Перечень теоретических вопросов лекционного материала. 1) Характеристика непрерывных соединений (синартрозы) – примеры
1) Характеристика непрерывных соединений (синартрозы) – примеры.
2) Полупрерывные соединения (полусуставы - гемиартрозы) – примеры.
3) Прерывные соединения (суставы – диартрозы) - примеры.
4) Общие законы расположения связок – примеры.
5) Оси и движения в суставах.
6) Общие данные о суставах. Главные и вспомогательные элементы суставов.
7) Классификация суставов.
8) Состав и функции синовиальной жидкости.
9) Соединения черепа: фиброзные соединения черепа, синдесмозы черепа, швы черепа, вколачивание (gomphosis).
10) Череп новорожденного: роднички, размеры, этапы развития черепа.
11) Суставы черепа: височно-нижнечелюстной сустав; атлантозатылочный сустав, функциональный затылочный сустав.
12) Соединения позвоночного столба: синдесмозы, суставы позвоночного столба.
13) Физиологические изгибы позвоночника, этапы формирования изгибов.
14) Соединения грудной клетки: синдесмозы грудной клетки, синхондрозы грудной клетки; суставы: грудино-реберный, реберно-хрящевой, реберно-позвоночный.
15) Соединения пояса верхних конечности: синдесмозы пояса верхних конечностей, грудино-ключичный и акромиально-ключичный суставы.
16) Соединения свободной верхней конечности: плечевой сустав, локтевой сустав, дистальный и проксимальный лучелоктевые суставы, суставы кисти, канал запястья.
17) Соединения пояса таза: синдесмозы тазового пояса, запирательный канал, лобковый симфиз, крестцово-подвздошный сустав, размеры женского и мужского таза.
18) Соединения свободной нижней конечности: тазобедренный сустав, коленный сустав, межберцовый синдесмоз и межберцовый сустав, суставы стопы, своды стопы.
19) Чем объясняется женская раскачивающаяся походка?
20) Развитие сустава.
В конце отчетного занятия подводится итог. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для пересдачи отчета по данной теме.
Рекомендуемая литература:(основная и дополнительная).
Основная литература:
1. Анатомия человека. Под редакцией акад. РАМН, проф. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 2008г.
2. Анатомия человека. Краев А.В., Резцов О.В. - М.: Медкнига, 2007 г.
Дополнительная литература:
1. Атлас анатомия человека в трех томах. Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. – М.: издат. группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г.
2. Атлас анатомия человека для стоматологов. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Литвиненко Л.М.- М.: ГЭОТАР-Медиа 2009 г.
3. Анатомия человека под редакцией акад. РАМН, проф. Л.Л. Колесникова, проф. С.С. Михайлова - Москва, 2006г.
4. Нормальная анатомия человека: учебник для мед. вузов в 2-х т. Гайворонский И.В. - СПб: Спецлит, 2004 г.
5. Анатомия человека. Под редакцией проф. М.Г. Привеса - Издательство Медицина, 2006 г.
6. Атлас анатомии человека. Под редакцией проф. Р.Д. Синельникова -«Медицина», Москва, 2006 г.
7. ЭБС «консультант студента», сайт: www.studmedlib.ru
Методические указания подготовлены: доцентом Рудницким С.В. _____________________
Методические указания утверждены на заседании кафедры№1 от «1 сентября 2011 г.».
Зав. кафедрой:_______________ (А.Е. Колосов).
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кировская государственная медицинская академия
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра анатомии
Методические указания для студентов
1 курса специальности лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине анатомия человека
Занятие № 11
Тема: Мышечная система. Мышцы головы.
Цель занятия: способствовать формированию представлений о классификации, строении, функции мышц головы и топографии областей головы для последующего использования этих знаний при изучении других разделов анатомии человека и клинических дисциплин.
Задачи:изучить строение мышц, ход фасций и топографические образования областей головы.
Препараты и учебные пособия:
1) Скелет.
2) Труп с отпрепарированными мышцами головы.
3) Муляж и планшет мышц головы.
4) Таблицы, схемы.
5) Атлас, учебник.
Студент должен знать:
1) до изучения темы (базисные знания): строение костей и соединений черепа, классификацию мышц.
2) после изучения темы.
ü классификацию мышц головы;
ü места начала, прикрепления и функцию мышц головы;
ü особенности строения мимических мышц;
ü фасции головы.
Студент должен уметь:
ü называть и показывать на препаратах мышцы и фасции головы;
ü препарировать мышцы шеи и головы.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль.
ü по тестовым заданиям;
ü по узнаванию мышц на мышечном трупе.
2. Беседа по теме занятия.
1) Классификация мышц головы.
2) Особенности мимических мышц.
3) Мышцы свода черепа – места начала, прикрепления, функция.
4) Мышцы, окружающие глазную щель – места начала, прикрепления функция.
5) Мышцы, окружающие носовые отверстия – места начала, прикрепления, функция.
6) Мышцы, окружающие ротовую щель – места начала, прикрепления, функция.
7) Места начала, прикрепления и функция жевательных мышц.
8) Ход и прикрепление фасций головы.
3. Практическая работа.
Студенты с помощью учебника и атласа самостоятельно, под руководством и при консультации преподавателя на мышечном трупе, муляжах мышц и планшетах закрепляют знания, полученные при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работе по строению и анатомическим образованиям костей, используя план ответа по мышцам.
План описания мышцы:
1) Наименование мышцы (русское и латинское)
2) Начало мышцы.
3) Прикрепление мышцы.
4) Функция мышцы.