Назовите клетчатку, сопровождающую в корне легкого главный бронх 1)... и клетчатку, сопровождающую легочные сосуды 2)...
41. Опишите синтопию основных компонентов корня легкого: справа 1)..., слева 2)...
42. Укажите, какие отделы имеют легочные сосуды по отношению к перикарду 1)..., 2)...
43. Назовите признаки, характеризующие долю легкого 1)..., 2)... Сколько долей в правом легком? 3)..., в левом? 4)...
44. Назовите признаки, характеризующие сегмент легкого 1)..., 2)..., 3)..., сколько сегментов в правом легком? 4)..., в левом? 5)...
Укажите, какие приемы позволяют определить границы сегмента легкого во время операции 1)..., 2)..., 3)...
Укажите анатомо-функциональные особенности легких, объясняющие частоту локализации туберкулеза в верхних отделах 1)..., а пневмоний (гипостатической, ателектатической, крупозной) - в нижних 2)...
Рисунки по теме занятия:
1. Области груди. Виды оперативных доступов к органам грудной полости.
2. Слои грудной стенки в области молочной железы. Транспекторальный путь оттока лимфы от молочной железы (на парасагиттальном распиле).
3. Скелетотопия плевры и легких (спереди и сзади). Проекция междолевых борозд. Межплевральные промежутки.
4. Синтопия компонентов корня легкого (справа и слева, во фронтальной и сагиттальной плоскостях).
Уметь показать на препарате:
1. Большую грудную мышцу.
2. Верхнюю полую вену
3. Висцеральную плевру.
4. Внутренние грудные артерию и вену.
5. Горизонтальную междолевую борозду правого легкого.
6. Диафрагму (сухожильный центр, грудинную, реберную, поясничную части).
7. Корень легкого.
8. Косую междолевую борозду легкого.
9. Левое легкое (доли).
10. Левую легочную артерию.
11. Левые легочные вены.
12. Левый главный бронх.
13. Малую грудную мышцу.
14. Межреберный сосудисто-нервный пучок.
15. Париетальную плевру.
16. Переднюю зубчатую мышцу.
17. Поверхностное субпекторальное пространство.
18. Правое легкое (доли).
19. Правую легочную артерию.
20. Правые легочные вены.
21. Правый главный бронх.
22. Реберно-диафрагмальный синус.
23. Ретромаммарное пространство.
24. Средостенно-диафрагмальный синус.
Занятие 15. Топографическая анатомия груди.
Содержание занятия:
Средостение, его отделы (верхний, передний, средний, задний). Тимус, перикард, сердце, грудные отделы трахеи и пищевода. Кровеносные сосуды, нервы, клетчаточные пространства средостения.
Цель занятия:
Освоить методику препарирования органов средостения.
Знать хирургическую анатомию сердца, тимуса, пищевода, аорты и ее основных ветвей, полых вен, трахеи, грудного (лимфатического) протока, грудного отдела симпатического ствола, клетчаточных пространств.
Уметь ориентироваться в основных учебных элементах на топографо-анатомических препаратах средостения.
4. Уметь применять полученные знания для:
Диагностики заболеваний перикарда, сердца, пищевода;
Объяснения расстройств коронарного кровообращения;
Объяснения нарушений проводящей системы сердца.
5. Знать технику выполнения операций:
Пункции перикарда, внутрисердечного введения лекарственных веществ;
Перикардиотомии;
Ушивания раны сердца.
6. Знать основные этапы операций:
Аорто-коронарного шунтирования, митральной комиссуротомии;
Резекции и пластики грудного отдела пищевода;
Дренирования отделов средостения при гнойных медиастинитах.
Письменный программированный контроль (Written programmed control).
1. Опишите понятие «межплевральный промежуток» 1)... Назовите передние межплевральные поля 2)..., 3)... Как будет называться оперативный доступ через эти промежутки? 4)...
Укажите, чем ограничено средостение спереди 1)..., сзади 2)..., латерально 3)..., снизу 4)...
3. Назовите отделы средостения в соответствии с анатомической классификацией по отношению к горизонтальной плоскости, проходящей по границе рукоятки и тела грудины (спереди) и тел IV и V грудных позвонков (сзади) 1)…, 2)…
4. Назовите части нижнего средостения по анатомической классификации 1)…, 2)…, 3)…
Укажите отделы средостения по отношению к фронтальной плоскости, проходящей через корни легких, которые выделяют в клинической практике 1)..., 2)...
6. Перечислите органы переднего средостения: 1)..., 2)..., 3)...