Ситуационные задачи к практическому занятию № 1

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАН И.М.Чиж   «___ »____________2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

для проведения практического занятия по учебной дисциплине безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф

со студентами медико-профилактического факультета

Тема № ___

Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

Обсуждена на заседании кафедры безопасности жизнедеятельности

и медицины катастроф

« »_________________ 201_г.

Протокол №

Москва 2015

Тема: Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

Контингент обучаемых: студенты __ курса медико-профилактического факультета

Учебное время: 2 часа.

Учебные цели:

Цель занятия: изучить особенности защиты и организации медицинской помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

На основе современных представлений в области защиты населения, раскрыть основы организации оказания медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

В ходе занятия у студентов формируется осознание необходимости изучения предмета безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, что позволит расширить естественнонаучное мировоззрение будущего врача и приобрести твердые знания в области организации медицинской помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

В результате проведения занятия студенты должны знать:

особенности защиты населения и оказания медицинской помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.

В результате проведения занятия студенты должны уметь:

правильно и быстро ориентироваться в последовательности необходимых медицинских мероприятий в отношении поражённых при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

Учебное время: 4 часа.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Сахно И. И., Сахно В. И..Медицина катастроф (организационные вопросы):учебник для студентов мед. Вузов.- М.: ГОУ ВУНМЦ Минздрава России, 2002. - 560 с.

2. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. - 240с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Медицина катастроф и реабилитация. – М.: МГФ «Знание», 1999. – 735 с. –Глава 17. – С. 439-464.

2. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Технические средства обучения:

- Мультимедийное оборудование.

- Слайды.

- Наглядные пособия, фильмы.

План проведения занятия и расчет учебного времени

№ пп Учебные мероприятия и вопросы Время (мин.)
1. Самостоятельная работа (подготовка) к занятию
Практическое занятие«Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера»
2. Вводная часть
3. Контроль исходного уровня знаний обучаемых - тестовый контроль (приложение 1) - контрольные вопросы (приложение 5)
4. Основная часть: 1.Основные особенности медико-санитарного обеспечения при железнодорожных катастрофах. 2.Основные особенности медико-санитарного обеспечения при дорожно-транспортных происшествиях. 3.Основные особенности медико-санитарного обеспечения при авиационных происшествиях. 4.Основные особенности медико-санитарного обеспечения при взрывах и пожарах. 5. Особенности организации и оказания медицинской помощи при транспортных авариях и катастрофах, при взрывах и пожарах (решение ситуационных задач).
5. Текущий контроль знаний обучаемых
6. Заключительная часть
ИТОГО

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Изучаемая тема «продолжает» цикл до дипломной подготовки студентов по курсу медицины катастроф и является основополагающим разделом раскрывающим особенности медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера

Тема изучается на практическом занятии. Раскрытие темы осуществляется путем последовательной отработки вопросов практического занятия, где должно быть обращено внимание студентов на важность самостоятельной оценки, анализа вопросов касающихся выводов из складывающейся ситуации и возможностей органов здравоохранения по организации медицинского обеспечения населения. При рассмотрении учебных вопросов необходимо стремиться к большей наглядности и информативности занятия. Для этого целесообразно использовать таблицы, схемы, слайды, макеты, видеофильмы и т. д.

Полученные теоретические знания обучаемыми должны полностью быть применены при отработке учебных вопросов практического занятия. Особое внимание студентов необходимо концентрировать на вопросах: организации и оказания медицинской помощи пострадавшим при транспортных авариях и катастрофах, при взрывах и пожарах на этапах медицинской эвакуации в чрезвычайных ситуациях.

Практическим занятиям в аудитории предшествует самостоятельная подготовка студентов по рекомендованной литературе и вопросам учебного задания на самоподготовку, которые преподаватель доводит до студентов на предшествующем занятии.

Начинается занятие с осмотра внешнего вида и готовности групп к занятиям, проверки наличия студентов. На протяжении всего занятия преподаватель обязан добиться выполнения студентами правил по поддержанию дисциплины и порядка в учебных помещениях.

Методика проведения практического занятия

Вводная часть - 5 мин.

Преподаватель объявляет тему, цель и план проведения практического занятия, указывая при этом на важность изучаемой темы, как в практической деятельности врача, так и при изучении других дисциплин.

