Ориентация на социально-этический маркетинг (начиная с 80 х гг. XX в)
Производители по-прежнему заинтересованы в максимальном удовлетворении интересов потребителей, но с учетом рационального и эффективного использования ресурсов, соблюдения требований к охране окружающей среды, снижения иррационального спроса.
Причина 4 этапа - энергетический кризис второй половины 70-х гг., проблемы защиты окружающей среды радикальным образом изменили установки общества и, соответственно, производителя.
Таким образом, прослеживаются этапы становления маркетинга от ориентации на производство до ориентации на социально-этический маркетинг. Как видно, на каждом этапе основной целью было производство и сбыт тех или иных товаров и услуг. И только на последнем этапе стали прослеживаться черты современных маркетинговых отношений, где предложение порождается спросом.
Маркетинг же в здравоохранении РФ является совершенно новым направлением как науки, так и практики. Это связано с тем, что в советском здравоохранении медицинские услуги не являлись товаром на рынке, а оказывались независимо от их стоимости за счет государства. Поэтому необходимость в проведении маркетинговых исследований отсутствовала.
До последнего времени в здравоохранении преобладала «сбытовая» система маркетинга, т.е. медицинские услуги оказывались независимо от воли и желания пациентов, независимо от их необходимости и полезности. Следует отметить, что первыми интерес к маркетингу проявили те предприятия и организации, которые были озабочены проблемами выхода на международный рынок. Значительно позже с методами товародвижения, сбыта продукции, ориентированной на запросы потребителя, познакомились организации, фирмы, работающие на внутреннем рынке. В самую последнюю очередь систему маркетинга стали осваивать предприятия непроизводственной сферы, в том числе сферы услуг и, конечно, медицинские учреждения.
Внедрение концепции маркетинга в систему здравоохранения предопределено тем, что в настоящее время в ней реально существуют государственный, муниципальный и частный секторы, сформировалась система обязательного медицинского страхования, способствующая зарождению элементов рыночных отношений.
(слайд 22) Основными предпосылками возникновения маркетинга медицинских услуг явились:
(слайд 23)
1. изменения методов финансирования медицинских учреждений с развитием нового хозяйственного механизма;
(слайд 24)
2. развитие коммерческих медицинских учреждений, функционирование которых предполагает получение прибыли от реализации услуг;
(слайд 25)
3. появление новых источников финансирования, независимых от государства, в лице страховых компаний, самих покупателей медицинских услуг;
(слайд 26)
4. увеличение затрат медицинских учреждений на оказание услуг в связи с применением новых технологий лечения, более совершенного оборудования, новых лекарственных средств;
(слайд 27)
5. повышение требований к качеству медицинских услуг в условиях роста объема платных услуг;
(слайд 28)
6. ухудшение состояния здоровья населения в связи с уменьшением его обращаемости в медицинские учреждения вследствие осложнения экономической ситуации и социальной нестабильности в стране.
Сегодня в России, по мере обострения конкуренции, роста издержек, падения производительности и ухудшения качества услуг, все большее число организаций обслуживания начинают проявлять интерес к маркетингу. Медицинские учреждения, поставленные в условия медицинского страхования, начали изучать своих клиентов и конкурентов, принимать позитивные меры, чтобы сделать лечение менее обременительным. Еще одной сферой деятельности, где маркетинг получил распространение в течение сравнительно короткого отрезка времени, стали санатории. Медицинские учреждения, страховые компании пользуются маркетингом по-разному. Есть среди них и лидеры, предпринимающие кардинальные шаги в сторону маркетинга.
В настоящее время маркетинг в здравоохранении находится в стадии становления. Это – сложный путь эволюционного развития, преодоления многочисленных трудностей и противоречий, накопление опыта.
Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность, адаптировать к условиям рыночных отношений. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет.