Органы дыхания. механизм газообмена. дыхание
Познакомимся с органами дыхания и механизмом дыхательного процесса. Легкие образуют плотную решетку трубок. Самые большие из них — это бронхи, которые в верхних долях легкого отделяют две трахеи — левую и правую. Внутри легкого бронхи ветвятся на вторичные и третичные, а последние разветвляются на более мелкие трубки — бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются воздушными мешочками — альвеолами (рис. 36). Вторую систему трубок образуют легочные артерии. Они входят в легкие вдоль правого и левого бронхов. Они также делятся на мелкие трубки, сосуды, которые проходят по бронхиолам. На альвеолах они образуют сеть маленьких капилляров.
Когда человек спит или бодрствует, частота дыхания составляет в среднем 12 раз в минуту. При выполнении парадоксальной дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой человек совершает до 70-80 и более дыхательных движений в минуту.
Когда человек дышит, большую часть работы по обеспечению этого процесса выполняет диафрагма — листок мышцы фиброзной ткани, который образует сплошную стенку между грудной и брюшной полостью. Ребра защищают верхнюю часть грудной полости, которая вмещает сердце и легкие; диафрагма занимает самый низ грудной полости. Диафрагма, при взгляде на нее сверху, напоминает солнце, лучи которого расходятся от центра к ребрам клетки. Спереди диафрагма выглядит как купол, прикрепленный мышечными ремнями изнутри. При обычном вдохе мышечные волокна диафрагмы сокращаются и сглаживают купол диафрагмы, сдвигая центральную, самую высокую часть вниз к брюшной полости. Это увеличивает объем легких и способствует прохождению воздуха в них через трахею, нос и рот. Попадая в легкие, воздух идет в альвеолы, где происходит обмен кислорода и двуокиси углерода. Гемоглобин крови забирает на себя кислород. А красные кровяные тельца освобождаются от груза двуокиси углерода, отдавая ее альвеолам, чтобы легкие употребили ее но назначению, а остаток отработанного воздуха выдохнули бы. Выдох при дыхании происходит путем обычного расслабления мышц; воздух выходит так, как если бы его стали выпускать из воздушного шарика.
Диафрагма — главная дыхательная мышца. При хорошо развитой диафрагме ничто не препятствует ее расслаблению и сокращению —дыхание может быть физиологичным, в достаточной степени обеспечивать процессы газообмена и окислительно-восстановительных реакций обмена веществ. Контроль за сокращением и расслаблением диафрагмы осуществляется по диафрагмальным нервам, проходящим от шеи к основанию грудной клетки вдоль позвоночника справа и слева. Родовые подвывихи позвоночника, остеохондроз шейного или грудного отделов, ожирение или слабый мышечный корсет, удерживающий позвоночник, травмы, ушибы спины — все это причины, способные привести к повреждению диафрагмальных нервов. Запоры с большими изменениями размеров ТОК, увеличение горизонтальной0 части ТОК (ободочной кишки) всегда мешают диафрагме выполнить свою работу по увеличению объема легких на вдохе и могут свести на нет импульсы контроля за дыханием по диафрагмальным нервам. Опущение желудка, изменение его формы (чулочный желудок), застой в нем пищи и оттягивание диафрагмы желудком также вносят помехи в работу диафрагмы. Постепенно мышца диафрагмы слабеет, давит на ТОК, опускается и смещает весь кишечник, заставляя потесниться органы в области таза, в том числе и половую систему. Диафрагмальные нервы не в состоянии нормально иннервировать мышцу диафрагмы. Начинаются системные болезни, вызванные неправильным дыханием.
Частота дыхания контролируется уровнем углекислоты в крови. Частое дыхание приводит к вымыванию С02, и продолговатый мозг включает механизм усиления газообмена, сужения полых органов и сосудов, но дополнительные выдохи могут еще более затруднить дыхание. Повышение углекислоты в крови является фактором, снижающим частоту дыхания. Одновременно расширяются сосуды и полые органы-трубки в системе органов дыхания.
В Школе здоровья мы применяем гимнастику парадоксального дыхания по А. Н. Стрельниковой для отработки правильного дыхания. Еще древние мудрецы
Востока более 5 тысяч лет назад в своих трактатах отмечали несколько групп болезней в зависимости от причин, вызывающих их. Болезни неправильного дыхания занимают весомую долю.
Чаще всего мы дышим автоматически, не задумываясь над этим процессом. С детства дома и в школе нам вдалбливают, что при дыхании главное — кислород, и потому вдох должен быть мощный и глубокий. Чтобы набрать в легкие как можно больше кислорода.
«Приподнимитесь на носки, руки вверх, подтянитесь— глубокий вдох...».
А вот нужен ли глубокий вдох?
Приобретенный как привычка с детства глубокий вдох становится причиной многих болезней.
Нормальный физиологичный газовый обмен в наших легких является основой здоровья вообще и зависит от состава газа, участвующего в акте дыхания. Для нормальной жизнедеятельности клеток необходимо содержание С02 в крови — 6,5-7 %, 02 — 1-2 %. В атмосферном воздухе, который мы вдыхаем, содержание СО2 — 0,03 %, а О2 — 20 %. Человеческий организм в утробе матери развивается в углекислотной среде (6-7 % углекислоты), получая необходимую норму углекислоты и кислорода через альвеолярную систему в крови матери. При рождении ребенка происходит резкая смена окружающей среды. Чтобы младенцу легче было справиться с нахлынувшим на него обилием кислорода, можно пеленать детей, сдавливая им грудную клетку, что сдерживает частоту дыхания и постепенно приучает организм к кислороду. При дефиците углекислоты в природном воздухе организм научился обогащаться ею непосредственно в легких.
Как это происходит? Химические реакции клеточного уровня обогащают венозную кровь углекислотой. Когда венозная кровь приходит в легкие, она отдает углекислоту альвеолярному воздуху, поступившему в альвеолы для газообмена во время вдоха. Из альвеол обогащенный углекислотой воздух поступает в артериальную кровь, создавая концентрацию углекислоты 6,5-7 %. При дыхании важно не «вымыть» глубоким дыханием углекислоту из легких. Если углекислоты в легких окажется мало, а в воздухе ее почти нет, то в артериальной крови ее концентрация резко снизится (ниже 6,5) и может начаться прямой отток углекислоты из клеток в артериальную кровь. Обычно отток углекислоты из клеток выше нормы ведет к системным заболеваниям.
Парадоксальная гимнастика по А. Н. Стрельниковой помогает сохранить углекислоту в легких. Парадоксальное дыхание — это сознательно проводимая серия мощных вдохов на сжатых долях легких. Такие мощные парадоксальные вдохи должны чередоваться с абсолютно пассивным выдохом. Активный вдох проводится в крайней точке каждого движения, сжимающего одну или другую часть легких посредством сжатия грудной клетки. Вдох всегда эмоциональный, резкий, быстрый, в согнутом состоянии — поджаты нижние доли легких; при обхвате плеч руками — сжаты верхние доли легких, при максимальном повороте влево, вправо. При поднятой правой ноге, в согнутом состоянии левой ноги... Выдох — сам собой.
По мнению А. Н. Стрельниковой, механизм работы легких с «растопыренным» вдохом и вдохом на сжатых легких радикально отличается. А именно, воздух, входя в легкие при раскрытой грудной клетке, расходится свободно без помех по всем легким. Мышцы, обеспечивающие дыхание, остаются пассивными, не активизируются и не развивают свою мощь. При атоническом ТОК с запорами, малоподвижном образе жизни, постоянном курении, пристрастии к лекарствам или при вредных условиях работы, связанных с пылью, испарениями ГСМ, ядовитыми веществами, красками, под воздействием электромагнитных излучений, мускулатура органов дыхания ослабевает и перерождается, не справляясь с функцией дыхания. Наступает спастическое астматическое удушье.
Лекарства, помогающие купировать приступы астмы, не убирают причин дефектного дыхания, поэтому болезни неправильного дыхания усугубляются со временем, проявляясь в следующем:
1. Возбуждение нервной системы и нарушение нервной деятельности. Это плохой сон, тревожные сновидения, депрессия.
2. Изменение щелочно-кислотного потенциала в системе пищеварения, кровоснабжения и лимфосистеме. Эти отклонения влекут за собой отклонения в гомеостазе.
3. Уменьшение активности пищеварительных ферментов.
4. Понижение иммунитета, вплоть до гибели организма. Регуляцией на возникшие дефекты дыхания организм как бы защищается от «вымывания» углекислоты, возникают болезненные состояния:
• спазмы бронхов, сосудов гортани, по которым уходит углекислота;
• понижение давления — гипотония;
• усиление продукции холестерина, который обволакивает ткани и мешает удалению углекислоты, приводит к атеросклерозу;
• выделение мокроты, набухание слизистой, насморк;
• спазмы бронхов и сосудов порождают гипоксию — кислородное голодание и вызывают изменение вен — расширение;
• гипертония;
• перевозбуждение дыхательного центра в мозге с рядом нарушений по многим процессам жизнеобеспечения.
Как дать ослабленному неправильным дыханием организму толчок к избавлению от длинного перечня болезней неправильного дыхания ?
Надо научиться дышать на сжатых легких. В такой ситуации мускулатура органов дыхания метает воздуху расходиться, сопротивляется ему, т. е. она получает нагрузку, активизируется, а при хорошей тренировке развивается очень быстро.
