Параноидное расстройство личности

Расстройства воли

Расстройства воли и влечений проявляются в клинической практике нарушениями поведения.

Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний.

Гипербулия — общее повышение воли и влечений. Увеличение аппети­та , гиперсексуальность проявляется повышенным внимани­ем к противоположному полу, ухаживаниями, нескромными комплиментами. Пациенты стараются привлечь к себе внима­ние яркой косметикой, броской одеждой, подолгу стоят у зеркала, приводя в порядок волосы, могут вступать в много­численные случайные половые связи. Гипербулия — харак­терное проявление маниакального синдрома.

Гипобулия — общее снижение воли и влечений. У больных с гипобулией подавлены все основ­ные влечения, включая и физиологические. Наблюдается уменьшение аппетита. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких. Подавление инстинкта самосохранения выража­ется в суицидальных попытках. Гипобулия является про­явлением депрессивного синдрома

При абулии обычно не наблюдается подавления физиологи­ческих влечений, расстройство ограничивается резким сниже­нием воли. Лень и безынициативность лиц с абулией сочета­ется с нормальной потребностью в пище, отчетливым сексу­альным влечением. У пациентов, страдающих абу­лией, исчезают высшие социальные потребности, они не нуж­даются в общении, в развлечениях, не интересуются событиями в семье и в мире. В отделении они месяцами не общаются с соседями по пала­те, не знают их имен, имен врачей и медсестер.

Абулия является стойким негативным расстройством, вмес­те с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении.

Описано множество симптомов извращения влечений (парабулий). Это могут быть из­вращение аппетита, сексуального влечения, стремление к асо­циальным поступкам (воровству, алкоголизации, бродяжниче­ству).

Выделяют 3 клинических варианта патоло­гических влечений — обсессивные и компульсивные влечения.

Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией. Человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влече­ние к мытью рук на короткое время, однако обязательно тща­тельно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, пото­му что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.

Компульсивное влечение — более мощное чувство, посколь­ку по силе оно сравнимо с такими жизненными потребностя­ми, как голод, жажда, инстинкт самосохранения. Патологичес­кая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетво­ряет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоци­альными поступками и возможностью последующего наказа­ния. Компульсивное влечение может быть причиной повтор­ного насилия и серийных убийств. Ярким примером компульсивного влечения служит стремление к наркотику при абсти­нентном синдроме у страдающих алкоголизмом и наркомания­ми (синдром физической зависимости).

Импульсивные поступки совершаются человеком немедлен­но, как только возникает болезненное влечение, без предшествующей борьбы мотивов и без этапа принятия решения.

Синдромы эмоционально-волевых расстройств

Наиболее яркими проявлениями расстройства аффективной сферы выступают депрессивный и маниакальный синдромы.

ВОПРОС 2

Расстройства личности.

Этиология: - ведущую роль играют конституционально-генетические факторы

-повреждения головного мозга

-микросоциальные факторы – особенности воспитания

-патобиологические факторы

Параноидное расстройство личности.

Этиология

Особенности воспитания и раннего развития, формирующие базовое недоверие к окружающим. Клиника

Начиная с подросткового возраста свойственна упорная тенденция интерпретировать действия других людей как подозрительные, унижающие достоинство пациента и вызывающие его страх, недоверие и потребность от них защищаться строго определенным способом. Пациенты с параноидными расстройствами личности предрасположены к хроническим бредовым расстройствам и параноидной шизофрении.

Терапия

Индивидуальная психотерапия, анксиолитики и малые дозы нейролептиков (тиоридазин, неулептил, хлорпротиксен, небольшие дозы рисперидона, сульпирида или этаперазина).

Наши рекомендации