Глава i. о психической энергии 3 страница
Зн., 547. …Разве возможен подвиг без восхищения? Разве возможна самоотверженность без радости? Разве возможно мужество без восторга? Так укажите и напомните, как легче и ближе найти психическую энергию…
Зн., 548. Можно радоваться, но в радости не уподобимся животным. В чем будет различие? Только в сознании. Животные не знают, зачем радуются, но мы знаем, чему радуемся. Таким сознанием мы соединяем причину и следствие. Тем созидаем мост совершенствования.
Можно пересмотреть всю цепь событий и оценить их последовательность. Тем мы будем также отличаться от животных, которые не связывают отдельных моментов. Учение о сравнении событий даст новый источник психической энергии. Если бы люди научились сопоставлять дни своей жизни по сознанию, они бы двинулись с места.
Зн., 551. Однажды Благословенный Будда сказал ученикам: "Посидим в молчании и оставим глаза зрячими". По истечении времени Учитель спросил: "Сколько раз я изменил мое положение?" Кто-то заметил десять изменений, кто-то всего три, и кто-то утверждал, что Учитель оставался недвижим. Владыка Знания улыбнулся: "Я изменил положение и складки одежды семьдесят семь раз. Пока не научимся различать действительность, не станем архатами".
Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности. Потому полезны неожиданные вопросы, также описания случившегося, и очень полезны ежедневные записи. Известно, что даже очень спящая внимательность пробуждается от таких упражнений. Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания.
Зн., 553. Заражается тело, лишь расположенное к болезни. Получает психическую энергию дух, готовый к принятию ее. Если бы люди осознали, что накопление психической энергии нужно не только для текущей жизни, но как постоянное и неотъемлемое приобретение и преимущество, такое сознание значительно стерло бы границы жизней. Разве осознание и строение жизни не должны наряду с прошлым заботиться о будущем? Это прямая обязанность каждого ученого. Когда-то ученые пресекали жизнь, не их ли дело теперь продолжить жизнь в Бесконечность?
Слова служителей храмов указывали жизнь будущего, но эти свидетельства стали совершенно беспочвенными. Прежние чудеса отжили, сознание привлекается действительностью.
Чередование воплощений засвидетельствовано как древними, так и новейшими учениями. В нашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее, эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь. Но память людей отягощена странными соображениями. Они охотно заняты ненужными вещами, но для краеугольных понятий воображение людей не воспитано. Между тем, один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка.
Неумирающий человек – разве это не будет достойно будущего? Феникс, возрождающийся из пепла, заповедан издревле. Фениксу нужны крылья, но психическая энергия даст лучшие крылья радуги.
Зн., 556. Даже самые отвлеченные понятия в приложении к Агни Йоге становятся ощутимыми и действительными. Искренность, так называемая честность, делается незаменимой. Попробуйте качество искренности при сообщениях дальних расстояний и затем наблюдайте разницу при внесении личного начала, нетерпения или раздражения, не говоря уже о преднамеренности. Эти свойства лишают ценности следствия. При этом происходит вред, часто непоправимый. Между тем, искренность, как очиститель, вносит кристальность, которая просветляет сознание, как газ дает пламя. Так можно содействовать успеху, прилагая так называемую честность.
Зн., 567. Главное, накопление психической энергии, к тому направляется воздействие. Много насекомых летит на огонь – и белые, и черные, ибо огонь есть психическая энергия. Нужно понять, насколько привлекаются все психической энергией, потому нужно принять меры к правильному обращению с психической энергией.
Зн., 572. Явление радости в труде тоже есть явление особой формы психической энергии. Труд радостный является успешным в несколько раз.
Зн., 588. Зачем иногда нужно напряженное положение? Оно вызывает радиацию психической энергии.
Зн., 592. Правильно полагать о неисчерпаемости психической энергии.
Запас, разумно израсходованный, немедленно пополняется из сокровищницы Космоса. Так даже полезно выделять психическую энергию. Новый запас легче отделяет отложения и затем устремляется на мировую работу. Как можно обращать колесо закона в действие? Как легко призывать новую мощь из пространства! Потому говорю о вращении психической энергии.