Повторение затаенных вдохов идет под счет от 1 до 8 и так далее, многократно. Тренировка идет легко и органично, поскольку счет физиологичен и созвучен вибрациям Природы. Не случайно же вся музыка идет на счет 4-8-16-32.
Надо так вдыхать, чтобы форма легких (усеченный конус с основанием внизу) не искажалась. Если при вдохе раскинуть руки, воздух заполняет узкие верхние доли легких и расширяет их, искажая форму легких и грудной клетки. Примером могут быть спины астматиков с бочкообразной грудной клеткой, с изогнутыми ребрами от 1-го до 12-го грудного позвонка. Задержать вдох в таких легких трудно.
Если при вдохе обнять свои плечи, то воздух заполнит легкие от верхушек до дна, проходя преимущественно вниз, в спину. Форма легких сохраняется. Если мы кланяемся, делая вдох, то воздух расходится на предельную глубину, заполняет легкие до мельчайших путей без искажения их формы и перегрузок. Вдох — мгновенный. Это вдох самосохранения, инстинктивный. Он «собирает наше тело», готовя его к нападению или защите.
Воздух поступает в легкие через гортань. Направление ее — «диагонально». Посмотрите на ветви деревьев, на наши вены. Все связи в Природе — диагональные. Вдох связывает верхние части органов дыхания с их дном. Вдох, направленный в легких в нижние доли, в спину — единственно правильный, естественный вдох. Производя эмоциональный вдох на сжатых легких, мы тренируем также нервы и сосуды. Тренируя вдох, парадоксальная гимнастика способствует увеличению воздушного резерва организма. Это позволяет восстановить газообмен на всех уровнях жизнеобеспечения.
Чем хуже состояние здоровья человека, тем больше надо тренировать вдохи на движениях, сжимающих грудную клетку.
Четыре правила тренировки вдоха парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Наш предок, распознавая опасность, постоянно нюхал воздух. Только обоняние давало ему точную информацию о затаившейся опасности или возможной добыче. Надо тренировать естественный вдох предков.
Первое правило. .Думайте: «Тревога! Гарью пахнет!», резко, шумно нюхайте воздух, как собака след. Не стесняйтесь, яростно, до грубости нюхайте воздух. Поворачивайтесь влево, вправо и нюхайте. Это поможет вам купировать приступ удушья.
Второе правило. Выдох — результат вдоха. Не мешайте воздуху уходить после каждого вдоха. Но лучше ртом, чем носом. Думайте: «Тревога! Гарью пахнет!». Вдыхайте, сжимая грудную клетку.
Третье правило. Накачивайте легкие, как шины, в ритме песен и плясок: 8, 8, 8... Частота дыхания 64-72 вдоха в минуту, 96 вдохов — это «сотня», каждую сотню вдохов отмечайте камешком, палочкой, 960 вдохов — это «тысяча». Норма обычного урока 1000-1200 вдохов до 2000 для практически здоровых людей. Страдающим астмой лучше ограничиться 600 вдохами на урок и повторять урок до 5 раз в день, т. е. 3000 вдохов в сутки. Особенно важно накачать легкие за час перед сном. Это — борьба за сон. 2000 вдохов укладывается в 35-37 минут.
Четвертое правило. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Больные — сериями по 4-8 вдохов лежа и сидя или стоя по 8-16-32 вдоха. После трех недель тренировки все больные — по 960 вдохов — 2-3 раза в день.
Комплекс парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой
1. Разминка. Тренируйте но 2, 4, 8 вдохов, как в прогулочном шаге. Думайте: «Гарью пахнет!», резко вдыхайте, чтобы ноздри слипались, Всего 96 вдохов.
2. Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко в темпе шагов. Думайте: «Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?». Нюхайте воздух. Всего 96 вдохов.
3. «Ушки». Покачивайте головой, будто кому-то говорите: «Ай-ай-ай... как не стыдно!». Тело не должно проворачиваться. Правое ухо идет к правому плечу — вдох, левое ухо идет к левому плечу — вдох. Плечи неподвижны. Всего 96 вдохов (рис. 37, 38, 39).
4. «Малый маятник». Кивайте головой вперед — вдох, назад — выдох без внимания. Ноздри должны двигаться и склеиваться в момент вдоха. Всего 96 вдохов (рис. 40 и 41).
5. «Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, когда она подкрадывается к воробью. Чуть-чуть присядьте, поворачивайтесь то право, то влево и шумно нюхайте воздух на вдохе. Всего 96 вдохов. Это упражнение купирует приступ астмы (рис. 42, 43, 44).
6. «Насос». Возьмите в руки свернутую газету или палочку. Как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Голову не поднимайте, смотрите вниз на воображаемый насос. Повторять вдохи одновременно с наклоном часто, ритмично, легко. Всего 300-500 вдохов (рис. 45, 46, 47).
