Блюд прикорма при естественном вскармливании (2008)
Продукты и блюда прикорма | Сроки введения, месяцы | Объём в зависимости от возраста ребенка | ||||
6 месяцев | 7 месяцев | 8 месяцев | 9 месяцев | 10 – 12 месяцев | ||
Сок (фруктовый, ягодный, овощной), мл | 30-50 | 50-70 | 50-80 | 80-90 | ||
Фруктовое пюре, мл | 6,5 | 40-50 | 50-70 | 50-70 | 80-90 | 90-100 |
Овощное пюре, мл | 50-150 | |||||
Молочно-крупяная каша, г | 6-7 | 5-50 | 50-100 | |||
Молочно-злаковая каша, г | 7-8 | 5-50 | 50-100 | |||
Кисло-молочные продукты, мл | 50-150 | 150-200 | ||||
Творог, г | 6,5-7,5 | 5-25 | 10-30 | |||
Яичный желток, шт. | 7-7,5 | 1/8-¼ | ½-¼ | ½-¼ | ½-3/4 | |
Мясное пюре, г | 6,5-7 | 5-30 | 50-60 | |||
Рыбное пюре, г | 9-10 | - | - | - | 30-50 | 50-60 |
Растительное масло, г | ½ ч.л. | ½ ч.л. | 1 ч.л. | 1 ч.л. | 1 ч.л. | |
Сливочное масло, г | 6-7 | ½ ч.л. | ½ ч.л. | 1 ч.л. | 1 ч.л. | 1 ч.л. |
Хлеб пшеничный, сухари, печенье, г | 8-9 | - | - |
Методические указанияк практическому занятию по теме «Особенности вскармливания недоношенных детей» для студентов 3 курса медицинского факультета / И.Н.Федчук, И.Л.Бабий, В.И.Величко.- Одесса: ОГМУ, 2008.- 17 с.
Авторы: И.Н.Федчук, И.Л.Бабий, В.И.Величко
Рецензент: чл.-корр. АМН Украины, проф., д.мед.наук Н.Л.Аряев
Печатается по решению Центрального Координационно-методического
Совета Одесского государственного медицинского университета
(протокол №3 от 16.01.08 г.)
© Одесский государственный медицинский университет, 2008
1.Тема занятия: «Особенности вскармливания недоношенных детей» - 2 часа.
2.Актуальнось темы. В связи с введением нового учебного плана с 2005 года и преподаванием дисциплины в рамках кредитно-модульной системы возникает необходимость обеспечения студентов дополнительной современной методической литературой.
Во всем мире ежегодно рождается около 16% или примерно 20 миллионов детей с низкой массой тела из всего числа новорожденных. Эти дети имеют особые пищевые потребности, обусловленные высоким темпом роста плода (15-20 г/кг в день в течение 24-36 недели гестации) и незрелостью всех органов и систем.
Постоянное совершенствование перинатальных технологий, развитие интенсивной терапии в неонатологии обусловили повышение уровня выживания преждевременно родившихся детей. Одновременно особую актуальность приобретает внедрение гуманизации пери- и неонатальной медицины с целью снижения уровня заболеваемости и инвалидности у детей, которые родились преждевременно с перинатальной патологией. Проблемы выживания и вскармливания имеют большое значение для всех категорий младенцев.
Новорожденные с низкой массой тела при рождении имеют большую потребность в грудном молоке в связи с высоким риском возникновения инфекций.
Преждевременно рожденные младенцы требуют особенной иммунологической защиты, обеспеченности белками, жирами, углеводами, витаминами, микроэлементами.
3.Цели занятия:
3.1.Общие цели: повысить уровень теоретических и практических знаний студентов по вопросам питания недоношенных детей.
3.2.Воспитательные цели: ознакомить с современными подходами к вопросам питания недоношенных; научить умению объяснить кормящей матери необходимость и целесообразность вскармливания недоношенных или больных детей с перинатальной патологией материнским молоком, используя современные методы и методики.
3.3.Конкретные цели:
- знать:
1.Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы недоношенного ребенка.
2.Потребность в белках, жирах, углеводах, калориях недоношенных детей.
3.Способы расчета количества пищи, необходимой для недоношенного ребенка.
4.Оптимальные методы и методики вскармливания недоношенных детей.
5.Клинико-иммунологическое и патогенетическое обоснование целесообразности вскармливания недоношенных детей грудным молоком.
3.4.На основе теоретических знаний по теме:
- овладеть методиками (уметь):
1.Расчета количества питания на сутки и на одно кормление для недоношенного ребенка.
2.Составления однодневного меню для недоношенного ребенка.
3.Оценки суточного рациона питания недоношенного ребенка и осуществление его коррекции (при необходимости).
Материалы внеаудиторной самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция)
Табл.1
№ п/п | Дисциплины | Знать | Уметь |
1. | Предыдущие дисциплины 1.Нормальная анатомия 2.Гистология 3.Нормальная физиология 4.Биохимия | Строение и развитие пищеварительной системы недоношенного ребенка. Физиология недоношенного ребенка. Физиологические основы питания недоношенного ребенка. Особенности биохимии и физиологии пищеварительной системы недоношенного ребенка. | |
2. | Следующие дисциплины 1.Факультет-ская педиатрия. 2.Госпиталь-ная педиатрия с курсом неонатологии 3.Общая гигиена. | Современные принципы поддержки лактации и естественного вскармливания у недоношенных детей. Преимущества грудного вскармливания. Потребности в белках, жирах, углеводах и калориях у недоношенных детей. Методы и методики кормлений недоношенных. | Провести сбор анамнеза вскармливания недоношенного ребенка и оценить его. Оценить технику кормления недоношенного ребенка. Овладение методикой расчета питания недоношенных детей. Составление меню для недоношенного ребенка. |
3. | Внутрипред-метная интеграция | Влияние питания недоношенного ребенка на уровень физического, психомоторного развития и функционирование различных систем организма, в частности, эндокринной системы. |
5. Содержание темы.Новорожденные, которые имеют массу тела менее чем 2 500 г, независимо от гестационного возраста, принадлежат к новорожденным, родившимся с низкой массой тела (НМТ).
Классификация новорожденных (ВОЗ):
- Преждевременно родившиеся дети, которые имеют гестационный возраст от 24 до 37 недель гестации;
- Дети, которые родились в срок – гестационный возраст от 37 до 42 недель;
- Дети, которые родились после срока (переношенные) - гестационный возраст более родились в срок с низкой массой тела, то они маловесные относительно возраста. Дети с массой тела менее 2 500 г при рождении – это дети с низкой массой тела при рождении. Дети с массой тела менее чем 1 000 г при рождении формируют группу новорожденных с экстремально низким весом при рождении.
Преимущества грудного молока для преждевременно рожденных детей:
-психоэмоциональная связь ребенка с матерью;
- физиологический состав аминокислот;
- полное усвоение белков и жиров;
- высокий уровень полиненасыщенных жирных кислот, которые являются пластическим и энергетическим материалом для созревания и развития ЦНС;
- иммуномодулирующие особенности грудного молока являются основой для дальнейшего формирования иммунитета;
- молоко для преждевременно рожденных младенцев содержит больше Ig А, лизоцима, лактоферина;
- выше абсолютное количество макрофагов, лимфоцитов и нейтрофилов;
- более высокий уровень тиреоидных гормонов, которые способствуют физиологическому становлению функций щитовидной железы, развитию и созреванию ЦНС, легочного сурфактанта у преждевременно родившихся детей;
- вскармливание преждевременно родившихся детей грудным молоком снижает частоту развития респираторного дистресс-синдрома;
- наличие активных ферментов, которые помогают созреванию ферментной системы желудочно-кишечного тракта;
- профилактика язвенно-некротического энтероколита;
- присутствие активных ферментов ускоряет созревание и дополняет действие ферментов слаборазвитого кишечника;
- низкая нагрузка на почки, что способствует физиологическому становлению их функций.
При преждевременных родах грудное молоко имеет особые питательные и энергетические свойства. Так, молоко женщин, которые родили преждевременно, содержит большее количество белка, полиненасыщенных жирных кислот, которые необходимы для роста и развития организма недоношенного ребенка, прежде всего, для созревания центральной нервной системы. Также в грудном молоке при преждевременных родах содержится больше углеводов, витаминов А, Е, С в сравнении с грудным молоком у женщин, которые родили в срок. Очень важно, что грудное молоко у женщин при недоношенной беременности содержит больше микроэлементов, необходимых для развития ребенка, а именно: железа, хлора, цинка, йода. Молоко женщин, которые родили преждевременно, выше по белковому компоненту и содержит 1,8-2,4 г/100 мл.
По литературным данным, количество жира в грудном молоке у женщин, которые родили преждевременно, не отличается от такового у женщин, которые родили в срок, средний уровень – 3,2-3,4 г/100 мл. Жиры грудного молока полностью усваиваются.
Лактоза в молоке женщин, которые родили преждевременно, равна 5,96-6,95 г/100 мл. Кальций и фосфор незначительно выше. Соотношение кальций/фосфор в грудном молоке более физиологично (1:2), чем в смеси, более низкий уровень фосфора приводит к потери кальция с мочой.
Табл.2