Зн., 570. …Называли Терос[2] воителем; истинно, он не жнец и не пастырь. В существе своем Терос завоеватель и победитель, но радость подвига не делает его тираном. Четыре начертания, давно данные: почитание Иерархии, осознание Единения, сознание Соизмеримости, применение Канона Господом Твоим, – они дают основу разумия Тероса. Как он без них найдет, где путь Блага?!
Зн., 602. Закалка меча среди пламени под ударами молота будет лучшим образцом для укрепления психической энергии. Кто-то спросит, как перенести все беспокойства и волнения. Но покой есть вершина беспокойства. Нет покоя среди космических вращений. Слепой и глухой представляют себе кажущийся покой, но зрячий предпочтет проходить бури, лишь бы не ослепнуть. Нет покоя, как его понимают люди. Нельзя выйти из спирали строительного вращения. Нужно, как якорь призвать Терос для включения в правильную цепь токов. Сильный дух танцует, когда меч закаляется.
И., 233. Нужно приучиться к бою так же, как и к каждодневному труду. Можно понять бой как не только изощрение сил, но и как источник накопления энергии. Не можем представить одоление стихий без боя, и как нужно быть готовым, иначе можно погубить явление Сил Высших. Иерархия не значит устойчивость покоя, но устойчивость среди борьбы. Можно ли заменить чем-нибудь бой, когда Магнит Наш напряжен и каждая победа есть радость всей Иерархии! Если трудно кому-то принять Иерархию любовью, пусть примет как насущную необходимость.
И., 383. Если даже явление волн радио так сильно действует на человека, то как же могут мощно действовать насыщенные психической энергией предметы! Ведь магнит, который сознательно насыщается, передает свои магнитные токи, – так Наши эманации окружают каждый присланный дар. Потому явление утвержденное Наших посылок всегда может напрячь силы, кому посылаются. Пространство бушует. Пертурбации нагромождаются, но поверх всех событий направлен новый ток для ступени возрождения.
И., 394. Нагнетение энергии между учеником и Учителем подобно паровой машине – постоянная посылка и отдача. Потому Мы так настойчиво указываем на необходимость согласованности для доброжелательности, устремленности, признательности; только такими средствами можно развить динамику согласованности. У паровой машины имеется топка, у Нас же резервуар неисчерпаемый психической энергии. Не следует думать, что сказанные качества нужны Нам, наоборот, они нужны вам. Иначе чем же укрепите связь с Нами? Не сомнением, не самостью, не самосожалением, но лишь нераздельным бодрым стремлением к Нам утвердится мощный ритм динамо духа. Следует проводить в жизнь эти устремления. Следует запомнить, что каждый физический закон должен напоминать о твердой законности духа. Таким сознанием можете, поистине, сделаться сотрудниками преображения жизни.
С., 28. …Учась наблюдательности, мы еще раз вспомним о сердце и поймем символ стрелы пронзающей.
Много стрел пронзают сердце, как на давних изображениях; на них же видим и пламя сердца. Может быть, без стрел невозможно и пламя. Можно утверждать, что основа проявления пламени есть удар, как рождение нового ритма. Учитель хочет, чтоб ритм был аччелерандо, – так во всем…
С., 30. Отчего так много опытов остается без последствий? Прежде всего, от нетерпения и от нежелания принять ответственность. Иногда Нас как бы упрекают, что помощь не пришла вовремя, но вместо упрека спрашивающий мог бы вспомнить, как преждевременно он уклонился или признал ношу непомерной. Мы много скорбим, когда видим малодушные уклонения или нежелание поставить себя на край пропасти. Но чем можно нагнести энергию, как не крайним положением? Стоит лишь считать такое положение не концом, но началом. Так и в упражнении терпения полезно усвоить понятие начала. Для кого решительно все конец, но для Наших учеников все начало.
С., 39. Главное, говорите о духовном. Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь. Смотрите на беседы о духовном, как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание, как путь к преуспеянию. Говорю опять не отвлеченно, но приложимо к жизни. Пробуйте опыт применения лекарств на сознательное и несознательное существо. Поучительно сравнить, насколько сознание углубляет все проявления и процессы. Так можно признать вещественную ценность сознания. Кроме того, беседа о духовном устремляет А-энергию[3] по определенному каналу кверху. Именно Кетуб[4] и есть соединитель энергий. Так не нужно тратить время на устремленность к обыденности, когда так много возможностей, влекущих кверху.