7. «Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью. Бросайте руки навстречу друг другу, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку. Вместе с броском рук, когда они теснее всего сошлись, сделайте короткий шумный вдох. Всего 300-500 вдохов. (Рис. 48 и 49).
8. «Большой маятник». Это слитное упражнение, объединяющее «насос» и «обними плечи». Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох. Наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Всего 200 вдохов.
После инсульта, инфаркта, других тяжелых болезней гимнастику надо начинать с поворота головы и «обними плечи» лежа, «насос» — сидя. Почувствовав себя лучше, можно встать.
Сегодня слушатели становятся в круг, каждая группа со своим методистом. Идет освоение парадоксального дыхания. Надо научиться дышать носом на сжатых легких. В таком состоянии мышцы мощно работают, в кровь выделяется продукт окисления сахара—углекислый газ. Кровь науглекислораживается.
Концентрация углекислоты в крови увеличивается в 20 с лишним раз. Именно это обстоятельство вызывает расширение полых органов и сосудов. И в первую очередь — сосудов головного мозга. Начинается состояние похожее на опьянение. Чаще, чаще, чаще! Вдох! Вдох! Вдох!
Вдох надо считать. Они должны проводиться ритмично, как музыка — 1, 2, 3, 4, 5, 6,7,8 — загнули палец на правой руке, еще 8 — еще палец. Еще 8 — палец и т. д. Каждые 12 пальцев означают условно сотню вдохов. Отметьте сотню черточкой на земле, или камушком, или спичкой (если выполняете гимнастику в комнате). Надо научиться делать 800-1200 движений. Считать обязательно. Именно так мы побеждаем склероз сосудов головного мозга. Подсчет дыхательных движений еще нужен и для тех, кто захочет освоить программу сексуальной грамоты. Без правильного дыхания никогда не станешь крепким мужчиной. Без правильного дыхания не освоить технику сдерживания спермы.
Упражнение «насос» проводим наклоняясь и вдыхая через нос, руками касаясь земли, будто накачиваем колесо ручным насосом. Выдох через рот, не контролируем, при разгибании. Диафрагма, поджатая на вдохе, заставляет легкие сжаться и очень мощно работает именно верхняя часть легких. Это упражнение тоже надо сделать 800-1000 раз. Оба упражнения вносят существенную коррекцию в форму тела. Шлакосборники со спины, груди, плеч будто тают, уходят. Второе упражнение укрепляет стенку живота, усиливает перистальтику, способствует освобождению ТОК от каловых завалов. Слизь, пыль, никотиновые загрязнения покидают легкие с мокротой во время дыхательной гимнастики. Все упражнения выполняем с закрытыми глазами. Это нужно для сбережения энергии (50% от общей), которая обычно направляется на зрение. Теперь организм затратит ее на эффект очищения легких. С другой стороны — никто никого не видит, отмечает свои сотни и сплевывает мокроту.
Никогда не уступайте «склерозу», не выполняйте дыхательную гимнастику без счета.
Посвежевшие, порозовевшие, разогретые в любую погоду уходят с пляжа наши студенты около 8.30.
Обычно во второй день осваивается общий порядок работы в школе.
8.30 — прием фитонастоев, изгоняющих червей, — дегельминтика № 1. Стаканы с душистым, теплым настоем трав ждут всех в обеденном зале ресторана.
8.50— принимаем еще одно мощное противопара-зитическое средство — тыквенное масло.
9.00 — непосредственно перед приемом пищи — еще один природный защитник от паразитов «Спирулина-Сочи». Вот теперь приятного аппетита.
После завтрака на первом уроке здоровья слушатели расшифруют свои записи в Листке здоровья. Они поймут, что нельзя нанизывать болезни, как бусы. Надо познавать их причины, удалять их и избавляться от болезней. И возраст этому не помеха. Как раз наоборот: жизненный опыт — добрый помощник в работе по восстановлению здоровья.
СТАТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
В Школе здоровья «Надежда» мы пользуемся тридцатью упражнениями из системы Хатха-йоги, которые когда-то вернули подвижность моему позвоночнику, здоровье ногам и дали много положительных эмоций.
Что я знаю о йоге? Наверное, очень и очень мало. Но за годы самостоятельного знакомства с йогой судьба подарила мне хорошие книги по йоге. Я ходила по улицам Бомбея и Калькутты, Дели и Агры, впитывала аромат цветов Гоа, навсегда запомнила кгахты Варанаси и храмы любви Каджурахо. А когда на улицах родного города становится по-летнему знойно, я вспоминаю розовую прохладу Замка ветров в Джейпуре.
Мой рассказ о йоге — это только мой путь к здоровью. Я не претендую на абсолютное знание. И никогда не называю себя знатоком йоги. Я всего лишь ученик-заочник, выросший без учителя. Моими «учителями» были книги.
