Сопутствующие виды а-торских услуг
А-торы в рамках своей пр-ельской д-тельности кроме осуществления а-торских проверок вправе оказывать сопутствующие а-ту услуги (САУ), перечень к-ых определен фед-ым законом об а-торской д-тельности (ст.1 п.6), а порядок их оказания и характеристика - правилом (ст-том) а-торской д-тельности «Характеристика САУ и тр-вания предъявляемые к ним».
САУ делятся на:
1) услуги совместимые с проведением у этого же клиента обяз-ой а-торской проверки:
- постановка бух. уч
- к-ль за ведением уч и составлением отч-сти
- к-ль за начислением и уплатой налов и др обяз-ых платежей
- а-з фин.-хоз. д-тельности
- оценка эк-мических, инвестиционных проектов
- оценка экон. безопасности систем бух. уч и внутреннего к-ля
- представление интересов экон. суб-та перед 3ми лицами
- подбор персонала
- проведение семинаров
- обучение и повышение квалификации в сфере эк-мики и права
- компьютеризация бух. уч
- разработка и издание методических пособий, рекомендаций по эк-мическим и правовым вопросам
- консультирование по вопросам бух. уч, налообложения, ф-сам
- и др.
2) услуги не совместимые с проведением у этого же клиента обяз-ой ежегодной а-торской проверки:
- ведение бух. уч
- восстановление БУ
- составление наловой декларации
- составление бух. и фин. отч-сти
А-торская орг-ия не имеет право проводить обяз-ые а-торские проверки в данном эк-мическом суб-те в течении 3-х лет с момента оказания не совместимых а-торских услуг.
Согласно др классификации а-торские услуги делятся на::
- услуги действия, связанны с созданием док-тов, перечень к-ых определен д-ром с эк-мическим суб-том. При этом такие док-ты ранее эк-мическим суб-том не создавались.
- услуги к-ля, услуги связанные с проверкой док-тов на предмет их соответствия установленным критериям
- инфционные услуги, связанные с предоставлением клиенту различного рода инф-ции (консульт-ние, обучение, переподготовка, повышение квалификации, проведение семинаров и т.д.)
Отдельные виды сопутствующих а-ту услуг подлежат лицензированию. При оказании сопутствующих а-ту услуг а-тор обязан соблюдать основные принципы а-та, а так же соблюдать тр-вания ст-ов а-торской д-тельности в области план-ия, док-тирования, к-ля качества и т. д.
3 .Регулирование а-торской д-тельности: гос-ое и нормативное
Система норм-ого регулирования а-торской д-тельности включает 5 уровней:
1 уровень ФЗ «Об а-торской д-тельности» от 30 декабря 2008 г. г. № 307 ФЗ. ФЗ явл. основным з-дательным актом, регулирующим а-торскую д-сть. Он определил место а-та как равноправного и необходимого элемента фин.-хоз. д-тельности. В законе установлено понятие а-та, а-торской д-тельности, определена цель, задачи, сформулированы тр-вания, предъявляемые к а-торам и а-торским орг-иям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В законе дано опр-ие обяз-ого а-та и установлены критерии его проведения. Закон определил понятие конфиденциальности, а-торской тайны и установил отв-сть за ее несоблюдение. Законом установлен порядок регулирования а-та в РФ.
2 уровень Док-ты, к-ые разрабатываются на основе Фед-ого Закона: постановления, приказы Президента, Правительства, Министерства ф-сов, к-ые дополняют и разъясняют отдельные вопросы а-торской д-тельности.
3 уровень Фед-ые ст-ты (правила) а-торской д-тельности, основное назначение к-ых заключается в установлении единых норм а-торской д-тельности, к-ые д. б однозначно приняты всеми сторонами ф-сово-хоз-енной отношений, включая Арбитражный суд.
В ст-тах содержатся основные правила проведения проверки и составления а-торского заключения.
С их помощью а-тор может определить порядок проведения, методику исходя из конкретных ситуаций.
