Гипноанализ при логоневрозах
Проблема заикания издавна представляла интерес как для ученых, так и для практиков. Сегодня по этой проблеме написано огромное количество работ. Ею занимаются и врачи, и логопеды, и психологи. Болезнь имеет широкое распространение и характеризуется трудной курабельностью. В нашем учебнике мы не предполагаем излагать теоретические споры, имеющие место в мировой литературе на этот счет.
Мы отсылаем интересующихся этой проблемой к литературным источникам (Г.Д. Неткачев «Клиника и психотерапия заикания» — М., 1913; В.М. Шкловский (1974, 1979); Н.А. Власов и К.П. Беккер (1983)), которыми мы пользовались, знакомясь с проблемой заикания.
Предлагаемая нами модель гипносуггестивной терапии применялась у больных заиканием в возрасте от 12 лет и старше. Лечение же заикания детей младшего возраста мы относим к компетенции логопедов. По нашему мнению, именно детей старше 12 лет можно считать вполне психически созревшими для осознания предложенной модели. Мы не исключали параллельное лечение этих больных логопедом. Мы тщательно отслеживали, чтобы к нам на лечение могли попадать люди только с невротическими формами заикания. Продолжительность заболевания логоневрозом была разной, в связи с чем и лечебная тактика соответственно была вариабельной.
На подготовительном или предварительном этапе врач, прежде всего, сообщает больному, что его заболевание (логоневроз) носит сугубо функциональный характер и в связи с этим оно вполне излечимо. Далее, как и в предыдущих описаниях, врач знакомит больного с анатомией мозга, свойствами нервных клеток, возбуждения и торможения. У здорового человека эти процессы уравновешены, они обладают одинаковыми силой и подвижностью. Под воздействием сильных переживаний нарушаются нормальные взаимоотношения между основными нервными процессами; они, как правило, ослабевают, становятся инертными. Из-за повышенной инертности затормаживаются центральный и наружный аппараты речи. Далее врач разъясняет больному, что у человека имеются центральный и наружный компоненты речевого аппарата. Речевой центр, регулирующий речевую функцию, расположен в левом полушарии мозга (у левшей — в правом). Наружный аппарат представлен голосовыми связками, гортанью, языком и губами. Заикание возникает в результате заторможенности одновременно в центральном и наружном аппаратах речи. В результате этой заторможенности и обусловленных ею затруднений в речевой функции возникает страх перед речью, который постепенно увеличивает затруднения в речи. Задачи врача во время проведения психотерапии — уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбудительного, повышение их силы и подвижности; устранение застойных явлений как в центральном, так и в наружном аппарате речи, устранение страха перед речью с целью полного восстановления речи.
После погружения больного в гипнотическое состояние (II этап) проводится внушение, нацеленное на общее успокоение больного (III этап), то есть врач формирует у больного самоощущение прежнего здорового самочувствия, которое было у больного до начала заболевания. Затем продолжается внушение, нацеленное на уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбудительного, восстановление их качеств: силы и подвижности, растормаживание центрального и наружного аппарата речи, устранение страха перед речью (смотри общую схему).
Далее проводится основное внушение, нацеленное на перестройку отношения больного к своему страху перед речью и болезни, то есть заиканию, в целом (этапы V и VI). Врач внушает больному, что в связи с тем, что его заболевание носит функциональный характер, у него нет основания бояться своей речи. А если оснований для страха нет, следовательно, больной должен все смелее и смелее вступать в речевой контакт. «Легендой» для быстрейшего выздоровления, для того чтобы больной в большей степени осознал, почему он не мог как все люди свободно и легко владеть своей речью, является предложение врача начать пользоваться уже после первого сеанса правилами речи.
Врач сообщает больному о том, что существует много правил речи, но он должен будет пользоваться только самыми важными.
Первое правило речи.При вступлении в речевой контакт следует смотреть собеседнику в глаза (думая об этом, больной меньше фиксирует внимание на своей речи).
Второе правило речи.Вступать в речевой контакт только выдыхая воздух из легких.
Третье правило речи.Пытаться произносить фразу слитно (как бы на одном выдохе).
И наконец, четвертое правило,самое важное — переход на несколько замедленную речь. Затем для подкрепления «легенды» врач предлагает уже после первого сеанса начать упорную повседневную тренировку речи путем, во-первых, ежедневного чтения художественной литературы вслух с соблюдением всех правил речи; во-вторых, более частого вступления в речевой контакт в любых условиях.
Далее врач проводит тренировку речевой функции (этап VII). Он предлагает больному повторять отдельные произносимые им фразы. Как правило, наши тренировки начинались с повторения больным правил речи в состоянии бодрствования (для их быстрейшего запоминания). Правильно повторенные за врачом фразы подкрепляются ободрением врача, если возникают затруднения в повторении фразы, врач предлагает ее повторять до правильного произношения.
Затем продолжается внушение, нацеленное на укрепление уверенности в себе и в восстановлении речи (VIII этап).
Дальнейшие внушения врача нацелены на повышение роли самовнушения и саморегуляции в восстановлении речи (IX этап).
После резюмирующего внушения (этап X) и выведения больного из лечебного сна (этап XI) врач вновь проводит тренировку речи. Больной получает инструкции о том, как продолжать тренировки речи в домашней обстановке.
Необходимое количество сеансов, циклов, зависело от давности заболевания, глубины речевых расстройств и характерологических особенностей личности, однако нам удавалось добиться положительного эффекта, хотя иногда лечение продолжалось несколько лет.