Теперь, когда у меня своя Школа здоровья, я очень верю в исцеление людей и в общий комплекс естественных методов оздоровления, включая знания йоги. Как могу объясняю тонкости этого великого учения.
Мудрец древней Индии Патанджали систематизировал знания по йоге. В йоге следует отметить восьмисту-иенчатый путь развития. Первая и вторая ступени — предусматривают изучение морально-этических аспектов йоги. Третья и четвертая — это психо-физическое совершенствование человека. Это дисциплина тела. Остальные четыре относятся к Раджа-йоге и предусматривают совершенствование сознания.
Что привлекает более всего больного человека в критический момент жизни? Возможность избавиться от боли, от дискомфорта внутри, от страха смерти. И вдруг попадает ему, скажем, статья из журнала «Наука и жизнь» о чудесах исцеления с помощью йоги. И начинает этот
бедный больной человек пытаться повторить позу «змеи», сложиться в «рыбу», расправить легкие в позе «замок», закручивает тело в «коровьей морде» и гневается в позе «льва».
Может увлечься, кое-что освоить. Потом попадут ему в руки рекомендации индийского учителя йоги по потреблению воды и иного питья. И станет бедняга пить по несколько литров в день. А ведь стоило бы подумать, -что жители Индии, где рекомендации разработаны и апробированы тысячелетиями, обитают в тропической зоне. Температурный режим и выделение влаги через кожу у них иные, чем у нас. И будет ли под силу такая гидротерапия нам с вами на Дону, в Подмосковье, на Урале, в Сибири и т. д., неизвестно.
Помнится, 16 марта 1988 года я вернулась из Индии в Москву. Последние пять дней мы отдыхали в гостинице «Аэропорт», в Калькутте. Дни стояли жаркие и я больше всего времени проводила в бассейне (помните песню В. Леонтьева «Доплыву до Индии») — это происходило именно в этом бассейне. Температура поднялась (+ 56 °С в тени), а мы выходили из ласковой прохлады бассейна только чтобы поесть. Очень много пили соков, напитков, воды. Я подсчитала количество выпитой мною жидкости — более 7 л за день. Через сутки, 16 марта, в аэропорту Шереметьево меня встречали друзья. Меховые шапки, шубки, яркий слепящий снег. На термометре -16 °С. Тут же меня пригласили на встречу с любителями йоги в Москве. Мне очень заполнилась эта встреча. В уютной квартире, где мы встречались, собрались интеллигентные, обаятельные люди. Ищущие, читающие и искренне любящие сокровищницу здоровья — йогу. «Что написано пером — не вырубишь топором» — это мнение многих. К йоге подходят как к канону. Написано: пить 5 л воды в сутки. Так ведь написано где? — В Калькутте, в Западной Бенгалии, где температура + 56 °С 16 марта.
В 1992 году 20 марта я побывала на встрече йогов в Нижневартовске. Над снежными просторами Заполярья завывала вьюга, вездеход поставили вплотную к двери подъезда дома, где я жила. Косматые вихри переплетали дорогу. На термометре -24 °С. А йоги Нижневартовска тоже пьют воду, и тоже по 5 л в сутки.
— Зачем? — спросила я.
— Так ведь написано, — был ответ.
Для кого написано и где? В Бенгалии, где всегда знойное лето, где водно-солевой и тепловой обмен у человека совсем иной, чем в Нижневартовске.
А йоги в Москве и Нижневартовске пили и пьют не только воду, но пьют еще и молоко. Этим же отличаются и все, кто тяготеет к восточным наукам древности. Пьют молоко потому, что так написано 2, 3, 4, 5 и более тысяч лет назад. Тогда были другие условия жизни. Не взрывались ядерные снаряды, не поступал с пищей и водой, а больше всего в сотни и десятки тысяч раз больше, чем с другими продуктами, с молоком — стронций. Тот самый стронций, что мешает нам избавиться от болезней потому, что включает реакции замещения разумного элемента кремния на кальций в нашем организме. Пьют молоко и аюрведисты, и макробиоты, поливают молоком голову, как в древности, и уповают, разве что на помощь Всевышнего. Так ведь и Бог-то помогает тем, кто разумно трудится.
За последние 20 лет мне не раз доводилось слышать смелое: «я йог» или «посмотрите, он йог». Порой достаточно одного взгляда, чтобы волна горькой обиды за человека подступила к сердцу. Какой же ты йог, если лицо у тебя серое, взгляд тусклый, живот над ремнем, талии не видно. За столом тебе мало одного ужина. Ты берешь добавку, съедаешь все подряд. Спишь, пока солнце не напечет затылок, позволяешь себе дерзости и нетерпимость к окружающим, не добр и не щедр душой, не раскроешь рта без платы за знания, что обещаешь подарить людям.