Сердца радость в устремлении кверху.
С., 45. Процесс нагнетения энергии подобен насосу. Так устремление энергии кверху непременно обусловлено подавлением книзу. Это давление люди обычно считают несчастьем, неудачею, тогда как это есть физическое преддверие подъема. Подавление проявляется, конечно, совершенно различно, но каждый, дошедший до подъема, может установить моменты внутреннего или внешнего угнетения. Но прискорбно видеть, как несведущие люди подпадают угнетению без понимания закона насоса. Особенно это обстоятельство насущно сейчас, когда куется массовое сознание, когда так необходима координация тысяч сознаний, неслаженных, непросвещенных, не знающих простейших незыблемых законов. Как легко эти массы утерять могут понимание угнетения как врат подъема!
С., 79. Если сердце – аккумулятор и трансмутатор энергий, то должны быть и лучшие условия возмущения и привлечения этих энергий. Самым основным условием будет труд как мысленный, так и физический. В этом движении собираются энергии из пространства. Но нужно понять труд как естественное наполнение жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом. Полюбить бесконечность труда есть уже значительное посвящение, оно готовит к победе над временем. Условие победы над временем обеспечивает ступень в Тонком Мире, где труд есть такое же непременное условие, как и в теле. Жалоба о труде может исходить от рабов тела.
С., 313. Последствие начала самой Великой Битвы отзовется, прежде всего, на сердце человечества. Утверждение сердца особенно нужно сейчас, иначе несознательное сердце не сможет противостать урагану смятения стихий. Потому подумайте о сердце, как о срединном начале, связующем нас с мирами дальними. Нужно отдать себе отчет, что именно наиболее отягощает сердце. Ведь не особые события настолько отягощают сердце, как цепи малых соринок дня. Это очень нужно запомнить, ибо великие события даже могут давать особый прилив психической энергии. Но Армагеддон[5] вовсе не состоит из одних великих событий. Наоборот, в нем получают оценку множества мелких действий, и к этому ливню малых струй нужно приучить бедное сердце. Говорю: бедное, ибо оно уже знает в сущности своей великие огненные сферы, но пока должно разбиваться о скалы Земли.
С., 315. Успокоение есть уравновесие напряжения. Объединение сознания есть, прежде всего, сохранение энергии. Это важное правило обычно забывается. Когда вместо ограниченной физиологии введется психофизиология, тогда можно будет каждому понять, какое значение имеет экономия энергии.
"Нравственное усовершенствование и утончение всех наших чувств необходимо для восприятия Благодати, посылаемой Свыше. Лишь при очищении внутреннего человека наша психическая энергия может вступить в постоянное сотрудничество с энергией высшей" [2, II, 11.09.37].
"Психическая энергия беспредельна в разнообразии своих качеств и проявлений. Она двойственна в своем аспекте, как и все сущее в проявленной Вселенной, то есть может служить добру и злу. Потому как во времена Атлантиды наблюдались самые различные качества ее, так и в грядущей эпохе можно ожидать самых разнообразных проявлений ее. Но при пробуждении большей духовности в человечестве, благодаря воздействию новых пространственных лучей, достигающих нашу планету, будем надеяться, что высшие проявления или качества ее будут преобладать. Все зависит от духовного развития человека, от качества его сердца" [2, II, 11.06.37].
"Во имя благого сотрудничества для новой ступени совершенно неотложно усвоить значение мысли. Необходимо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей. Тем привлечем лучшие возможности. В каждой книге Учения столько бесед уделено этому вопросу, а мы все еще не можем осознать основу не только нашего благополучия, но и самого существования. Ведь весь Космос строится на мысли. Все благо и все разрушения зиждятся на мысли. Мысль несет жизнь, мысль же приносит смерть. Когда же это будет понято людьми! Нет в Космосе рычага сильнее мысли, насыщенной психической энергией.