Врач, независимо от выбранной специализации, должен иметь твердые знания об основных принципах организации и оказания медицинской помощи при транспортных авариях и катастрофах, при взрывах и пожарах. Преподаватель обращает внимание студентов на наиболее важные аспекты темы в части касающейся особенностей организации медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации в чрезвычайных ситуациях

Контроль исходного уровня знаний обучаемых - 10 мин.

По окончании вводной части преподаватель с целью проверки подготовленности студентов к занятиям проводит тестовый контроль по теме «Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера» (приложение 1) и устный опрос по контрольным вопросам (приложение 5).

При проведении устного опроса, с целью активизации работы и выработки навыков принятия совместного решения, к обсуждению каждого учебного вопроса привлекается несколько человек. Основным выступающим предлагается отвечать, пользуясь импровизированной трибуной, свои выступления начинать с принятой формы обращения к коллективу, например: «Уважаемый преподаватель. (ФИО), уважаемые коллеги».

По окончании доклада, преподаватель предлагает студентам дополнить докладчика, указать на допущенные неточности. Дополнения, оцениваются преподавателем наряду с ответом основного докладчика. При неполном (неточном) ответе преподаватель добивается всестороннего рассмотрения учебного вопроса с помощью постановки дополнительных (направляющих или уточняющих) вопросов. Рекомендуется к обсуждению учебных вопросов привлекать всех обучающихся.

Основная часть - 60 мин.

Перед началом самостоятельной части практической работы преподаватель совместно со студентами уточняет основные понятия и методические подходы в организации и оказании медицинской помощи населению при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций транспортного, взрыво- и пожароопасного характера».

По условию ситуационных задач (Приложение 2) студенты формулируют диагноз (приложение 3) и отрабатывают методику оценки исходов при медицинской сортировке у пострадавших с механической травмой по В.К. Калнберзу (Приложение 4).

Текущий контроль знаний обучаемых - 10 мин.

В ходе выполнения студентами практической работы преподаватель проводит опрос студентов по получаемым результатам, оценивает качество работы студентов, их активность.

Заключительная часть - 5 мин.

Преподавателем подводятся итоги занятия. При этом оценивается уровень подготовки студентов к занятию, правильность выполнения методик, индивидуальный уровень навыков, приобретенных на занятии. Дается задание на самостоятельную подготовку к следующему занятию.

Профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф доктор медицинских наук     В.Я.Колягин
«__»_____________201 г.  

Приложение 1

Тестовые задания

Раздел дисциплины (тема): ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТРАНСПОРТНОГО, ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОГО ХАРАКТЕРА

Вид оценочного средства: Тестовые задания:

