Схемы протоколов практических работ

РАБОТА № 1. Выработка условного вегетативного рефлекса

на звук звонка и на слово «звонок».

(«Практикум …», работа № 7.4, с.261)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что: 1. условные рефлексы вырабаты­ваются в соответствии с определенными правилами; 2. условные рефлексы, выработанные на раздра­жители первой сигнальной системы, могут реализовываться при действии раздражителя второй сигнальной системы.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Протокол выработки условного вегетативного (зрачкового) рефлекса

№ сочетаний Действие раздражителей наличие (+) или отсутствие (-) условно- рефлекторной реакции
условного безусловного (затемнение)
Звонок Слово «звонок»
1. + - +  
2. + - +  
3. + - +  
4. + - +  
5. + - +  
6. + - -  
7. + - +  
8. + - +  
9. + - +  
10. + - -  
11. - + -  

ВЫВОД:(1. Отметить, на каком сочетании наблюдалась первая условно-рефлекторная реакция. 2. Указать роль словесных сигналов при выработке и проявлении условных рефлексов у человека. 3. Объяснить механизм формирования временной связи с точки зрения И.П. Павлова).

РАБОТА № 2. Угасательное торможение вегетативного

Зрачкового рефлекса на звонок.

(«Практикум …», работа № 7.4, с.261)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Выявить условия, при которых возникает угасательное торможение.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

Протокол выработки угасательного торможения зрачкового рефлекса.

№№ сочетаний Действие раздражителей наличие (+) или отсутствие (-) условно- рефлекторной реакции
условного "звонок" безусловного (затемнение)
1. + -  
2. + -  
3. + -  
4. + -  

ВЫВОД:(1. Отметить, что необходимо соблюдать, чтобы выработать угасательное торможение; 2. Указать, какое значение в приспособительной деятель­ности имеет угасательное торможение).

РАБОТА № 3. Внешнее торможение целенаправленной

Деятельности человека.

(Описание работы выдается на занятии).

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Наблюдать торможение текущей условнорефлекторной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

(Описать, в чем проявилось внешнее торможение).

ВЫВОД:(1. Назвать вид наблюдавшегося внешнего торможения. 2. Описать механизм его возникновения и отметить его значение).

РАБОТА № 4. Определение типа высшей нервной

Деятельности у человека.

(Описание работы выдается на занятии)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Овладеть способом психофизиологического тестирования для определения своего типа высшей нервной деятельнсти.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Таблица результатов психофизиологического тестирования.

2. Характеристика нервных процессов испытуемого:

1) сила — ;

2) подвижность — ;

3) уравновешенность — .

ВЫВОД:(Отметить: 1. совпадает ли найденный тип ВНД с Вашими личными наблюдениями, 2. какому темпераменту по Гиппократу он соответствует).

Подпись преподавателя – Дата –

ЗАНЯТИЕ № 4 (13)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Физиологические основы психических функций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Понятие психической функции.

2. Понятие высших психических функций.

3. Виды основных психических функций (ощущение, восприятие, представление, внимание, эмоция, мотивация, память, речь, мышление, сознание).

4. Представление о физиологических и психо-физиологических методах иссле­дования психических функций.

5. Понятие ощущения. Представление о природе ощущения.

6. Понятие восприятия. Представление о его механизме.

7. Понятие внимания. Виды внимания. Представление о механизмах внимания с позиций Павлова и Ухтомского. Физиологические корреляты внимания.

8. Понятие мотивации. Классификация мотивации. Представление о механизме их возникновения. Роль в этом процессе гипоталамуса и коры больших по­лушарий.

9. Понятие эмоции. Виды эмоций. Представление о механизме их возникнове­ния. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состоя­ний. Биологическая и социальная роль эмоций.

10. Понятие памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.

11. Понятие мышления. Виды мышления. Развитие абстрактного мышления в онто­генезе человека. Роль различных структур мозга в реализации процесса мышления.

12. Понятие сознания. Представление о под- и сверхсознании,их соотношении с сознанием.

13. Сон: определение, виды, фазы естественного сна, значение, физиологические корреляты сна, оценка с помощью ЭЭГ.

14. Понятие речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах ре­чи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека.

15. Понятие о целенаправленном поведении.

16. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта.

17. Представление о труде как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.

18. Виды целенаправленного поведения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

А. ОСНОВНАЯ

1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 643-673.

2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.

Наши рекомендации