Первые земские и городские ветеринарные лечебницы в России в 19в.
В 1864 г. Было утверждено «Положение о земских учреждениях». Введение земства дало право части населения в лице помещиков, домовладельцев, фабрикантов и зажиточной части крестьянства, ведать местными хозяйственными и культурными делами – здравоохранением, борьбой с эпизоотиями, народным образованием, устройством дорог, водоснабжением и т.п. Земская уездная управа вела текущую работу при помощи служащих врачей, статистиков, агрономов и других специалистов. Мероприятиями, имеющими общегубернское значение, ведала губернская земская управа при помощи аппарата губернского земства. Земство имело право облагать недвижимое имущество данного уезда «Земским сбором», который изыскивался в порядке налога. Это давало ежегодно значительные суммы. Начало организации земской ветеринарии относится к 60-м годам XIX века. Отдельные земства делали попытки налаживать ветеринарное дело; однако эти попытки зачастую не имели успеха, так как должности земских ветеринарных врачей и фельдшеров вскоре упразднялись, и ветеринарная часть не приобретала устойчивого положения. Лишь в Вятской и Костромской губерниях были созданы прочные ветеринарные организации. После опубликования закона 3 июня 1879 г. «Об обязательном убивании зачумленных животных» началась организация ветеринарного дела в земствах в широком масштабе. Земства стали уделять всё большее внимание борьбе с эпизоотиями чумы рогатого скота. Кроме приглашенных в штат ветеринарных врачей и ветеринарных фельдшеров, был введен для борьбы с чумой ряд должностей – «чумных агентов», «надсмотрщиков», «стражников» и др. В обязанности этих лиц входил надзор за убоем скота, передвижением гуртов; иногда они представляли земскую ветеринарную организацию. Проведение в жизнь закона 3 июня 1879г. осуществлялось постепенно. Это объяснялось сопротивление ряда земств, их нежеланием проводить закон в жизнь. В связи с введением обязательного убоя зачумленного скота земствам предоставлялось право вводить особый сбор с владельцев скота в размере до 1,5 % с оценки животных. Часть земств, использовало полученные от сбора суммы, учреждало постоянную ветеринарную организацию; другая часть земств отказалась от этого сбора, считаясь с недовольством, которое эта мера вызвала со стороны владельцев животных. Эти земства принимали расходы по убою животных, вознаграждение владельцем и расходы по содержанию ветеринарной организации, но общеземский счет. Однако в 90-х годах земства лишились права взимать процентный сбор со скотовладельцев, и все указанные выше расходы были во всех земствах отнесены на общеземский счет. В ряде земств накопились из собранных сумм значительные средства, и часть указанных поступлений расходовалась на ветеринарные нужды.Расходы земств на ветеринарию постепенно увеличивались. Как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу этих расходов в бюджете земств. Земская ветеринария в большинстве случаев вылилась в форму губернской организации. В некоторых губерниях (Тверская, Вологодская, Казанская) были уездные земские ветеринарные организации. В других губерниях (Смоленская, орловская, Рязанская, Черниговская) земская ветеринария вначале была организована в форме уездной, а затем губернской, в потом вновь реорганизована в уездную. Наконец, встречалась смешанная форма, когда одновременно существовала и губернская и уездная земская ветеринария; при этом связь между ними осуществлялась в разнообразных комбинациях: в некоторых губерниях земские уездные ветеринарные врачи пользовались самостоятельностью, а в других (Самарская) проводился принцип централизации. Таким образом, организационная структура земской ветеринарии была чрезвычайно пестрой. Этот вопрос неоднократно ставился на обсуждение ветеринарных съездов, так как некоторые формы земской ветеринарной организации были совершенно нецелесообразными. Вносился ряд предложений о разграничении функций между губернской и уездной земской ветеринарной организациями, о более