не смотрите на женщин, даже на их изображение на фотографиях и картинах. Не говорите о них.
Когда вы продвинетесь в духовной практике, вам будет очень трудно одновременно выполнять оба дела: медитацию и повседневные служебные дела или домашнюю работу, поскольку ум будет подвержен двойному напряжению. Очень трудно согласовать разные по духу виды деятельности. Поэтому продвинутые ученики-Грахастхи должны прекратить всякую мирскую деятельность. Когда они преуспевают в медитации и захотят двигаться дальше, они должны уединиться и полностью отказаться от мирской деятельности. Работа является помехой в медитации для продвинутых учеников Йоги.
Живите один. Соблюдайте Маону и записывайте в свой дневник положительные результаты, которые вы получаете. Не совершайте излишнюю жестикуляцию и напевания у… у… у… Это у… у… у… равносильно разговору. При этом напевании тратится много энергии. Берегите её и используйте сохранённую энергию в Джапе и медитации.
Садхаки, которые принимают Нивритти Маргу, обычно через некоторое время становятся ленивыми, т.к. они не знают, как использовать умственную энергию, не придерживаются ежедневного распорядка и не следуют указаниям своего Гуру. Конечно, они достигают Вайрагьи, но не получают опыта на духовном пути. В результате они не достигают какого-либо прогресса.
Тот, кто хочет совершить уединение и выбрал Нивритти Маргу, должен соблюдать Маону и тренировать Индрии, ум и тело, пока живёт в этом мире. Он должен упорно себя готовить, к тяжёлой, трудовой жизни, к употреблению грубой пищи, хождению босиком и без зонтика. Только тогда он сможет вынести суровую жизнь аскета. Он должен полностью отказаться от робости.
Если обстоятельства препятствуют вам в соблюдении Маоны, строго избегайте долгих разговоров, лишних разговоров, высоких речей и всяческих бесполезных дискуссий и как можно больше избегайте общества. Долгий разговор – просто пустая трата энергии. Если эта энергия сохраняется с помощью Маоны, она превращается в Оджас Шакти, которая поможет вам в вашей Садхане.
Садхака всегда должен быть один. Это важное условие в духовном прогрессе. Общение с семейными людьми очень опасно. Для Садханы необходимо уединение. Все энергии должны тщательно сохраняться. После короткого пребывания в уединении ученик не должен входить в мир. То, что было достигнуто им за пять лет уединения с помощью Тапаса, будет непоправимо утрачено за месяц общения с мирянами. Несколько человек жаловались мне, что утратили силу концентрации.
После достижения совершенства в Йоге можно вернуться в мир, если на йога не оказывается воздействие неблагоприятными, враждебными мирскими потоками. Не будет вреда, если вы будете общаться с близкой по духу компанией, которая также предана Абхьясе Йоги. Вы можете обсуждать различные философские вопросы. Вы можете быть в обществе высоко духовных людей, которые вошли в Самадхи. Однако, многие люди идут в мир прежде, чем добились совершенства в Йоге, для демонстрации своих малых сил ради известности, прикрываясь Лёка Санграхой. В результате они падают ниже уровня мирского человека.
Всё должно совершаться постепенно. Мирянину очень трудно жить в уединении. Для начинающего это очень болезненно и проблематично. Он должен тренировать себя с помощью регулярного соблюдения Маоны.
Место, подходящее для сосредоточения ума, подходит и для вашей практики Йоги. Это общее правило. Бесполезно бегать с места на место.
При выполнении Карма Йоги, вы должны быть свободным от эгоизма. Вы не должны ожидать какого-либо вознаграждения или уважения за совершаемую работу (Нишкамья). У Вас должен быть уравновешенный ум и в случае успеха, и в случае неудачи.
В момент достижения Читта Шуддхи, вы должны прекратить выполнение Нишкамья Кармы и заняться чистой медитацией в уединении.
