Менингита у пациентов в зависимость от наличия ВИЧ-инфекции

Пшеницина Н.А. (4 курс, леч. ф-т), Новоселова В.П. (3 курс, леч. ф-т),

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра фтизиатрии

Научные руководители - д.м.н., проф. Новоселов П.Н., к.м.н., доц. Денисенко И.А.

Высокая заболеваемость туберкулезом населения Российской Федерации сопровождается увеличением среди больных пациентов с сочетанием туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Характерной особенностью туберкулезного процесса у данной категории больных является частое генерализованное распространение инфекции, которое нередко сопровождается развитием менингита. Клинические и лабораторные проявления данной формы туберкулеза у таких больных разнообразны, что представляет сложность в его диагностике.

Цель исследования. Выявить особенности клинического течения, лабораторных показателей и исходов туберкулезного менингита у пациентов в зависимости от наличия ВИЧ-инфекции.

Материалы и методы. Проведено ретроспективное когортное исследование 76 пациентов с туберкулезным менингитом проходивших лечение в областном клиническом противотуберкулезном диспансере г. Челябинска в 2007-2011 годах. По результатам обследования больных распределяли по двум группам: 1 - была представлена 39 больными с сочетанием туберкулеза и ВИЧ-инфекции, 2 - 37 больными без ВИЧ-инфекции. Были сопоставлены клинико-лабораторные проявления туберкулезного менингита у пациентов в зависимости от наличия ВИЧ-инфекции. Полученные данные обработаны методами дескриптивной статистики, значимость различий между 1-ой и 2-ой группами оценивали с помощью U-критерия Манна-Уитни. Межгрупповые сопоставления по качественным параметрам осуществлялись с помощью критерия χ2 Пирсона.

Результаты. Туберкулезный менингит у пациентов с ВИЧ-инфекцией является проявлением генерализованного туберкулезного процесса, провоцирующим фактором его развития является прекращение приема противотуберкулезных и/или антиретровирусных препаратов. Клиническая картинна заболевания характеризуется коротким продормальным периодом, длительной фебрильной лихорадкой, развитием судорожного синдрома, психическими нарушениями и очаговой симптоматикой (р<0,05). Изменения в ликворе характеризуются более низким уровнем цитоза, белка, глюкозы и отсутствием фибриновой пленки (р<0,05). Существенные различия между пациентами обеих групп выявлены при проведении туберкулиновой пробы, среднее значение папулы при постановке пробы Манту с 2ТЕ ППД-Л в 1 группе составило 1,38±0,48 мм, во второй 5,06±0,96 мм (р=0,006). Оценивая результаты лечения у больных обеих групп, следует отметить, что имело место более неблагоприятное течение заболевания в 1 группе. Летальный исход в течение первого месяца зарегистрирован у 25 (65,8%) пациентов, несмотря на проводимое лечение. У 12 больных (31,6%) на фоне адекватной терапии наступило быстрое улучшение самочувствия, что позволило им самовольно прервать лечение. Средний срок лечения в специализированном отделении составил 36,4±2,5 дня. Однако, результаты наблюдения в течение 12 месяцев показали, что превалирующее число (86,1%) больных умерло в течение этого срока от прогрессирования туберкулезного процесса при нарастании неврологической симптоматики, которая развивалась через 2-6 недель после прекращения приема противотуберкулезных препаратов. Полное выздоровление во 2-ой группе достигнуто у 25 пациентов (67,6%), выздоровление с остаточными изменениями в виде параличей и парезов у 6 больных (16,2%), летальный исход у 6 пациентов (16,2%). Средний срок госпитализации составил 221,4±15,4 дня. 12 месячное наблюдение показало, что большинство больных – 31 человек (83,8%) продолжали наблюдение.

Выводы. Установленные клинико-лабораторные проявления туберкулезного менингита у ВИЧ-инфицированных позволяют оптимизировать выявление, диагностику и своевременное лечение данной патологии.

Наши рекомендации