согласованной работе их. При губернских управах были организованы ветеринарные бюро, которые являлись совещательным органом по всем вопросам ветеринарии. Задачей бюро являлось объединение деятельности ветеринарного персонала губернии. В бюро сосредотачивались сведения о положении животноводства, об эпизоотиях, о ветеринарно-амбулаторной деятельности и ходе страхования ската, годовые отчеты врачей и пр. Бюро составляли периодические отчеты, подвергли материалы статистической обработке, представляли бюллетени о ходе эпизоотий. Они подготовляли доклады по ветеринарной части губернскому земскому собранию, составляли проекты смет, рассматривали акты об отчуждении больных животных. При посредстве бюро производился подбор лиц для замещения ветеринарных должностей. В случае надобности бюро ив лице его заведующего или помощника принимало участие в мероприятиях по прекращению эпизоотий на местах. Для разрешения вопросов, требовавших коллегиального обсуждения, бюро с разрешения управы созывали комиссии и совещания ветеринарных врачей. Заведующий бюро принимал участие в заседаниях губернских санитарного и экономического советов, приглашался также на совещания по ветеринарным вопросам, устраиваемые городской правой, земствами соседних губерний, а также Ветеринарными управлениями Министерства внутренних дел. Мы уже указали, что впервые сибиреязвенные предохранительные прививки начало проводить Херсонское земство в 1885г. В дальнейшем эти прививки стали применяться всё большее число земств. К 1905 г. таких земств насчитывалось тридцать. В больших масштабах применялись противосибиреязвенные прививки в Екатеринославской, Херсонской, Самарской, Таврической, Саратовской и Курской губерниях, где только за 1903г. было привито около 1 млн. голов. В конце 90-х годов в некоторых земствах были введены противорожистые прививки свиньям. За 1913г. силами земских работников проведено около 6 млн. предохранительных и вынужденных прививок. В связи с проведением массовых прививок резко увеличилась потребность в вакцинах, причем вначале он получались из бактериологических лабораторий Харьковского и Казанского ветеринарных институтов; затем земства приступили к организации собственных бактериологических лабораторий, количество которых непрерывно росло. К 1905г. земства имели уже 21 лабораторию. Наиболее крупными являлись Курская, Екатеринославская, Херсонская и Саратовская бактериологические лаборатории. Кроме бактериологических лабораторий, земства организовывали диагностические кабинеты при участковых врачах. Московское и Костромское земства устроили также центральные диагностические лаборатории. Ветеринария в период монополистического капитализма С конца ХIХ до 1917г. В начале ХХ века царское правительство ещё более ограничило работу земств, провело ряд реакционных мероприятий по изгнанию из земств прогрессивных деятелей и заполнило земство черносошными элементами. Эти мероприятия отразились на земской ветеринарии. Закон 1902 г. ограничивал деятельность земств в области борьбы с инфекционными заболеваниями, насаждая главным образом губернский тип земской организации, который превращал земства в ещё более бюрократические учреждения; из земств изгоняли прогрессивных ветеринарных деятелей. Несмотря на все препятствия, земское ветеринарное дело всё же медленно развивалось. В 1905 г. земства располагали в 24 губерниях лишь 135 благоустроенными лечебницами. В десяти губерниях (Вологодской, Смоленской, Олонецкой, Калужской, Симбирской, Пензенской, Ярославской, Казанской, Рязанской и Орловской) ветеринарные врачи работали в тяжелых условиях, главным образом под открытым небом, иногда в неприспособленных сараях. В 1913 г. земства имели уже около 400 благоустроенных лечебниц. Помощь значительного числа губернских земств в расширении сети ветеринарных лечебниц была совершенно недостаточной, они переносили центр тяжести этого дела на уездные земства.