В Древней Руси сказители и ворожеи часто ходили от селения к селению и за «сказы» свои ничего, кроме хлеба и крова на ночь, не брали. Великий русский мыслитель Н. А. Бердяев образно предсказал моральный и физический кризис человека, если он перестает верить в великое предназначение свое и в сверхсознание и бесконечно могучие силы Вселенной, к коей принадлежит. Своим нынешним существованием мы отвергли все не познанное нами и стали жить по принципу «Живу один раз. Жизнь короткая. После меня хоть потоп и т. д.». А Природа и Вселенная не терпят хамов. Они должны обожраться, нахапать и уйти со сцены. Согласно «Теории космических эр» К. Э. Циолковского, человек — сущность бессмертная. Вечная. И может он существовать в двух видах — в виде белковой формы, как мы с вами, вечно хворые телом и духом, и в виде вечной лучистой энергии Информационного Поля Индивидуума. В белковой форме мы приходим на Землю, чтобы аккумулировать энергию Солнца и совершенствоваться в познании земного бытия; как говорится, «пройти искусы» нашего столь жадного до комфорта и излишеств тела. Лучистая энергия никогда не исчезает и не появляется вновь. После смерти человека его Информационное Поле возвращается в Единое Информационное Поле Галактики.
Философия К. Э. Циолковского гуманна, она оптимистична, наполняет все человеческое существование большой ответственностью за поведение свое в обществе, на Земле и в Великом Космосе. С чего же начать больному человеку? Ему ведь не до философии Н. А. Бердяева и теории К. Э. Циолковского. От каждого куска хлеба у несчастного появляется нестерпимая боль в желудке, постоянно жжет под правым ребром, распирает боль в яичнике, не дают спать больные суставы, мучают запоры и т. д. Читать ли ему Раджи-йогу? На мой взгляд, надо бы знать такому человеку, что каждому ученику в йоге общество выделяло учителя. И прежде, чем допустить его к изучению упражнений для тела, ученика приобщали к тайнам очистительных процедур, к Яма-йоге (Яма — очищение в отличие от Ама — шлаки, грязь в теле). Ученик обязательно приводил в порядок свой кишечник, желудок, дыхательные пути. Учился есть, пить, голодать, любить Природу, желать добра окружающим больше, чем себе. И только тогда ученику рассказывали о правилах тренировки тела. Прежде всего, знакомили с анатомией человеческого тела, со значением крови, воздуха, воды для здоровья. Ученик изучал строение и функции каждого органа. Учился образно представить, что происходит в теле при исполнении мысленного приказа тому или иному органу, т. е. постигал терапевтический эффект асан. Ученик получал элементарные знания в астрологии, биоритмологии Природы, в законах геофизики и, конечно же, аутогенной тренировки и информационного обмена с Природой.
Наши журналы сейчас, даже на мой, весьма неопытный взгляд, пытаются изобразить йогу чем-то вроде ритмики. Компания по обучению йоге в журналах отшумит, муть осядет, а чистая река информации с вечными истоками мудрости своей напоит жаждущих. Ибо восторжествует истина. «Если ученик готов — учитель придет».
Итак, с чего начинают те, кому я рассказываю о йоге?
Очищение кишечника, дегельминтизация, борьба с грибками — шаг первый на пути к йоге. Освоение раздельного питания. Строгий контроль за работой кишечника на протяжении всей жизни, так как для здоровья нет ничего страшнее свалки гниющих отходов в кишечнике (Амы). Приведение в порядок своего желудочно-кишечного тракта, очищение дыхательных путей с помощью очистительных душей носоглотки, метод Нетти (уринотерапия). Упражнения для глаз. Очистка каналов зрительных нервов. Изучение упражнения для отдыха глаз. Приобщение к правилам дыхания. Понятие о задержке дыхания, дыхательной гимнастике. Изучение работы своего сердца. Пульс — как ориентир для ритма при выполнении асан. Начинающий должен почувствовать музыку пластики собственного тела, музыку ритма своего существа и ритмов Природы, ощутить единение и наслаждение моментами этих пластических ритмов. На первом же занятии ученик твердо усваивает, что заниматься йогой лучше всего в то время, когда семья спит, когда никто и ничто не нарушает вашу сосредоточенность в «разговоре с телом». Для занятий подготовьте коврик приятного для ваших глаз цвета из натуральной ткани и запомните: этот коврик только для занятий йогой. Для других целей его никогда не используйте. И использует его только один человек.
Расположитесь так, чтобы при выполнении асан ваше лицо всегда было обращено на Восток или Север. Это будет способствовать созданию условий резонанса при взаимодействии электромагнитных полей Земли и Вашего тела.
Помните главное правило йоги: все асаны — это прежде всего гимнастика сосудов и дыхательных путей. Поэтому выход в асану выполняете на выдохе, фиксацию асаны производите на задержке дыхания с ярким представлением терапевтического эффекта упражнения. Тесты для терапевтического эффекта наговаривайте произвольно с обязательными словами:«... Здор-р-р-ро-вая кр-р-расная кр-р-ровь входит в (орган)..., очищает его, питает, оздор-р-равливает и т. д.». Никогда не применяйте в тестах глаголов с частицей НЕ. Команда к действию должна подаваться только в утвердительной форме.
Задержка дыхания в асане обязательно сопровождается самым сильным мышечным напряжением в течение 4 или 8 ударов сердца. При сильном напряжении мышц в кровь выделяется большое количество углекислоты, которая воздействует на черепно-мозговые центры саморегуляции всего организма. Выход из асаны производите медленно, с мелкими довыдохами и вдохами, будто вы нюхаете цветы. Небольшой отдых в позе «мертвого человека» в исходном положении, и снова асана. Мы повторяем асану 4 или 8 раз. Особо важные, те, которые нужны индивидуально каждому, повторяются большее количество раз — 1&-24. Так, если очень трудно дается асана, то ее следует выполнять не 4, а 16 раз. Сложность упражнений возрастает от первого к последнему. Все асаны выполняйте с закрытыми глазами. В среднем занятиям йогой уделяется 25-30 минут в сутки. Этого достаточно для выполнения 16-18 упражнений. Всего же в арсенале начинающего около 50 упражнений. Они популярно описаны в самых различных пособиях по йоге. Ежедневно набор упражнений несколько меняется за счет вариации изученных упражнений. Перевернутые позы — самые последние. Они универсально действуют на тело, меняя направление гравитационных сил в теле на противоположное. Это отдых сосудам и встряска всем клапанам. Не торопитесь встать на голову. Очень мне полюбилось выражение автора книги о йоге болгарина В. Евтимова: «Прежде чем встать на голову, надо иметь ее».
После окончания асан (особенно перевернутых поз) не вскакивайте, не суетитесь. Примите позу «мертвого человека», отдохните в полном вакууме сознания и только потом вставайте, заканчивайте утренний туалет и идите на работу.
В воскресные и праздничные дни можно встать пораньше и уделить занятиям йогой больше времени. В соответствии с биоритмами Природы лучшее время для занятий йогой — утро. Дорогие, милые женщины! Вы обременены работой дома и на производстве, приготовлением пищи и плохо работающим транспортом. Многие из вас воспитывают детей без мужа. Не пожалейте для себя 30 минут в тихий утренний час. Ваше тело щедро отблагодарит вас за бережное отношение к себе.
Все асаны выполняйте с закрытыми глазами, во избежание энергетических потерь через зрение.
Все асаны выполняются на задержке дыхания, и это является определяющим их свойством тихого, спокойного, как песня, ритма, в противоположность мощной, активной, очень быстрой технике исполнения парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Перерыв между занятиями Хатха-йога и дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой — 8 и более часов.
А теперь, дорогие друзья, то немногое, что вы узнали от меня, примените к классическому комплексу из Хатха-йоги. Упражнения эти широко публикуются в самых разных изданиях. Начинайте выполнять упражнения, и, самое главное, помните, что никто никогда не выполняет асаны из Хатха-йоги плохо. Каждый выполняет их так, как позволяет ему его тело. С каждым разом и с каждым днем прибавляется четкость и чистота выполнения упражнений. Появится радость владения своим телом, придет здоровье. Степень приложения необходимых усилий для достижения ощутимых успехов прямо пропорциональна степени упадка вашего здоровья.
И помните: для того, чтобы хорошо себя чувствовать, мало быть просто здоровым, мало быть просто образованным, мало быть богатым. Нужна еще и иная сила — культура сердца. Воспитанию культуры сердца и служит йога. Невозможно чем-то насильственным или противоестественным развить в себе культуру сердца. Это психическая чуткость. Она развивается в постоянном размышлении о предметах высоких. Это чрезвычайное качество дарит человеку то единственное, что называется счастьем здорового Человека.
Предлагаемые асаны —для любого комплекса упражнений. Осваивая их, вы сможете приобрести уверенность в себе, почувствуете, что владеете телом. Выполняя каждую асану, помните о ее терапевтическом эффекте. Включайте сознание на оздоровление того или иного органа.
В программе Школы здоровья упражнения статистической гимнастики Хатха-йога применяются в комплексе со следующим:
1. Генеральная дегельминтизация, освобождение от грибков.
2. Коррекция позвоночника.
3. Ревизия внутренних органов.
4. Ежедневная баня с пропариванием и очищением кожи.
5. Парадоксальная дыхательная гимнастика.
6. Раздельное питание. Применение пищевой добавки каолинита.
