На «интернациональном» языке природы
Итак, что же это за единый язык, понятный всем без исключения живым существам, позволяющий им беспрепятственно обмениваться информацией не только между собой, но и с окружающей их неживой природой, реагировать на происходящие в ней процессы, приспосабливаться к любым изменениям в окружающей среде.
Сегодня все большее число ученых приходит к выводу о том, что в основе всех актов биологического самоуправления или саморегуляции лежат колебательно-волновые процессы. Установлено, что взаимодействие любых колебаний и волн подчиняется общим закономерностям. Это позволяет обмениваться информацией самым различным системам, играет важную роль в самоорганизации систем как живой, так и неживой природы.
Чтобы понять всю важность этого вывода, вспомним, что такое колебание. Это форма движения или изменения состояния, отличающаяся той или иной степенью повторяемости. Проще говоря, любые процессы, характеризующиеся цикличностью, ритмичностью или периодичностью, имеют колебательно-волновую природу.
При любых колебательных процессах испускаются электромагнитные излучения, которые воспринимаются живыми существами. К колебаниям разной длительности можно отнести самые различные процессы: от электромагнитных волн до ритмичности обращения планет вокруг Солнца. Весь живой мир является мощным источником разнообразнейших колебаний, которые постоянно поглощаются и излучаются молекулами в ходе биохимических реакций, сокращающимися мышцами, нервами с проходящими по ним импульсами, мозгом в ходе мыслительной деятельности и прочее. Таким образом, несмотря на все внешние различия в природе сигналов, поступающих в наш головной мозг, информация, которую они несут с собой из внешнего мира и внутренней среды организма, записана единым общепонятным языком—языком колебательно-волновых процессов.
Холограмма на память
Теперь, когда мы знаем, на каком языке «изъясняется» живая и неживая природа, можно перейти к ответу и на второй важнейший вопрос: каким образом из кажущегося хаоса разнородной информации в нашем сознании выстраивается обобщенная гармоническая картина окружающего нас мира. И здесь нам придется обратиться к одному изобретению человека, которое, вполне вероятно, давно уже используется в живой природе. Во всяком случае, специалисты считают, что аналогия между этим изобретением и мозгом весьма, глубока и, по-видимому, реальна, и с развитием наших представлений сходство протекающих при его использовании процессов с процессами мозга только усиливается.
Речь идет о голографии, позволяющей получать объемное изображение объектов. Не буду касаться теоретической и технической стороны этого изобретения, поскольку нас с вами интересует в данном случае не способ его реализации, их уже сегодня существует несколько, а особенности голографии, невольно вызывающие в памяти особенности работы нашего головного мозга. Для тех, кто знает об этом изобретении понаслышке или вообще о нем не слышал, нарисую маленькую картинку, которая поможет вам составить самое общее представление о голографии.
Представьте, что вы сидите в абсолютно пустой комнате, где нет даже намека на какой-либо экран, и вдруг перед вами в центре комнаты появляется стол со стоящей на нем необычайной красоты вазой. Вы можете встать, обойти вокруг него, осмотреть вазу со всех сторон, как если бы она действительно стояла перед вами. Но не пробуйте коснуться ее, т. к. ваши руки не ощутят ничего, кроме пустоты. Это и есть трехмерная голограмма — объемное изображение предмета.
Что же общего между нашим мозгом и голографией? Это прежде всего способ хранения информации. По мнению многих ученых, он заключается в том, что в нашей памяти запечатлевается целостный, интегральный образ вазы. Не будем останавливаться на деталях современных представлений о механизме запоминания, скажем только, что этот процесс распространяется на весь объем головного мозга. Потенциальная емкость такого рода памяти грандиозна. Уплотнение памяти при использовании трехмерной голограммы достигается за счет того, что в головной мозг может «впечатываться» одновременно множество голограмм, каждая из которых может быть считана независимо.
Аналогия трехмерной голограммы с мозгом простирается, по-видимому, гораздо дальше создания сверхплотной памяти. На основе т. н. безопорной трехмерной голограммы можно осуществить ассоциативную память. Ее свойства весьма родственны процессам нашего мышления. По существу, каждый из нас встречается с этим фундаментальным свойством мозга каждую минуту своей сознательной жизни: коснулся нашего слуха небольшой отрывок полузабытой мелодии, и вот уже вся симфония зазвучит в нашей голове, принес ветер какой-то аромат, и в памяти возникает образ цветка. Скажу сразу: приведенная здесь гипотеза о механизме хранения информации в нашей памяти далеко не единственная, и в целом проблема человеческой памяти еще очень далека от своего разрешения. Если я и обратила ваше внимание на голографическую модель хранения информации, то с одной только целью: показать принципиальную возможность получения целостного моментального изображения окружающего нас мира, причем не просто его интегрального зрительного образа, а мира, наделенного своими неповторимыми запахами, звуками и даже вкусом, мира, одномоментно воздействующего на все наши органы чувств. Хочу особо выделить слово «одномоментно», поскольку в нем кроется ключ к постижению того, что мы именуем гармонией живой и неживой природы.
В чем же заключается ее, гармонии природы, секрет? В том, что в ней каждая деталь, черточка, штрих находятся в единственно возможном в данный момент сочетании и, главное, взаимодействии с другими деталями. Причем в не столь уж отдаленном не только по геологическим, но даже и по историческим меркам, прошлом, человек не отделял себя от природы, не мыслил своего существования вне ее, сливался с ней в единое гармоничное целое, с детства постигая ее язык, органично включаясь в информационное поле природы.
К сожалению, этого нельзя сказать об информационном климате современного общества, в котором на мозг человека обрушивается хаотичная, неорганизованная масса случайной, отрывочной, зачастую противоречивой, лишенной какой-либо логики, а порой и смысла информации, которая при всем нашем желании не может составить гармоничную картину прекрасного целостного мира и вносит в нашу жизнь суетливость, а в мысли—суету. В результате головной мозг постоянно работает в напряженном приспособительном режиме, что отрицательно сказывается на саморегуляции нашего организма, на нашем духовном, психическом и физическом здоровье.
Завершая эту главу, сформулируем для себя третий промежуточный вывод: единство человека и природы не только красивый поэтический образ, отражающий нашу инстинктивную тягу к гармонии и красоте мира, но и объективная реальность, обусловленная физиологическими особенностями нашего организма.