Оценочное средство Эталон ответа
1. АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, ПРИВОДЯЩИЕ К САНИТАРНЫМ ПОТЕРЯМ а) отсутствие стационарных пунктов питания в районе аварии или катастрофы б) взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению путей, вагонов, локомотивов, зданий в) пожары подвижного состава, стационарных построек и других сооружений г) разлив и выброс аварийно химически опасных веществ д) остановка товарных поездов 1) б, в, г
2. ПРОВЕДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ ПОРАЖЕННЫХ В РАЙОНЕ ЧС НА МОРЕ СУЩЕСТВЕННО ОСЛОЖНЯЮТ а) мореходные качества судна б) условия проведения эвакуации: шторм, гроза, туман в) пожар г) взрывы на танкерах д) военные действия 2) б, в, г, д
3. УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ И СТРУКТУРУ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ПОЖАРАХ а) масштабы пожара б) характер и плотность застройки в населенных пунктах в) огнестойкость зданий и сооружений г) метеорологические условия (скорость ветра, осадки и др.) д) время суток и плотность населения в зоне действия поражающих факторов пожара 3) а, б, в, г, д
4. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ ЭТО а) чрезвычайная ситуация на дороге, в которой пострадали транспортные средства и пешеходы б) событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения в) чрезвычайная ситуация на дороге, сопровождающаяся наездом на пешеходов или столкновением транспортных средств г) событие, внезапно возникшее на дороге в связи с неисправностью транспортного средства (отказ тормоза, отказ рулевого управления, отказ дальнего света) д) событие на дороге, внезапно возникшее из-за резкого ухудшения видимости (туман, снег, сильный дождь), или в связи с неисправностью транспортного средства, которое повлекло за собой гибель людей 4) б
5. К НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИ ЧС НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИВОДЯТ а) штиль б) поломка техники в) пожары г) взрывы д) аварийно химически опасных веществ 5) б, в, г, д
6. ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ НАЗЫВАЮТ а) здания, сооружения, построенные по индивидуальным проектам б) промышленные объекты, которые расположены на территории потенциально опасных химических производств в) объекты, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты г) железнодорожный транспорт д) нефте- и газопроводы 6) в, г, д
7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ВЗРЫВАХ И ПОЖАРАХ а) большое число обожженных и отравленных продуктами горения б) затруднен розыск пострадавших на задымленной территории и внутри горящих помещений в) затруднена медицинская эвакуация пораженных из пожаро-взрывоопасного очага г) необходимость проведения медицинской сортировки по степени тяжести состояния пораженных д) оказание специализированной высокотехнологичной помощи в очаге поражения по неотложным показаниям 7) а, б, в, г
8. К НЕОТЛОЖНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ПЕРВИЧНОЙ ВРАЧЕБНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КОМБИНИРОВАННЫХ МЕХАНО-ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ ОТНОСЯТСЯ а) остановка кровотечения наложением асептической давящей повязки, перевязка кровоточащего сосуда б) при отравлении окисью углерода непрерывная ингаляция 100% кислородом, внутримышечно антидот – 6% ацизол, 1 мл. и внутривенно – цитофлавин или рембирин, капельно – аскорбиновая кислота (5% раствор – 5 мл.) в) трахеотомия при тяжелых ожогах верхних дыхательных путей, интубация воздуховодом г) отсечение нежизнеспособных обожженных конечностей, висящих на кожном лоскуте д) асептическая повязка на обожженную поверхность 8) а, б, в, г, д
9. ПРИ АВИАЦИОННОЙ КАТАСТРОФЕ НА МЕСТО ЧС НАПРАВЛЯЮТСЯ а) бригада экстренного реагирования территориального центра медицины катастроф и бригады экстренной медицинской помощи постоянной готовности б) специализированные и линейные бригады скорой медицинской помощи в) санитарные дружины г) главный врач ближайшей медицинской организации д) главные специалисты Министерства здравоохранения 9) а, б
10. ПОВЫШЕННОЕ ВНИМАНИЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА К ТРАНСПОРТНОМУ ТРАВМАТИЗМУ ОБУСЛОВЛЕНО а) невозможностью прогнозирования транспортных происшествий б) высоким процентом пострадавших в) высоким процентом материальных потерь г) высоким процентом погибших д) широким использованием транспортных средств 10) б, в, г
11. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО, ВЗРЫВО- И ПОЖАРООПАСНОГО ХАРАКТЕРА ОТРАЖЕНЫ В а) Конституции РФ б) Федеральном законе РФ № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в) Федеральном законе Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» г) Федеральном законе Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» д) Федеральном законе РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ «Уголовный кодекс РФ» 11) б, в
12. ПОД ТРАНСПОРТНЫМИ АВАРИЯМИ ПОНИМАЮТ а) аварии с участием транспортных средств б) аварии, возникшие при косвенном участие транспортных средств в) аварии с причинением ущерба только транспортному средству г) аварии, в которых получают ранения только люди д) аварии, при которых наносится ущерб здоровью людей и транспортному средству 12) а, б, д
13. ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПО ХАРАКТЕРУ ПОРАЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРЕДСТАВЛЕНА а) ожоговыми травмами б) отравлениями аварийно химически опасными веществами в) механическими травмами г) радиационными поражениями д) комбинированными повреждениями 13) а, б, в, д
14. ОСНОВНОЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ЧС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ЗАНИМАЮТ а) ожоговые травмы б) кровопотери в) механические травмы г) радиационные поражения д) отравления аварийно химически опасными веществами 14) в
15. ОСНОВНОЕ МЕСТО ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ЧС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НАХОДИТСЯ В РАЙОНЕ а) конечностей б) груди в) живота г) головы д) комбинированные 15) г
16. ОСОБЕННОСТЬЮ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ И СХОДЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ а) закрытых черепно-мозговых травм б) ранений живота в) закрытых травм грудной клетки г) ушибленных ран д) закрытых переломов конечностей 16) а, в, г, д
17. ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ЧС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ а) неполная информация о ЧС б) отсутствие автомобильных дорог до места ЧС в) значительное удаление медицинских организаций г) особенности рельефа местности д) невозможность эвакуации большого количества пострадавших 17) б, в, г
18. ОСНОВНЫМИ ПРИЧИНАМИ АВИАЦИОННЫХ КАТАСТРОФ ЯВЛЯЮТСЯ а) отказ техники б) ухудшение качества надзора за выполнением авиационных норм в) одновременно большое количество воздушных судов в воздушном пространстве г) ошибка пилота д) террористический акт 18) а, б, г, д
19. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЧС НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ а) не благоприятные метеоусловия б) утечка аварийно химически опасных веществ в) пожар г) взрыв д) ошибочное действие команды водного судна 19) а, б, в, г, д
20. К НАИБОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ЧС НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ОТНОСЯТСЯ а) взрывы опасных грузов на борту б) взрывы в порту в) пожары на борту г) пожары в порту д) разлив нефтепродуктов в акватории 20) а, б, в, г, д
21. ОСОБЕННОСТЯМИ ЧС НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ЯВЛЯЮТСЯ а) изолированность людей б) относительный недостаток медицинских работников на судне в) относительный недостаток медицинского оборудования на судне г) возникновение паники д) удаленность от населенных пунктов со специализированной медицинской помощью 21) а, б, в, г, д
22. ВИДАМИ ПОРАЖЕНИЙ ПРИ ЧС НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ ЯВЛЯЮТСЯ а) утопление б) механические травмы в) переохлаждения г) термические ожоги д) психические травмы 22) а, б, в, г, д
23. НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ ЯВЛЯЮТСЯ а) черепно-мозговая травма б) переломы конечностей в) разрыв внутренних органов г) кровотечение д) ожоги 23) а, в, г
24. ОСОБЕННОСТЯМИ ПОЖАРА В ЗДАНИЯХ (ПОМЕЩЕНИЯХ) ЯВЛЯЮТСЯ а) медленное повышение температуры б) быстрое повышение температуры в помещении в) быстрое задымление помещений г) медленное задымление помещений д) распространение огня по скрытым путям 24) б, в, д
25. УСЛОВИЯМИ ВЛИЯЮЩИМИ НА ВЕЛИЧИНУ САНИТАРНЫХ ПОТЕРЬ ПРИ ПОЖАРАХ ЯВЛЯЮТСЯ а) метеоусловия б) масштабы пожара в) плотность застройки в населенных пунктах г) огнестойкость зданий и сооружений д) плотность населения, проживающего в зоне пожара 25) а, б, в, г, д
26. В СОСТАВ СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧС НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ВХОДЯТ а) медицинские формирования ОАО «РЖД» б) запасы медицинского имущества в) медицинские формирования МВД г) резервные госпитальные койки негосударственных медицинских организаций д) органы управления «РЖД» 26) а, б, г, д
27. ОСНОВНАЯ РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КАТАСТРОФАХ НА МЕСТЕ ОТВОДИТСЯ а) медицинским организациям федерального уровня б) главным специалистам министерства здравоохранения в) местным органам власти г) близлежащим медицинским организациям д) фельдшерско-акушерским пунктам 27) в, г, д
28. ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА ОБ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШЕГО С МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ УЧИТЫВАЕТСЯ а) вид транспорта б) возраст пострадавшего в) расстояние до медицинской организации г) метеоусловия д) возможность оказания медицинской помощи во время транспортировки 28) а, в, д
29. ОБЪЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШЕГО С МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ ЗАВИСИТ ОТ а) вида транспорта б) удаленности медицинской организации в) возможность сопровождения пострадавшего медицинским работником г) наличия медицинского оборудования в транспортном средстве д) степени повреждения у пострадавшего 29) а, б, в, г, д
30. ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ ПРИВЛЕКАЮТСЯ а) санитарные вертолеты б) реанимобили в) медицинские организации, включенные в систему медицинской помощи при ЧС на дорогах г) медицинские работники со специальной подготовкой для сопровождения пострадавших д) спецсвязь 30) а, б, в, г, д

Приложение 2

Ситуационные задачи к практическому занятию № 1

Установите предварительный диагноз.

Определите объем первой помощи.

Оцените исход у пострадавших с механической политравмой.

Задача №1.

Пострадавший (58 лет) при ДТП получил тяжелый ушиб головного мозга с обширным разрушением вещества мозга.Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание отсутствует. Пульс на лучевой и сонной артериях не определяется.

Задача №2.

Пострадавший (45 лет) был сбит грузовым автомобилем. Раненый без сознания. Двигательное возбуждение. Вдох затруднен, сопровождается втяжением надключичных ямок. Цианоз губ. На одежде следы рвотных масс. В правой лобно-височной области ссадина и ограниченная припухлость мягких тканей. Пульс редкий.

Задача №3.

Наши рекомендации