Мысль есть магнит, и каждая мысль мрака порождает наслоения тяжких флюидов, которые притягиваются и собираются тождественным сознанием. "Радость может магнитным током привлечь из пространства радость". Помните, что мысль действует, как бумеранг, ибо мысль, посланная сознательно человеку, в котором нет тождественной с нею вибрации, возвращается к пославшему, по пути усиливаясь тождественными вибрациями, всегда в изобилии носящимися в пространстве и ищущими соединения. Легко можно представить себе, какое разрушающее действие может получиться для пославшего, если мысль его была полна злобы!" [2, I, 17.08.30].
"Необходимо выдвинуть как можно сильнее значение мысли и дисциплинированного мышления для развития высокого качества психической энергии" [2, II, 14.05.37].
"Имеется немало интеллектов, лишенных мощи психической энергии, и мысль их остается бесплодной, ибо она лишена магнита, присущего психической энергии, собирающего вокруг себя подобные же энергии для жизни как в пространстве, так и в земных построениях. Именно, бесплодна мысль, не напитанная психической энергией, и особенно нищ такой ум в тонком мире. Также не забудем, что существует много видов или, вернее, качеств этой всеначальной энергии, и потому будем стремиться к высшему ее проявлению в самоотверженности устремленного сердца" [2, II, 23.04.38].
"Необходимо для усвоения приемов опыта с психической энергией уметь владеть своим мышлением. Не только чтобы уметь устремить его, но знать и удержать мысли от действия" [2].
Оз., 2, VII, 1. Скажите новым: надо осознать ответственность за мысли. Прежде отвечали за действие, потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли.
Лучше уметь молчать и очищать мысли…
Оз., 3, III, 10. …Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других?..
Все вышеизложенное можно кратко представить в следующих пунктах. Для накопления и развития психической энергии необходимо:
1. Признать существование психической энергии, быть готовыми принять ее, осознать мощь человеческого аппарата.
2. Устремляться к Высшему, Иерархии, Учителю, к пространству, будущему.
3. Утверждать и очищать сердце.
4. Сохранять духовное напряжение, разговоры вести о духовном, расширять и очищать свое сознание, работать над качеством мышления.
5. Проявлять самоотверженность, стремление к подвигу, борьбе и отваге, к участию в великих событиях; вырабатывать отвращение к ничтожному и не впадать в обычность.
6. Преодолевать правильно препятствия, стрелы и удары, жить как на краю пропасти.
7. Трудиться самоотверженно, усердно, насыщенно; действовать активно, планомерно, радостно.
8. Стремиться к красоте, радости, восторгу и торжественности.
9. Развивать положительные нравственные качества, допускать прямые утверждения.
10. Обладать настороженностью и зоркостью, внимательностью и повышенной восприимчивостью.
11. Правильно организовать работу с психической энергией (разумная отдача, планомерное и усердное развитие, забота о физическом состоянии и окружающих условиях).
12. Соблюдать рàâíîâåñèå сохранять молчание, воспитывать терпение и набираться опыта; вмещать противоположения.
4. Факторы, препятствующие развитию психической энергии
Убийство психической энергии есть преступление равное невежеству.
"Знаки Агни Йоги"
Зов
Приходит знание не скоро, если дух волнуется.
Мы даем вам пути.
Не раскрывайте случайных книг...
"Нетрудно понять, что если для успешного развития психической энергии требуется проявить максимум положительных качеств, то всякое отрицательное человеческое свойство будет задерживать рост психической энергии. Самым большим тормозом будет отрицательное и недисциплинированное мышление. Как малые черви подтачивают самое прочное здание, так низкие недостойные мысли воспрепятствуют развитию психической энергии. Но кроме малых червей есть крупные ехидны, как гнев, страх, сомнение и самосожаление, которые губительным образом действуют на психическую энергию. Каждое из этих отрицательных человеческих свойств порождает особую вибрацию, выделяющую определенного качества вещество, враждебное веществу психической энергии" [2].
З. …Эманации раздражения не только отбрасывают посланные мысли, но даже действие не может к ежу прикоснуться.
В том разница оперения от игл ежа…
Оз., 1, V, 3. Нерушимо говорю: пока со Мною, пока без раздражения, пока без сомнения, неисчислимы потоки возможностей.
