Формирование правовых навыков
· уметь пользоваться основными положениями закона «О языках Республики Казахстан»;
· соблюдать нормы права в учебной деятельности и общественной жизни;
· иметь общее представление об основах права граждан РК и закона в медицине.
Самосовершенствование и саморазвитие
· самостоятельное изучение литературы по специальности; выполнение заданий к текстам по специальности; анализ лексико-семантических особенностей научных текстов; написание эссе, рефератов, докладов, аннотаций; подготовка видеопрезентаций.
2.5.Пререквизиты дисциплины:изучение вузовского курса базируется на сформированных знаниях, речевых умениях и навыках по русскому языку в объеме программы средней общеобразовательной школы с государственным языком обучения (10-11 классы).
Смежные дисциплины: казахский язык, анатомия, гистология, биохимия, коммуникативные навыки, введение в клинику.
2.5. Постреквизиты дисциплины: полученные в результате изучения курса «Русский язык» знания, умения и навыки позволяют повысить общую речевую культуру, расширить доступ к достижениям науки, отечественной и мировой культуры, что способствует эффективной подготовке специалистов с медицинским образованием. Обучение языку специальности способствует формированию культуры профессиональной речи, межличностному и межпрофессиональному общению.
2.6. Краткое содержание дисциплины:Русский язык является обязательной учебной дисциплиной. В практический курс русского языка включены лексический и языковой материал, в процессе работы над которым изучаются:
- языковые особенности медицинского дискурса;
- подстили научного стиля; жанры научной речи;
- типы и средства связи предложений в абзаце и тексте;
- типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
- основные категории и свойства научного текста, его специфические черты;
- особенности структуры научного текста;
- правила библиографического описания произведений печати.
Отрабатываются умения и навыки:
· структурно-смыслового анализа текстов;
· составления различных видов речевой продукции;
· написания письменных творческих работ.
Тематический план практических занятий
№ | Тема занятия | Продолж-ть, часы |
Уровень В 2 Блок 1 | ||
1. | Здравоохранение РК. Язык и его основные функции.Речь: виды и формы речи. Общая характеристика форм и видов речи. Устная речь: ее ведущие признаки. Письменная речь: основные жанры письменной речи. | |
2. | Символы медицины. Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста. | |
3. | Закон и право в медицине. Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи. Повествование в различных сферах общения.Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи. | |
4. | Строение человека. Опорно-двигательная система. Функциональные стили речи.Научный стиль речи и его особенности. | |
5. | Пищеварительная система. Языковые особенности научного стиля речи. Определение особенностей научного стиля на различных уровнях языка. | |
6. | Система органов дыхания. Подстили научного стиля речи. Собственно научный, научно-популярный, учебно-научный подстили научного стиля речи. | |
7. | Нервная система. Жанры научного стиля речи. Рубежный контроль №1. | |
Уровень В 2 Блок 2 | ||
8. | Сердечно-сосудистая система. Научный текст. Тема текста. Структура и смысл текста. Микротема текста. | |
9. | Кровь и кровеносные сосуды. Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего. | |
10. | Клетка – наименьшая единица живого организма. Квалификация предмета – что считают чем (каким); что считается чем (каким); что представляет собой что; что заключается в чем; что состоит в чем. | |
11. | Сенсорные системы. Органы чувств. Принадлежность предмета к классу – что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу (класс, тип) чего; что является одним из чего. | |
12. | Иммунная система. Классификация предметов – а) что делят/ся на что; что под/разделят/ся на что; б) что делится на что; что под/разделяет/ся на что. | |
13. | Кожа – защитный покров организма. Качественный состав, строение предмета – а) что входит в состав чего; что содержится в чем; что образует что; что является составной частью чего; б) что состоит из чего; что содержит что; что включает в себя что; что имеет в своем составе что. | |
14. | Эндокринная система. Обмен веществ. Количественный состав предмета – сколько чего входит в состав чего; сколько чего содержится в чем; сколько чего приходится на долю чего. | |
15. | Болезни и больной. Возникновение, происхождение предмета – a) что (кто) возникает; что образуется из чего; что происходит из чего; что развивается из чего; б) что (кто) появляется; что получается; кто получает что; что получено кем; что вырабатывает что; что вырабатывается чем; что выделяется чем; в) кто создает что; что изобретает что; кто конструирует что; кто изготовляет что. Рубежный контроль №2. | |
Уровень LSP Блок 3 | ||
16. | Моя специальность. Компрессия как основной вид переработки научного текста. Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста. | |
17. | Общие методы обследования больного. План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. | |
18. | Профилактика, лечение и уход. Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс. | |
19. | Первая медицинская помощь. Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат. | |
20. | Питание здорового человека. Режим питания. Аннотирование научных текстов. Виды аннотаций с учетом особенностей потребителей. | |
21. | Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана. Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания. | |
22. | Здоровье и здоровый образ жизни. Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов. Рубежный контроль №3. | |
Уровень LSP Блок 4 | ||
23. | Диада «врач – больной». Культура речи и речевая норма. Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. | |
24. | Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом. Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. | |
25. | Гиппократ – отец медицины. Клятва Гиппократа. Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Выразительность речи. Источники выразительной речи. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций. | |
26. | Правовая ответственность врача. Права пациента. Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты. | |
27. | Ведение медицинской документации. Логичность речи. Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц. | |
28. | Врачебная этика. Деонтология. Основные правила словоупотребления. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания. | |
29. | Коммуникативная компетентность врача. Особенности делового общения. Деловой этикет. Регламентированность делового общения. | |
30. | Культура речевого поведения врача. Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью. Рубежный контроль №4. | |
Итого: | 90 ч. |
Тематический план СРСП