Новая информация, которую необходимо усвоить при самостоятельной подготовке к практическому занятию.
Основными понятиями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы, являются «инвалидность», «инвалид», «ограничение жизнедеятельности».
Основные положения государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.), в котором содержится принципиально новая трактовка понятий «инвалид» и «инвалидность».
Инвалид –лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Инвалидность –социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности –полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Проведение медико-социальной экспертизы –это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Реабилитация инвалидов –система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Основной целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Признание лица инвалидом
Порядок направления пациентов на МСЭ в настоящее время определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 «Правила признания лица инвалидом». Основанием для признания лица инвалидом является наличие трех факторов.
1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
2. Ограничение жизнедеятельности.
3. Необходимость осуществления мер социальной защиты.
Наличие лишь одного фактора не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Социальная защита – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, «признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При медико-социальной экспертизе определяются основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, степень их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничения этих категорий.
К основнымвидам нарушений функций организма человекаотносятся:
– нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
– нарушение языковых и речевых функций, письменной, вербальной и невербальной речи и т. д.;
– нарушения сенсорных функций;
– нарушения статодинамических функций;
– нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
– нарушения, обусловленные физическим уродством.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
I степень – незначительные нарушения;
II степень – умеренные нарушения;
III степень – выраженные нарушения;
IV степень – значительно выраженные нарушения.
Кроме выраженности нарушений тех или иных функций организма при проведении медико-социальной экспертизы различают основные категории жизнедеятельности,наиболее важные для социальной достаточности человека, – это способности:
– к самообслуживанию;
– самостоятельному передвижению;
– ориентации;
– общению;
– обучению;
– трудовой деятельности;
– контролю своего поведения.
Классификация нарушений жизнедеятельности предусматривает их ранжирование на три степени выраженности в зависимости от способности инвалида осуществлять ту или иную категорию жизнедеятельности и необходимых для этого условий. Отдельные категории жизнедеятельности и их ограничения не равнозначны в формировании социальной недостаточности. Наибольшее влияние на развитие социальной дезадаптации оказывает нарушение способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, трудовой деятельности. Ограничение даже одной из этих категорий жизнедеятельности в зависимости от степени тяжести может быть основанием для определения инвалидности. Сочетание ограничений отдельных категорий жизнедеятельности может усугублять социальную недостаточность и приводить к более тяжелой степени инвалидности. Основными факторами, определяющими ту или иную группу инвалидности, являются:
– степень выраженности нарушений функций организма вследствие заболевания, травмы или дефекта;
– степень ограничения отдельных категорий жизнедеятельности либо их совокупности;
– наличие социальной недостаточности, требующей социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья.
В случае признания лица инвалидом бюро медико-социальной экспертизы наряду с определением группы инвалидности устанавливает ее причину и сроки переосвидетельствования.
После установления инвалидности решается вопрос о методах реабилитации инвалида, программе и сроков.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
– медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
– профессиональную, она включает профессиональную ориентацию, обучение, профессионально-производственную адаптацию и трудовое устройство;
– социальную, которая предусматривает социально-средовую и социально-бытовую адаптацию;
– психологическую.
Поскольку основной целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, то чрезвычайно важно уметь правильно оценить его реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз.
Реабилитационный потенциал –это комплекс биологических, психофизиологических и личностных характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени компенсировать или устранить его ограничение жизнедеятельности.
Реабилитационный прогнозпредставляет собой предполагаемую вероятность реализации реабилитационного потенциала. Реабилитационный прогноз может оцениваться как:
– благоприятный;
– относительно благоприятный;
– сомнительный (неопределенный);
– неблагоприятный.
При благоприятном реабилитационном прогнозеопределяется возможность полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности.
При относительно благоприятном реабилитационном прогнозеимеется возможность лишь частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, при уменьшении степени их ограничений или стабилизации.