Большинство трудностей повседневной жизни возникает в том случае, если вы недостаточно контролируете свой ум. Например, человек причиняет вам зло, а вы тут же хотите отомстить ему: зуб за зуб; око за око; как аукнется, так и откликнется, отвечая ударом на удар. Каждая реакция зла показывает, что ум не находится под контролем. С гневом теряется энергия, в результате чего невозможно поддерживать уравновешенное состояние ума. Гнев порождает все остальные недостатки. Должным образом, контролируемый гнев, превращается в столь могущественную силу, что она способна перевернуть весь мир.
Даже лёгкое переедание нарушает медитацию. Ум имеет непосредственную связь с нервами желудка. Вы станете также сонливым. Чтобы этого не происходило, вы должны приучить себя к Митахаре.
Вначале, когда вы установите ограничения в диете, вам покажется, что вы похудели и стали слабее. Вдобавок к этому, ваши друзья и родственники будут вас пугать. Не слушайте их. Через несколько дней вы будете в порядке.
При несварении и запоре совершайте по утрам долгую прогулку быстрым шагом. Как только вы встали с постели, выпейте большое количество воды. Сделайте Пашчимоттанасану, Маюр-, Трикона Асаны, Наоли и Уддияну. Сделайте также физические упражнения. При хронических запорах постарайтесь сменить диету. Если вы ели рис, поешьте пшеницу и наблюдайте, что произойдёт. Если состояние осталось прежним, попробуйте фруктово-молочную диету. Тогда вы будете в порядке. Перемена диеты – надёжное средство.
Если у вас есть дурная привычка потреблять вино, перебродивший пальмовый сок, кофе и т.д., и вы хотите от неё отказаться, удалитесь в комнату для медитации и пообещайте Богу, что с этого момента, вы откажетесь от вредной привычки. Объявите об этом своим друзьям. Если вы опять пойдёте на поводу этой привычки, вам будет стыдно. Несколько раз вы потерпите неудачу. Но продолжайте упорно бороться. Прибегайте к Сат-Сангу. Изучайте религиозную литературу. Вы сможете разрушить все плохие привычки. Если вам всё же трудно отказаться от них, последнее средство, которое вы должны предпринять – это уход от современного общества; вы должны скрыться в таком месте, где всё это вас не достанет. Вы сможете бросить плохую привычку без принуждения.
Если вы хотите прекратить употреблять баранину, рыбу и т.д., - просто посмотрите своими собственными глазами на жалкое, беспомощное состояние этих животных во время убоя. В вашем сердце возникнут милосердие и симпатия. Тогда вы решитесь отказаться от плотоядности, спасая, таким образом, бедные и невинные жизни. Если эта ваша попытка сорвётся, сразу измените своё окружение и поживите в гостинице для Брахминов, где Вам не предложат баранину и рыбу. Затем, переходите жить в общество, где употребляется лишь вегетарианская пища. Всегда помните о вреде плотоядности и о пользе вегетарианства. Если и это не даст вам достаточной силы для преодоления привычки, ступайте на бойню или в лавку мясника и лично посмотрите на отвратительные гниющие мышцы, почки и другие органы животных, а также обратите внимание на дурной запах. Это породит в вас Вайрагью, сильное отвращение и ненависть к поеданию баранины.
Мантра – это масса Теджаса или лучистой энергии. Она изменяет умственную субстанцию, вызывая специфическое движение мысли. Ритмические вибрации, производимые Мантрой, приводят к гармонизации неустойчивых вибраций пяти оболочек. Она предотвращает естественную тенденцию ума думать об объектах. Она помогает Садхане Шакти и поддерживает её. Садхана Шакти укрепляется Шакти Мантры. Мантра пробуждает сверхчеловеческие силы.
«Полезно лишь знание, которое устно передал Гуру, иначе оно становится бесплодным, слабым и весьма болезненным".
«Первое условие для успеха – это непоколебимая вера».
Развивайте силу терпения (Титикша), учитесь одинаково переносить счастье и страдание, переход через все фазы жизни, все переживания. Терпеливо и с удовлетворением переносить боль и пытки, – это значит упражнять особую силу, одухотворяющую всю природу. Чем больше эта сила, тем быстрее рост. Терпение и вера не должны уменьшаться в течение всего периода Садханы.