В 1900г. каждая земская губерния имела в среднем 16 ветеринарно-врачебных участков, в 1905г. – до 23. При некоторых участках функционировали диагностические кабинеты. К 1914 г. земства имели 1374 ветеринарно-врачебных участка и 2638 ветеринарно-фельдшерских пунктов. В 1902 г. в земстве состояло 738 ветеринарных врачей и 1407 фельдшеров, в 1905г. соответственно 1053 и 1931, а в 1911г. – 1200 врачей и 2170 фельдшеров. Земства имели 24 губернские ветеринарно-бактериологические лаборатории. В 1913 г. земские ветеринарные работники провели около 6 млн. предохранительных и вынужденных прививок. Большие трудности встречались в связи с отсутствием в земских учреждениях исполнительной власти для проведения в жизнь обязательных постановлений по борьбе с эпизоотиями, по надзору за скотобойнями, за гуртами и пр. На помощь им должно было прийти законодательство и облегчить организационную работу, однако земства не только не получали в этом отношении поддержки, но работа их нередко тормозилась. Закон 12 июня 1902г. не только не улучшил правовое положение земств, но ещё больше стеснил самостоятельность земских учреждений. Он устанавливал сложную бюрократическую процедуру, которую земства должны были проводить в борьбе с эпизоотиями, и по существу сводил на нет все мероприятия. Земства немедленно опротестовали этот закон и потребовали его пересмотра при участии представителей земств. Однако этот протест не увенчался успехом. В 1901 г. расходы земств на ветеринарию выразились в сумме 2011 тыс. руб., что составляло 2,2% по отношению к общему бюджету земств. В 1912г. бюджет земской ветеринарии достиг 6800 тыс. руб. . Из этих сумм около 50% составляли заработную плату ветеринарного персонала. Расходы на медикаменты и инструменты в 912 г. составили 683 тыс. руб., общие организационные расходы выразились в сумме 618 тыс. руб., содержание лечебниц обошлось в 583 тыс. руб. Одной из образцовых земских ветеринарных организаций являлась Саратовская, которая проводила большую противоэпизоотическую, лечебную работу, обеспечивала обследование животных, организовывала пункты искусственного осеменения и т.д. Значительную роль в развитии Саратовский земской ветеринарии сыграл губернский ветеринар Ф.А.Березов. Он долго время руководил мероприятиями по профилактике и ликвидации заразных болезней, организации лечебной работы в губернии, был инициатором бесплатного оказания помощи животным, принадлежащим крестьянам, часто выступал в сельскохозяйственных журналах с пропагандой ветеринарных знаний. Активным деятелем земской ветеринарии был Н.А. Шадрин, который в течение 22 лет работал земским врачом Мелитопольского уезда Таврической губернии, затем – заведующем ветеринарным бюро Нижегородской земской управы. Н.А.Шадрин создал ветеринарную службу Мелитопольского уезда и ввел бесплатную медицинскую помощь больным животным. Он участвовал в ликвидации чумы крупного рогатого скота, в борьбе с сапом лошадей, с сибирской язвой и другими болезнями, внедрил в своем уезде и губернии предохранительные прививки против сибирской язвы, рожи свиней, оспы овец, маллеинизацию лошадей, туберкулинизацию, организовал строительство ветеринарных учреждений. В своих публикациях и научных статьях особое внимание он обращал на изучение эпизоотий в России, разработке организационных вопросов земской ветеринарии, организации доступной и бесплатной ветеринарной помощи животным, страхованию, статистике и отчетности. Активно участвовал в работе ветеринарных съездов и совещаний. Значительный вклад в организацию земской ветеринарии внесли В.Ф. Нагорский, М.И. Романович, А.Р. Евграфов, С.Н. Павлушков и др. Большую роль в обмене опытом земской ветеринарии имели съезды, а также губернские и уездные ветеринарные совещания. Губернские земские совещания вырабатывали проекты правил по предупреждению и прекращению инфекционных болезней, мероприятия по улучшению скотоводства, страхованию скота, устанавливали программу санитарно-ветеринарных и зоотехнических исследований. Уездные совещания рассматривали ветеринарно-санитарные вопросы и вопросы, которые выдвигали участковые ветеринарные врачи.