Неблагоприятный реабилитационный прогнозхарактеризуется невозможностью даже частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и уменьшения степени их ограничений. Следует учитывать, что реализация потенциальных способностей и возможностей инвалида может осуществляться как в обычных, так и в специально созданных условиях трудовой и общественной жизни. В процессе проведения медико-социальной экспертизы анализируется также социально-бытовой статус свидетельствуемого и его профессионально-трудовые данные.
При анализесоциально-бытовых данныхоцениваютсясемейное положение, социально-бытовые взаимоотношения, жилищные условия, материальное положение, возможность выполнения бытовой деятельности или ее зависимость от технических вспомогательных средств и лиц, оказывающих помощь, а также способность к независимому существованию и самостоятельному проживанию, в т. ч. самообслуживанию, передвижению без посторонней помощи и т. д.
Оценкапрофессионально-трудовых данныхпроводитсяс учетом таких важных для экспертной оценки характеристик, как образовательный уровень (общий и профессиональный), основная профессия (специальность), квалификация, профессиональный маршрут, общий трудовой стаж, профессиональный стереотип, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых основной профессией к состоянию здоровья больного, условия и организация его труда, рациональность трудового устройства, установка на труд, сохранность профессиональных знаний и навыков, уровень профессиональных притязаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.
Для реализации всех потенциальных возможностей инвалида необходима соответствующая психологическая мотивация личности, поэтому важным звеном в оценке его реабилитационных возможностей является психологическая диагностика,учитывающая состояние высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, а также личностный компонент, отражающий способность индивида взаимодействовать с окружающей средой.
Вопросы по теме
1. Порядок направления пациентов в бюро МСЭ.
2. Структура бюро МСЭ, его функции.
3. Порядок определения группы инвалидности, порядок переосвидетельствования.
4. Классификация нарушений функций организма.
5. Классификация ограничения жизнедеятельности.
6. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида.
7. Решение задач 134–139 [1].
Рекомендательный библиографический список
Основной
1. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: Медицина, 2007. – С. 430–442.
2. Захарова, Е. В. Сборник задач и самостоятельных работ [Текст] / Е. В. Захарова, И. Л. Сизикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. – С. 72–73.
Дополнительный
1. Правила признания лица инвалидом [Текст]: постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95.
2. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы [Текст]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 г. № 1013н.
3. Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь [Текст]: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2007 г. № 77.
4. Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Ст. 60.
Электронные носители
1. Образовательный портал ХГУ им. Н. Ф. Катанова. – URL: http://edu.khsu.ru.
2. ЭБС «Консультант студента» / Издательство ГЭОТАР-Медиа. – URL: http://studmedlib.ru/
Модуль V.
Экономика и управление здравоохранением
Практическое занятие 22.
Экономика здравоохранения как научная и учебная
дисциплина. Ценообразование в здравоохранении
Актуальность темы
К концу XX века проблемы экономической оценки эффективности лечения стали одними из важных в клинической медицине. Необходимость экономического анализа эффективности медицинских вмешательств определяется прежде всего быстрыми темпами роста стоимости лечения наиболее распространенных заболеваний и общим удорожанием медицинских услуг, а также появлением альтернативных методов лечения одного и того же заболевания, при выборе которых приходится учитывать не только их клиническую эффективность, но и стоимость. Высокая клиническая эффективность может сопровождаться неприемлемо высокими финансовыми затратами. Современный врач должен уметь ориентироваться в выборе оптимальных методов лечения в условиях ограниченного финансирования в системе обязательного медицинского страхования, научиться оценивать эффективность методов диагностики и лечения с позиций медицинской, социальной и экономической эффективности.
Цели занятия:
– дать характеристику понятия «экономика здравоохранения», познакомить с основами экономических принципов управления;
– изучить методологию оценки эффективности здравоохранения: медицинской (клинической), социальной и экономической;
– дать характеристику понятий себестоимости, цены, рентабельности, прибыли в сфере медицинских услуг;
– применить на практике полученные знания и выполнить самостоятельные индивидуальные задания.
Исходный уровень знаний и умений, необходимых для достижения поставленных целей:основы медицинской статистики, информатики, навыки работы с компьютером на уровне пользователя.