Читта Шуддхи – это очищение ума. Нади Шуддхи – очищение Нади. Бхута Шуддхи – очищение элементов. Адхара Шуддхи – очищение Адхары. Если достигнуто Шуддхи (очищение), Сиддхи (совершенство) придёт само. Сиддхи невозможно без Шуддхи.
Скромность – самая высшая добродетель. Вы можете уничтожить свой эгоизм, развив лишь одну эту добродетель. Вы можете воздействовать на весь мир. Вы станете магнитом, притягивающим весь мир. Это должно быть искренним. Притворная скромность – это лицемерие.
Контролируйте гнев практикой Кшамы, Дхайрьи, терпения и Нирабхиманаты (отсутствия эгоизма). Когда гнев контролируется, он превращается в энергию, которая может перевернуть весь мир.
Гнев – это проявление страсти. Если вы можете контролировать похоть, тогда вы можете контролировать и гнев.
Когда вы разгневаны, выпейте немного воды. Это охладит головной мозг, а также успокоит возбуждённые и раздражённые нервы. Считайте по одному - до двадцати. Когда вы закончите считать, гнев утихнет.
Внимательно понаблюдайте за раздражающими импульсами или мысле-волнами. Тогда вам будет легче контролировать гнев. Примите все меры предосторожности. Не позволяйте ему взрываться и приобретать дикую форму.
Если вам очень трудно его контролировать, уходите: немедленно отправляйтесь на прогулку на полчаса. Молитесь. Совершайте Джапу. Медитируйте. Медитация даёт огромную силу.
Часто у новичков во время медитации наступает депрессия: из-за влияния Самскар, астральных сущностей, злых духов, плохого общества, пасмурной погоды, плохого желудка и перегруженного кишечника. Её следует быстро устранить бодрыми мыслями, оживлённой прогулкой, воспеванием Божественного имени, смехом, молитвой, Пранаямой, слабительными и ветрогонными средствами.
Если вы быстро хотите войти в Самадхи, порвите все связи с друзьями, родственниками и другими людьми. Соблюдайте Акханда Маону. Живите на одном молоке. Погрузитесь в медитацию.
Лень и непостоянство ума – два больших препятствия в Йоге. Лёгкая Саттвическай диета и Пранаяма устранят леность. Не перегружайте желудок. Прогуляйтесь туда-сюда с полчаса быстрым шагом.
"Болезни в теле возникают по следующим причинам: из-за дневного сна, бодрствования по ночам, чрезмерной половой жизни, суеты, плохого выделения мочи и кала, приёма нездоровой пищи и тяжёлой умственной работы. Если йог заболевает по этим причинам, он говорит, что болеет из-за своей йогической практики. Это первое препятствие в Йоге".
"Болезнь, умственная слабость, сомнение, безразличие, лень, тенденция к поиску чувственных наслаждений, оцепенение, ложное восприятие, неумение достичь сосредоточения ума и отход от неё, когда она достигнута, из-за беспокойства – все эти факторы являются препятствиями" (Йога Сутра 1.30).
Если практикующий Йогу человек унылый, находится в депрессии и слаб, - это значит, что в его Садхане что-то не то. Если сам ученик - в унынии, сварлив, то как он может наделить других людей радостью, спокойствием и силой? Бодрость и улыбка являются признаками духовности и Божественной жизни.
О, полные восторга и энтузиазма молодые ученики! Не принимайте ревматические боли и люмбаго в спине за восхождение Кундалини. Упорно и терпеливо выполняйте свою Садхану, пока не достигнете Самадхи. Овладевайте каждой стадией Йоги. Не приступайте к более высоким стадиям, пока полностью не овладеете нижними.
