Схемы протоколов практических работ
РАБОТА № 1. Выработка условного вегетативного рефлекса
на звук звонка и на слово «звонок».
(«Практикум …», работа № 7.4, с.261)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Убедиться в том, что: 1. условные рефлексы вырабатываются в соответствии с определенными правилами; 2. условные рефлексы, выработанные на раздражители первой сигнальной системы, могут реализовываться при действии раздражителя второй сигнальной системы.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Протокол выработки условного вегетативного (зрачкового) рефлекса
№ сочетаний | Действие раздражителей | наличие (+) или отсутствие (-) условно- рефлекторной реакции | ||
условного | безусловного (затемнение) | |||
Звонок | Слово «звонок» | |||
1. | + | - | + | |
2. | + | - | + | |
3. | + | - | + | |
4. | + | - | + | |
5. | + | - | + | |
6. | + | - | - | |
7. | + | - | + | |
8. | + | - | + | |
9. | + | - | + | |
10. | + | - | - | |
11. | - | + | - |
ВЫВОД:(1. Отметить, на каком сочетании наблюдалась первая условно-рефлекторная реакция. 2. Указать роль словесных сигналов при выработке и проявлении условных рефлексов у человека. 3. Объяснить механизм формирования временной связи с точки зрения И.П. Павлова).
РАБОТА № 2. Угасательное торможение вегетативного
Зрачкового рефлекса на звонок.
(«Практикум …», работа № 7.4, с.261)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Выявить условия, при которых возникает угасательное торможение.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:
Протокол выработки угасательного торможения зрачкового рефлекса.
№№ сочетаний | Действие раздражителей | наличие (+) или отсутствие (-) условно- рефлекторной реакции | |
условного "звонок" | безусловного (затемнение) | ||
1. | + | - | |
2. | + | - | |
3. | + | - | |
4. | + | - |
ВЫВОД:(1. Отметить, что необходимо соблюдать, чтобы выработать угасательное торможение; 2. Указать, какое значение в приспособительной деятельности имеет угасательное торможение).
РАБОТА № 3. Внешнее торможение целенаправленной
Деятельности человека.
(Описание работы выдается на занятии).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Наблюдать торможение текущей условнорефлекторной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
(Описать, в чем проявилось внешнее торможение).
ВЫВОД:(1. Назвать вид наблюдавшегося внешнего торможения. 2. Описать механизм его возникновения и отметить его значение).
РАБОТА № 4. Определение типа высшей нервной
Деятельности у человека.
(Описание работы выдается на занятии)
ЦЕЛЬ РАБОТЫ.Овладеть способом психофизиологического тестирования для определения своего типа высшей нервной деятельнсти.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Таблица результатов психофизиологического тестирования.
2. Характеристика нервных процессов испытуемого:
1) сила — ;
2) подвижность — ;
3) уравновешенность — .
ВЫВОД:(Отметить: 1. совпадает ли найденный тип ВНД с Вашими личными наблюдениями, 2. какому темпераменту по Гиппократу он соответствует).
Подпись преподавателя – Дата –
ЗАНЯТИЕ № 4 (13)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Физиологические основы психических функций.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Понятие психической функции.
2. Понятие высших психических функций.
3. Виды основных психических функций (ощущение, восприятие, представление, внимание, эмоция, мотивация, память, речь, мышление, сознание).
4. Представление о физиологических и психо-физиологических методах исследования психических функций.
5. Понятие ощущения. Представление о природе ощущения.
6. Понятие восприятия. Представление о его механизме.
7. Понятие внимания. Виды внимания. Представление о механизмах внимания с позиций Павлова и Ухтомского. Физиологические корреляты внимания.
8. Понятие мотивации. Классификация мотивации. Представление о механизме их возникновения. Роль в этом процессе гипоталамуса и коры больших полушарий.
9. Понятие эмоции. Виды эмоций. Представление о механизме их возникновения. Роль различных структур мозга в формировании эмоциональных состояний. Биологическая и социальная роль эмоций.
10. Понятие памяти. Виды памяти. Представление о механизмах кратковременной и долговременной памяти.
11. Понятие мышления. Виды мышления. Развитие абстрактного мышления в онтогенезе человека. Роль различных структур мозга в реализации процесса мышления.
12. Понятие сознания. Представление о под- и сверхсознании,их соотношении с сознанием.
13. Сон: определение, виды, фазы естественного сна, значение, физиологические корреляты сна, оценка с помощью ЭЭГ.
14. Понятие речи. Виды речи и функции речи. Представление о механизмах речи, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга, связанной с развитием речи у человека.
15. Понятие о целенаправленном поведении.
16. Анализ компонентов функциональной системы поведенческого акта.
17. Представление о труде как об одном из проявлений целенаправленной деятельности человека.
18. Виды целенаправленного поведения.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
А. ОСНОВНАЯ
1. Нормальная физиология. Учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (под ред. Дегтярева В.П., Будылиной С.М.), М., Медицина, 2006, с. 643-673.
2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М., Изд. Центр «Академия», 2010, 336 с.