Неизреченны силы, служащие вам.
"Следует постоянно помнить о губительности раздражения. "Раздражение делает наш сосуд хрупким". В Агни Йоге указан яд раздражения и его последствия. Этот яд выедает драгоценные отложения психической энергии. А что может быть достигнуто без накопления психической энергии? Скудоумие и разрушение будут уделом. Конечно, каждый волен уничтожать себя, но преступно сеять эту страшную заразу. Так, помня о значении мысли и раздражения, начнем накоплять атмосферу благожелательства" [2, I, 17.08.30].
"Французский врач и биолог Георгий Лаховский в своем труде "Как достичь бессмертия?" путем научных доказательств приходит к выводу, что все моральные учения имеют чисто биологическую основу. Отсюда и его совет – "не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, не раздражайтесь и будьте добрыми и оптимистичными и тогда доживете до глубокой старости". Так подтверждается значение психической энергии, которая по природе фохатична[6]" [2, II, 14.01.37].
Зн., 15. Империлом называется яд раздражения, показывающий опасность. Яд вполне конкретный, отлагающийся на стенках нервных каналов и таким путем распространяющийся по всему организму.
Если бы современная наука попыталась беспристрастно исследовать нервные каналы, принимая во внимание астральные токи, она бы натолкнулась на странное разложение астрального вещества, при прохождении по нервным каналам – это и будет реакцией империла. Только покой может помочь нервной системе справиться с опасным неприятелем, который может вызывать самые различные раздражения и мучительные сокращения организма.
Страдающий от империла должен повторять: "Как все прекрасно!" И он будет прав, ибо эволюция протекает законно, иначе говоря, прекрасно. Чем выше нервная система, тем мучительнее отложения империла. Тот же яд при одном ингредиенте может способствовать при разложении материи.
Зн., 221. Отложение империла было показано сегодня. Именно этот яд дает людям столько беспокойства. Не забывайте, что самое большое невежество не достойно капли империла. Ведь империл не является личным продуктом, но, испаряясь, напитывает пространство, за чистоту которого ответственны все.
Зн., 369. В последний раз скажу о раздражении. Усмотрите ущерб не только личный, но и пространственный. Этот червь, прикрытый улыбкою и учтивостью, не перестанет точить ауру. Вред его подползает под все дела. Ради созидания проникнитесь убеждением против раздражения. Когда оно кровавым комком закладывает уши, разве слышит тогда человек? Когда мутнеет глаз, разве видит тогда человек? Когда завеса опускается на сознание, где же тогда приобретение? Но нужно, как сокровище, беречь огонь. Фосфор нервов выжигается, как светильня, и куда пригодна лампа без нее? Можно подливать масло озона, но без светильни нервы не засветят огня.
Символ огня напоминает о самом священном веществе, которое так трудно накопляется, но уничтожается мгновенно. Как можно ожидать следствия от снимков излучений, если мы начнем погружать себя во тьму?
Без устали предупреждайте друзей.
И., 272. Конечно, раздражение есть главный вред для огней. Можно посоветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания Праны имеет значение не только психическое, но и химическое, ибо Прана благодетельна для огней и погашает раздражение.
И., 335. Множество необходимых опытов должно проделать человечество. Нужно не только установить империл как бедствие уходящей расы, но нужно также изучить заразу империла. Можно будет признать, что империл действует на далеких расстояниях и может воздействовать на тонкое тело. Империл входит в диссонанс с пространственным огнем. Люди, уходящие от Земли с запасом империла, развивают для себя мучительное бытие. Огонь пространства устремляется на них, ибо гармония есть следование за основами. Всякое противодействие основам вызывает противодействие пространственного огня. Так нужно принять, что личное раздражение есть нарост уходящих. Но нужно заметить, что часто люди не желают замечать свое раздражение, но опасный яд от этого не уменьшится.
И., 423. Конечно, раздражение нечего вызывать, ибо люди переполнены им. Стоит запереть шесть человекообразных в одно помещение – И через час дверь будет дрожать от империла. Труднее с благодатью, но и здесь познание Агни Йоги и сотрудничество известных растений дадут следствие зримое. Так понимаете, куда направляем некоторые опыты. Конечно, уплотнение астрала также даст незаменимые возможности. Трудное время нагнетает и новые приближения, и поступь нового мира уже слышна.
