Гарри Линн, издатель Harbor Press
Глава 2. Запад в поисках магии и тайн Тибета
Ричард Левитон
Самая потрясающая возвышенность на поверхности Земли» — так в начале XX века описывал один из путешественников таинственную и непостижимую горную страну Тибет.
Тибетское плоскогорье, занимающее площадь, почти равную Западной Европе, расположено в самом сердце Центральной Азии на высоте трех миль над уровнем моря. Его окружают самые высокие на Земле горы, и попасть туда возможно только через труднопроходимые горные перевалы, которые поднимаются на высоту 20 000 футов. До китайского вторжения в 50-х годах XX века Тибет был почти полностью изолирован от остального мира в первую очередь из-за особенностей своего географического положения.
В первые десятилетия XX века несколько отважных путешественников, подобно полковнику Брэдфорду, попытались преодолеть горы, которые охраняли Тибет, чтобы воочию увидеть спрятанные за ними чудеса. Большинство из них потерпели неудачу или погибли. Но те немногие, кому это удалось, вернулись во внешний мир с историями о волшебной и загадочной земле. Они рассказывали о ламах, обладающих сверхъестественными способностями, о летающих мистиках, живых Мафусаилах и мудрецах, не подверженных смерти и творящих чудеса.
Даже в 50-е годы XX века Лоуэлл Томас-младший, известный американский путешественник, описывая свое путешествие в «закрытую и безмолвную землю» Тибета, говорил: «Таинственная горная страна, лежащая за пиками Гималаев на самой крыше мира, долго была страной Эльдорадо номер один для исследователей и путешественников, жаждущих неизведанного».
Путешественники, которые преодолели все географические препятствия и попали в Тибет, обнаружили там культуру с сильным духовным началом. До вторжения китайцев, которые разрушили монастырскую систему Тибета, на его территории
Монахи в монастыре Палкхор-Чод, Джангдзе (1930). Первые западные путешественники, попавшие в Тибет, обнаружили там культуру с сильным духовным началом: четверть мужского населения училась в университетах при монастырях, которые назывались гонпа. На снимке запечатлен один из методов обучения, чрезвычайно активная дискуссия.
находились более 6 тысяч буддийских монастырей, в которых жили более 600 тысяч монахов и 4 тысячи лам. Четверть мужского населения обучалась в духовных университетах, гота, где размещались богатейшие библиотеки, содержащие древние и уникальные манускрипты.
Кроме того, путешественники нашли в Тибете закрытое общество, которое не приветствовало чужаков. Как пишет Питер Хопкирк в книге «Вторгшиеся на крышу мира»*, начиная с 60-х годов XIX века, «нарушители границ — среди них мистики, ботаники в поисках новых растений, исследователи и просто искатели приключений — стали непрерывным потоком нелегально проникать в Тибет». Одни надеялись завладеть мифическими богатствами этой страны, чью столицу, Лхасу, называли «Запретным городом». Другие хотели стяжать славу великих путешественников.
Мало кто преуспел в подобных предприятиях. Однако те, кто искренне искали духовного просветления, добились большего. Одним из первых таких путешественников в Тибет был Эварист Хак, католический миссионер из Франции, который в 1864 году рассказал Западному миру о своем пребывании в монастыре Коунбоум. Европейцы с изумлением читали его очерки о невероятных явлениях, например о том, как тибетские ламы могли без малейших усилий преодолевать огромные расстояния, находясь в теле, которое, казалось, состоит из тумана и снов.
Слухи о таких чудесах приблизительно в 1857 году привели в Тибет россиянку Елену Петровну Блаватскую (1831 — 1891). Там она прожила в общей сложности семь лет, обучаясь у великих духовных мастеров. Она называла их Махатмами (Великими), «совершенными, или достигшими», и полагала, что они обладают некоторыми самыми древними и, возможно, самыми истинными духовными учениями в мире.