О, нетерпеливые последователи! Не беспокойтесь о пробуждении Кундалини. Преждевременное её пробуждение нежелательно. Систематически и регулярно выполняй свою Садхану и Тапас. Подобно тому, как садовник, ежедневно поливающий деревья в определённое время, получает плоды, точно так же вы будете наслаждаться плодами своей Садханы, в своё время. Очищайте и укрепляйте ум. Очищайте Нади. Тогда Кундалини пробудится спонтанно.
Даже если ученик какими-либо средствами пробудил Кундалини, он не получит пользы от этого, если не развил необходимые качества. Он не сможет почувствовать и проявить всю пользу от пробуждения Кундалини.
Есть некоторые развитые души, которые находятся в состоянии Самадхи естественно, с момента рождения. Они получили его не в результате стараний в этой жизни. Они называются рождёнными Сиддхами. Они завершили свою Садхану в предыдущих рождениях.
С помощью воздержания, преданности Гуру и постоянной практики через длительный период времени приходит успех в Йоге. Ученик всегда должен быть терпеливым и настойчивым.
"Свастика, Гомукха, Падма, Хамса – позы (Асаны) Брахмы. Вира, Маюр, Ваджра и Сиддха Асаны – позы Рудры. Йони – поза Шакти. Пашчимоттанасана – поза Шивы".
"Контроль над пятью элементами (Бхутами) может быть достигнут с помощью практики Дхараны на соответствующих областях тела. Область земли простирается от стопы до колена; область воды простирается от колена до пупа; область огня – от пупа до горла; область воздуха – от горла до пространства между бровями; область Акаши – от бровей до Брахмарандхры".
Нада подобна прозрачному кристаллу, она простирается от Мулядхары до Сахасрара Чакры. Это то, о чём говорят как о Брахмане или Параматмане.
В начале практики у вас могут появиться судорожные подёргивания рук, ног, туловища и всего тела. Иногда эти подёргивания будут просто ужасны. Не бойтесь. Не беспокойтесь. Это пустяки. Это результат резких мышечных сокращений, возникших от нового Пранического влияния. Со временем они пройдут. Вы должны пройти через эту стадию.
Как только Кундалини пробуждается в первый раз, йог в течение короткого времени испытывает шесть переживаний:
Ананду – духовное блаженство;
Кампану – дрожь тела и конечностей;
Уттхану – отрыв от земли;
Чурни – божественное опьянение;
Муркха – обморок;
Нидра – сон.
Хорошее здоровье, лёгкость в теле, просветлённость лица, неповреждаемость колючками, невосприимчивость к голоду и жажде, способность мало есть и пить, а также голодать долгое время, способность переносить жару и холод, контролировать пять элементов – эти и другие качества являются признаками йогической жизни.
"Только йог, ведущий жизнь Брахмачари и соблюдающий умеренную и питательную диету, достигает совершенства в управлении Кундалини" (Гхеранда Самхита III-12).
Многие люди увлекаются практикой Пранаямы и других йогических упражнений, т.к. с помощью Йоги достигается психическое лечение, телепатия, передача мыслей и другие большие Сиддхи. Если они достигают успеха, они не должны останавливаться на этом. Цель жизни – не "лечение" и "Сиддхи". Они должны использовать свою энергию в достижении Наивысшего.
Те, кто могут выполнять телепатию, психическое лечение и т.д., просто различными способами используют Прану. Для получения различных результатов с помощью разных приёмов должна использоваться одна и та же Прана. Вы должны узнать способы её применения от Гуру. С помощью длительной тренировки вы также сможете всё это успешно освоить.
При появлении определённых Сиддх, иной йог считает, что достиг высшей цели. Из-за ложной удовлетворённости он может отказаться от дальнейшей Садханы. Йог, занятый достижением высшего Самадхи, должен отвергать Сиддхи, когда бы они ни появлялись. Сиддхи – это искушения от Дэват. Лишь отвергнув эти Сиддхи, можно достичь успеха в Йоге. Кто жаждет Сиддхи – человек мирского ума. Это законченный семьянин. Те, кто жаждут Сиддхи, никогда их не получат. Если ученик Йоги пытается достичь Сиддхи, его дальнейший прогресс значительно замедляется. Он сбивается с пути.