С., 534. Люди напрасно не обращают внимания на последствия еды при раздражении и волнении. Очень сильные яды образуются при этом неразумном действии. Много дней должно пройти прежде, чем растворится этот яд. Нужно помнить, что голод много полезнее, нежели вредная пища. При раздражении и волнении советую молоко во всех видах, как обычное противоядие. Сода укрепляет действие молока. Умение осознать волнение уже есть значительный шаг к воспитанию сердца. Если волнение приключилось, то нужно уметь обезвредить его. Но часто волнение смешивается с усталостью, тогда не забудем мускус или некоторые виды фосфора, так называемую субстанцию семянной жидкости и употребляющиеся среди северных народов рыбий жир и молодой кумыс. Также помните, насколько Учитель ночью шлет лучи, но даже эти лучи действуют много мощнее, когда они осознаны. Молчание древних во время еды имело священное значение. Но понятие священности заключало в себе и целебность. Так не раз можно укрепить сердце и нервы целесообразным приемом пищи. Мы не Лукуллы, но каждое жизненное отправление должно быть целесообразно. Много деятелей самоотравлялись. К тому же китайцы иногда кормили врага печенью раздраженного петуха, – так находчивы людские козни. Но в новом мире все должно быть направлено ко Благу.
С., 465. …Империл выедает самые значительные рефлексы энергии. Можно назвать раздраженного человека шелухою в полном значении этого слова. Самые значительные следствия затемняются одним кристаллом империла. Нельзя думать, что империл есть лишь домашнее растение; запах его распространяется далеко и мертвит все токи. Так, когда говорю против раздражения, имею в виду не догму, но врачебно-целебное указание. Как всегда и это соображение нужно выполнить, начиная с малого…
Зн., 389. Конечно, империл является главным разрушителем психической энергии. Но также должны быть не забыты три нарушителя: страх, сомнение и саможаление.
Когда измерение психической энергии механически будет установлено, тогда поучительно будет видеть, как омрачители прерывают поток энергии. Ту цепь течения поддержат такие усилия, как самоотверженность и подвиг. Отвлеченные понятия станут свидетельством признания энергии жизненного начала, измеряемого и познаваемого.
Утверждаю, что огни, вызванные указанным ритмом, могут не только умножиться, но и сослужить полезную службу, как укрепление психической энергии. Огонь пространства, как меч поражает омрачителей.
Оз., 3, V, 11. В верованиях и законах порицаются предательство, клевета и оскорбление, но не указывается, почему эти действия вредны по существу; поэтому эти порицания имеют вид запрета. Но всякий запрет относителен и неубедителен. Вред и польза должны быть показаны по сущности.
Вред предательства, клеветы и оскорбления легко показать на обычном примере. Конечно, вред будет не преданному, но предателю.
Весь мир делится по границе личного и Общего Блага. Если мы действуем в сфере Общего Блага искренними помыслами, то за нами стоит весь резервуар космических накоплений. Эта чаша лучших подвигов начинает действовать по незримому лучу.
Представьте себе, что полная злобы свеча пытается опалить вас, вы еще не приняли мер, но из-за вас уже приближается мощный смоляной факел. Произведите этот опыт и увидите, как свеча тает, обугливается и потухает. Не наказание, но законам природы послушное следствие.
Предают, клевещут и оскорбляют носителей Общего Блага, но не завидна доля этих опаляющих огней. Потому предательство, клевета и оскорбление не практичны.
Потому не думайте о мщении – еще древние образно сказали: "Мне отмщение и Аз воздам". Легка ли жизнь предателя?
Так же в верованиях и законах сказано против кражи, но опять это звучит запретом. Между тем надо указать, что кража вредна как понятие, усиливающее чувство собственности. Кража вредит эволюции мира, но не завидна доля вредящих мировой эволюции. Они отсылают себя далеко назад.
Не важно, что какой-то предмет перейдет в другие руки, но важно, что два человека испытают приступ чувства собственности. Закон о краже несовершенен, ибо главные кражи: знания, идеи творчества – не могут быть предусмотрены.