Главная цель программы занятий — естественное положение внутренних органов после того, как они были опущены, смещены, зажаты и извращены дефектной иннервацией через невыставленный позвоночник.
Для усиления терапевтического эффекта каждому студенту нужно внимательно познакомиться с нормальной анатомией и физиологией человека. Научиться слушать сердце и чувствовать ритм, проговаривать тесты в асане «Здор-р-ровая кр-р-расная кр-ровь входит (например, в щитовидную железу) и оздор-р-равливает ее».
Перед началом урока «Статическая гимнастика Хатха-йога» надо: проветрить помещение, лучше занятия проводить на открытой веранде, балконе, благоустроенной площадке с теплым полом, ковровым покрытием. Зажгите свечи, включите тихую музыку. В такой класс слушатели войдут с интуитивным желанием будто наедине «поговорить с телом».
Лучший вариант одежды для занятий — специальная, для других занятий и целей не используемая, всегда чистая, но избегайте возбуждающих рисунков и надписей. Одежда должна быть из натуральной ткани, плотно облегать тело, обеспечивать свободу движений. Волосы собраны и не должны спадать на лицо. Учитель должен видеть качество выполнения асан.
Как долго и как часто делать упражнения?
Выполнение упражнений строго индивидуально. Вначале надо делать каждое упражнение не более четырех раз. Через неделю можно увеличить до восьми раз.
Уже через несколько дней вы почувствуете, что мускулы наполняются силой. А позвоночник и связки становятся более гибкими. Нормально развитые люди через несколько дней будут с легкостью выполнять каждое упражнение до восьми раз.
Как часто Вы должны делать упражнения? Вначале надо регулярно выполнять всю программу ежедневно. После того, как в организме появятся улучшения, можно сократить выполнение до двух раз в неделю, чтобы сохранить позвоночник гибким и расслабленным.
Некоторые люди говорили, что уже через неделю они почувствовали благоприятные изменения, которые че: рез 2-3 недели стали устойчивыми. Однако имейте в виду, что изменения в позвоночнике, приведшие к болезням, происходили в течение многих лет и нельзя ничего исправить за один день. Только постоянная тренировка позвоночника будет стимулировать рост хряща и сделает позвоночник растянутым и эластичным. Этому поможет кремниевая терапия и конечно же дегельминтизация и избавление от грибков.
ВНИМАНИЕ! Упражнения выполнять необходимо в указанной последовательности.
1. Поза «Мертвого человека»
Это поза истинного настоящего отдыха. Задача ученика — расслабить по возможности все мышцы, отключить свое сознание от окружающей среды. Расхо-дованная ранее энергия и задержанная в зонах застоя станет беспрепятственно циркулировать и стремиться к максимальному проявлению. Так больные и ослабленные участки тела получат дополнительную силу.
Систематические тренировки позы «Мертвого человека» даруют полное успокоения всего организма и извлечение резервов энергии для оздоровления и труда.
Исходное положение: Лежа на спине, определите самое удобное для вас положение. Руки вдоль туловища, глаза закрыты. Уйдите в себя. Представьте себя с ног до головы. Дыхание ровное, спокойное (рис. 50).
Учитель может проверить технику выполнения расслабления: поднять руку, ногу, опустить. По свободному падению, как у мертвого, можно судить о качестве выполнения позы «Мертвого человека», позы полного расслабления.
2. «Трость»
Исходное положение: Из положения лежа на спине вытяните ноги, руки над головой «в замок», чтобы тело было в одну линию. Вдох (рис. 51).
Вход & асану: на счет 3-4 выдох, натяните руки в замке по линии, гоггки вперед, носки на себя,растяните тело до боли в пупке (рис. 52).
Асана: Задержка дыхания на четыре удара сердца.
Выход из асаны: Ослабьте напряжение, отпустите носки и «замок», довыдохните, свободное дыхание.
Эффект: Вытяжение позвоночника, улучшение кровообращения межпозвоночных хрящей, профилактика и восстановление иннервации органов и предупреждение грыжи дисков. Избавляет от паховой и пупковой грыж.
3. Закрут «Разбудим кишечник»
Исходное положение: Из положения лежа на спине согните ноги в коленях, обопритесь ступнями на коврик. Вдох (рис. 53).
Вход в асану: На счет 3-4 выдох. Голову поверните направо (ложитесь на ухо), ноги — влево,прижав колени к полу (рис. 54).
Асана: Задержка дыхания на четыре удара сердца.
Эффект: О нем говорит само название «Разбудим кишечник». Усиливает кровообращение, стимулирует пищеварение, перистальтику кишечника.
Примечание:Все закруты, повороты, захваты и другие изменения в положении головы, конечностей начинайте с правой стороны (это связано с порядком цирку-ляции энергии в теле человека).