Не прекращайте Садхану, когда получите несколько проблесков и опытов. Продолжайте практику, пока не достигнете совершенства. Не прекращайте практику и не возвращайтесь в мир. Примеры неутешительны. Многие были повержены. Проблески не могут обеспечить вам безопасность.
Вы ничего не достигнете, ведя беззаботную жизнь. Привяжитесь к одному месту на три года. Ежедневно выполняйте свою программу. Следуйте каждой её букве во что бы то ни стало. Тогда вы точно достигнете успеха.
Не бродите туда-сюда в поисках Гуру. Если вы его ищете, вы никогда его не найдёте. Если вы с помощью усердной практики приобретёте все необходимые предварительные качества, он несомненно явится к вам. Каждый в силах достичь успеха в Йоге. Требуется лишь искренняя преданность, постоянная и регулярная Абхьяса.
Никогда не позволяйте чувствам тем или иным способом сбить вас с пути. Используйте каждую возможность для возвышения души и Читта Шуддхи.
Пока вы не будете готовы отказаться от всего ради служения Богу и человечеству, вы считаетесь совершенно не подготовленным для духовного пути.
Вначале отделите себя от тела; затем отождествите себя с умом и действуйте на ментальном плане. С помощью концентрации внимания вы подниметесь выше сознания тела; с помощью медитации вы подниметесь выше ума; и, наконец, с помощью Самадхи вы достигнете цели.
Хатха йог опускает Прану с помощью Джаляндхара Бандхи; с помощью Муля Бандхи он останавливает тенденцию Апаны двигаться вниз; приучившись выполнять Ашвини Мудру, он заставляет Апану идти вверх с умом, нацеленным на Кумбхаке. С помощью Уддияна Бандхи он заставляет объединённую Прану-Апану войти в Сушумна Нади вместе с Кундалини, и с помощью Шакти Чаляна Мудры он проводит Кундалини от Чакры к Чакре. С помощью этой процедуры Хатха йог побеждает Деха Адхьясу.
Полностью уничтожьте страх, постоянно создавая в уме противоположные мысли, постоянно и упорно думая о храбрости. Страх – это Викара, неестественная временная модификация из-за Авидьи. Когда исчезает страх, исчезает привязанность к телу, и тогда вам будет очень легко подняться над сознанием тела.
Не гонитесь за славой и известностью (Кьяти). Игнорируйте все эти тривиальные вещи. Будьте устойчивым в своей практике. Никогда не прекращайте своей Садханы, пока не достигнете конечного блаженства.
Гоняясь за двумя зайцами, не поймаешь ни одного. Медитирующий, гоняющийся за двумя противоречивыми мыслями, не достигнет успеха ни в одной из них. Если его ум в течение 10 минут посещают божественные мысли, а затем в следующие 10 минут - противоположные мирские мысли, он не преуспеет в достижении Божественного сознания.
Некоторые ученики при практике Тапасьи пренебрегают телом. Нужно делать всё возможное, чтобы поддерживать тело в здоровом состоянии. Садхака должен больше об этом беспокоиться, чем мирянин, потому что тело – инструмент, который у него есть для достижения Цели. В то же время он должен быть совершенно не привязанным к телу и готовым отказаться от него в любой момент. К этому нужно стремиться.
Для того, чтобы обладать качествами, необходимыми для отречения, человек должен достичь совершенной чистоты ума, стабильности интеллекта, способности различать, отвращения к чувственным удовольствиям и должен обладать неуёмным желанием быть свободным. Пока человек не приобретёт эти качества, отречение от активных мирских обязанностей не даст желаемого результата.
Если вы хотите достичь Самадхи, вы должны хорошо знать процесс Дхьяны. Для знания Дхьяны вы должны прекрасно знать Дхарану. Для Дхараны необходима совершенная Пратьяхара. Для Пратьяхары – Пранаяма. Для Пранаямы – Асана, для Асаны – Яма и Нияма. Не пытайтесь сразу перейти к Дхьяне без различных подготовительных практик.