Кража уничтожается с исчезновением частной собственности.
И., 458. Страх порождает безобразие. Ничто, пришедшее от боязни, не имеет достойного значения. Нельзя приблизиться к Иерархии через боязнь. Невозможно понять приложение цепи высшей без осознания вреда страха. Много путей Иерархии, но скользкое шатание ужаса не выдержит подъема по скалам, и дрожащая рука не ощутит поручней, заботливо приготовленных. Условие безбоязненности нужно понять наравне с преданностью. Широка преданность, но вы помните, как разноцветен страх. Можно устрашить даже недурного человека, и зараза эта может навсегда лишить его восхождения. Потому от страха нужно лечиться. Кроме психической энергии нужен и мускус, ибо он дает укрепление нервной системе и зажигает оградительную сеть.
Так укрепление центров Сердца и Чаши дает нужную крепость сети. Сердце, Чаша огненная! Осветите путь восходящих!
С., 6. Сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила сердца. Сомнение есть начало безобразия. Сомнение должно быть упомянуто в каждой беседе, ибо без качества куда же пойдем? Без сердца что поймем? Без красоты что достигнем?
Спросят: "Почему сперва "Беспредельность", потом "Иерархия" и лишь после "Сердце". Отчего не наоборот?" Но раньше направление, потом связь, после средство. Нужно не испортить это священное средство сомнением. Обратимся к качеству пульса у человека сомневающегося, и у него же – в час верного устремления. Если сомнение может менять пульс и эманации, то как физически разлагающе будет оно действовать на нервную систему! Психическая энергия прямо пожирается сомнением. После сомнения напомним о самом предательстве. Ибо кто же ближе к сомнению, как не предатель? Но ту тьму можно преодолеть лишь причастием к Иерархии, к самому неизбежному, как сияние солнца.
Правда, жжет оно, но без него – тьма!
Зн., 384. Нужно учиться организации психической энергии. Видите, как несоответствие сил мешает следствиям. Если при этом проявить и нетерпение, то можно лишиться следствий.
Зн., 507. Убийство психической энергии есть преступление, равное невежеству. Также убийства, совершенные неорганизованной психической энергией, неисчислимы. Можно об этом подумать! Из того, что кто-то их не осознал, не следует, что их не существует.
Оз., 3, III, 11. …Пусть поймут: лживость мыслей является препятствием к достижению обращения духа.
Скажите всем, кто думает быть с Нами, чтобы соблюли мысль…
"При временном ослаблении заградительной сети, в случае болезни, недоброкачественные посылки осложнят борьбу организма и тем нанесут непоправимый вред. Не будем ли безумны, порождая темные мысли? Отгоняйте каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью блага. Спешите очистить дух широкими созидательными мыслями о чудесном будущем" [2, I, 17.08.30].
5. Соизмеримость в пользовании психической энергией
Во всем должна быть соблюдена соизмеримость.
Е. И. Рерих
"Велико заблуждение, что можно развить и увеличить в себе запас психической энергии путем чрезмерного напряжения в работе или отказом от сна и еды. Правильное развитие высокого качества психической энергии возможно лишь при расширенном сознании и при содействии Высшей Помощи. Но как крепка должна быть нить сердца, связующая ученика с его Учителем! Всякие другие насильственные методы и упражнения ведут лишь к овладению низшими проявлениями этой энергии, или кончают развитием медиумизма и одержания и даже смертью. Потому во всех Учениях всегда указывалось золотое равновесие именно бережность к здоровью. Сон совершенно необходим, ибо наше тонкое тело во время сна насыщается живительной субстанцией Тонкого Мира, соприкасающейся с Высшими энергиями. Лишенный этого питания дух замирает. В зараженной атмосфере города нужно спать не менее семи, восьми часов, также и пища должна содержать достаточное количество необходимых витаминов. Всякие крайности губительны. Напряженность, которая указывается в Учении, не есть физическое переутомление, но неусыпность и подвижность сознания, которые, конечно, сказываются и в действиях, ибо при бодрствующем расширенном состоянии сознания (не в смысле бессонницы) выносливость возрастает в геометрической прогрессии" [3, 23.06.34].