В настоящее время наравне с фед-ыми ст-тами а-торской д-тельности работают правила (ст-ты) а-торской д-тельности, принятые до принятия ФЗ.
4 уровень Внутренние ст-ты (правила) Профессиональных а-торских объединений, к-ые обяз-ы для своих членов. Тр-вания этих ст-ов не могут б ниже тр-ваний фед-ых ст-ов и не д. им противоречить.Тр-вания:
1.определяют тр-вания к а-торским процедурам дополнительные и треюования установленные фед-ыми ст-тами а-торской д-тельности, если это обуславливается особенностиями а-та или особенносатями оказания САУ.
2.Не моггут противоречвить фед-ым ст-там а-торской д-тельности.
3.Не д. создавать препятствияк осуществлению а-торскими орг-иями, ИП а-торской д-тельности.
4.Являются обяз-ыми для а-торских орг-ий, а-торов, являющихся членами указанной СОА
К этому уровню также относятся отраслевые нормативные док-ты, регламентирующие порядок а-торских проверок в соответствующих отраслях (направлениях).
5 уровень Внутрифирменные а-торские ст-ты, к-ые разрабатываются а-торскими орг-иями и а-торами самостоятельно. Они необходимы для технической реализации тр-ваний фед-ых ст-ов.
Внутрифирменные ст-ты призваны обеспечить единый к-ль в проведении а-торской проверки в данной а-торской форме. Внутрифирменные ст-ты, как правило, носят конфиденциальный характер, т.к. содержат прогрессивную методику и рациональные способы орг-ии а-торской д-тельности.
Согласно фед-ому закону на гос. уровне регулированием а-торской д-тельности занимается уполномоченный фед-ый орган, которым сейчас явл. Министерство ф-сов РФ.
В рамках Министерства ф-сов создан департамент орг-ий а-торской д-тельности, к-ый выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и организует осуществление единой гос. политики в области а-та
2) обеспечивает формирования з-дательной, нормативной и методологической базы а-та
3) организует разработку фед-ых ст-ов а-торской д-тельности и представляет их на утверждение Правительству
4) организует и реализует систему подготовки, аттестации и повышения квалификации а-торов
5)осуществляет лицензирование а-торской д-тельности
6) определяет перечень учебно- методических центров по а-ту
8) осуществляет аккредитование профессиональных а-торских объединений
9) осуществляет к-ль за соблюдением тр-ваний ФЗ и фед-ых ст-ов а-торской д-тельности
10) ведет гос-арственные реестры аттестованных а-торов, а-торских орг-ий, аккредитованных профессиональных а-торских объединений, учебно - методических центров и выданных лицензий
11) определяет порядок и сроки отч-сти а-торов, а-торских орг-ий
12) обобщает практику применения з-дательных и нормативных док-тов в области а-та
В целях обеспечения общественых интересовв ходе осуществления а-торской д-тельности при уполномоченном фед-ом органе создается совет по а-торской д-тельности.
Основные функции Совета:
1.Рассматривает вопросы гос-арственной политики в сфере а-торской д-тельности.
2.Рассматривает проекты фед-ых ст-ов а-торской д-тельности и иных НПА, регулирующих а-торскую д-т-сть и рекомендует их к утверждению уполномоченным фед-ым органом.
3.Одбряет порядок разработки проектов ст-ов а-торской д-тельности, а также кодекс профессиональной этики а-торов.
4.Оценивает д-т-сть СОА по осуществлению внешнего к-ля качества работы а-торских орг-ий, а-торов и при необходимости дают рекомендации по совершенствованию этой д-тельности.
5.Вносят на рассмотрение уполномоченного фед-ого органа предложения о порядке осуществления им внешнего к-ля качества работы а-торских услуг.
6.Рассматривает обращения и ходатайства СОА в сфере а-торской д-тельности и вности соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного фед-ого органа.
7.Осуществляет в соответствии с ФЗ и положением о совете по а-торской д-тельности иные функции, необходимые для поддержания профессионального уровня фед-ого уровня.
Состав Совета утверждается руководителем уполномоченного фед-ого органа.