Когда некоторые ученики не могут достать молоко или гхи, они прекращают свою йогическую практику. Если вы не можете достать молоко или гхи, вы должны достать немного хлеба и Дхала (Дал). Дхал питательнее молока. Это очень важно. Садхакам не следует вырабатывать какую-либо привычку. Привычка означает рабство. Люди, умственно являющиеся рабами, совершенно не подходят для духовного пути. Помогать им бесполезно.
Ведантисты используют разные методы для достижения Лайи:
1) Антахкарана Лайя Чинтана;
2) Панча Бхута Лайя Чинтана и
3) Омкар Лайя Чинтана.
В Антахкарана Лайе вы должны думать, что ум растворился в Буддхи; Буддхи – в Авьяктам, а Авьяктам – в Брахмане. В Панча Бхута Лайе вы должны думать, что земля растворяется в воде, вода – в огне, огонь – в воздухе, воздух – в Акаше, Акаша – в Авьякте, а Авьякта – в Брахмане. В Омкара Лайе вы должны думать, что Вишва растворяется в Вират (Вират в букве "А"); Теджас – в Хираньягарбхе (Хираньягарбха в букве "У"); Праджна - в Ишваре (Ишвара - в букве "М"). Джива Сакши растворяется в Ишвара Сакши; Ишвара Сакши – в Ардхаматре Омкары. Таким образом, вы можете вернуться к изначальному, Брахману, который является Йони для всех умов и Панча Бхут. Остаётся один Брахман.
Аннамая Коша – это физическое тело (Стхуля Шарира).
Пранамая Коша, Маномая Коша и Виджнанамая Коша – это астральное тело (Сукшма Шарира).
Анандамая Коша принадлежит к причинному телу (Карана Шарира).
Пранамая Коша содержит пять Карма Индрий. Маномая и Виджнанамая Коши содержат пять Джнана Индрий.
Прия, Мода и Прамода – это атрибуты Анандамая Коши. Голод и жажда принадлежат к Пранамая Коше. Рождение и смерть принадлежат к Аннамая Коше. Харша и Шокха (возбуждение и угнетение) принадлежат к Маномая Коше. Страсть, голод, алчность, Санкальпа и Викальпа являются Дхармами Маномая Коши. Сон и Моха принадлежат к Анандамая Коше. Картритва и Бхоктритва (действие и наслаждение) принадлежат к Виджнанамая Коше. В Маномая Коше действует Икча Шакти. В Виджнанамая Коше действует Джнана Шакти. Остальные детали вы можете получить в книге Свами Шивананды "Практика Веданты".
Когда Кундалини пробуждена, она не сразу начинает двигаться к Сахасрара Чакре. С помощью дальнейшей йогической практики вы дожны провести её от Чакры к Чакре.
Даже когда Кундалини достигла Сахасрары, она может опуститься в Мулядхара Чакру. Йог также может сам остановить её в определённой Чакре. Когда йог утвердился в Самадхи, когда он достиг Кайвальи, Кундалини не вернётся в Мулядхару.
Тело будет существовать даже после того, как Кундалини достигнет Сахасрара Чакры, но йог не будет осознавать тело. Только тогда, когда достигается Кайвалья, тело становится безжизненным.
Садхаки должны иметь чистое сердце и быть свободными от Дош. Мантра должна быть получена от великого человека. Садхака должен верить в Мантру. В этом случае для пробуждения Кундалини достаточно одной Джапы.
Джнана Йога, Мантра Йога, Хатха Йога, Раджа Йога и все другие методы имеют 8 ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Это не относится исключительно к Раджа Йоге. Они необходимы для всех Садхаков.
Молодые люди не имеют устойчивого ума. Многие из них не обладают проницательностью. Поэтому в молодом возрасте люди не подходят для усиленных курсов Йоги.
Многие другие важные вопросы, вызывающие сомнение учеников изложены в ходе повествования.