Тема 13. Подготовка военных кадров – 1 ч.

Порядок подготовки и поступления граждан в военные образовательные учреждения высшего про-фессионального образования.

Порядок проведения проф.отбора кандидатов для зачисления в военно-учебные заведения курсантами.

Изучение нового материала

Военные образовательные учреждения, их классификация. Порядок поступления в военные училища и университеты. Поступление в военные училища граждан женского пола. Преимущества и льготы обучения в военных образовательных учреждениях

Текущий

Знать основные требования к поступающим в военные учебные заведения

Подгот-ся к контрол. занятию

Май

2 неделя

Контрольное занятие за курс средней школы

Комплекс-ный

Итоговое тестирование

Учетный

Проверка знаний учащихся по курсу ОБЖ за 11 класс

Май

3 неделя

Всего 34 часа

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Программа для девушек (10-11 классы)

Данная программа предназначена для углублённого изучения основ медицинских знаний с обучающимися (гражданами женского пола) 10-11 классов.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе. Программа реализует положение о добровольной подготовке обучающихся – граждан женского пола – по основам военной службы и организации с ними отдельно от обучающихся – граждан мужского пола – занятий по углублённому изучению медицинских знаний.

Тематический план программы разработан в объёме учебного времени (51 час), отведённого на изучение раздела 7 «Основы военной службы» в общей рабочей программе.

Программа включает в себя два раздела и 11 тем.

Раздел 1 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (21 ч, 6 тем) изучается в 10 классе.

Раздел 2 «Основы здорового образа жизни» (30 ч, 5 тем) изучается в 11 классе.

Занятия по данной программе проводят преподаватели, прошедшие специальную подготовку по основам медицинских знаний и здоровому образу жизни в образовательных учреждениях дополнительного образования.

По итогам изучения данной программы в 11 классе обучающимся (гражданам женского пола) выставляется оценка, которая учитывается при итоговой аттестации.

Тематическое планирование

Номер темы

Название раздела, темы

Основное содержание

Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (21 ч)

Основные инфекционные заболевания, меры профилактики (2 ч)

1.1. Основные кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллёз, ботулизм)

1.2. Инфекции дыхательных путей (дифтерия, грипп, туберкулёз)

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика (2 ч)

2.1. Основные неинфекционные заболевания, факторы риска их возникновения

2.2. Ишемическая болезнь сердца, факторы риска её возникновения

Первая помощь при травмах и ранениях (6 ч)

3.1. Значение своевременного оказания первой помощи по снижению тяжести последствий для пострадавшего

3.2. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах и растяжениях

3.3. Оказание первой помощи при ранениях. Методы остановки кровотечения

3.4. Травматические переломы, правила оказания первой помощи при переломах опорно-двигательного аппарата

3.5. Виды повязок и правила их наложения

3.6. Основные приёмы транспортной иммобилизации пострадавших и правила их транспортировки

Первая помощь при отравлениях (5 ч)

4.1. Оказание первой помощи при отравлении лекарственными препаратами

4.2. Оказание первой помощи при отравлении алкоголем и никотином

4.3. Оказание первой помощи при отравлении препаратами бытовой химии

4.4. Оказание первой помощи при отравлении угарным газом

4.5. Оказание первой помощи при отравлении аварийно химически опасными веществами (АХОВ)

Первая помощь при ожогах, отморожениях, тепловом и солнечном ударах и при поражении электрическим током (4 ч)

5.1. Оказание первой помощи при ожогах

5.2. Оказание первой помощи при отморожении

5.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

5.4. Оказание первой помощи при поражении электрическим током

Первая помощь при массовых поражениях (2 ч)

6.1. Особенности оказания первой помощи в условиях массовых поражений

6.2. Медицинские средства защиты и профилактики

Раздел 2. Основы здорового образа жизни (30 ч)

Здоровье и здоровый образ жизни (7 ч)

7.1. Здоровье, общие понятия и определения

7.2. Факторы, влияющие на здоровье

7.3. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России

7.4. Роль государства в обеспечении демографической безопасности

7.5. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие (8 ч)

8.1. Женская половая система и её функционирование

8.2. Здоровье родителей и здоровье будущего ребёнка

8.3. Влияние окружающей среды на здоровье человека

8.4. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье плода и новорождённого

8.5. Вредные привычки и их влияние на здоровье

8.6. Наркомания, её последствия, профилактика наркомании

8.7. Ранние половые связи и их последствия для здоровья

8.8. Инфекции, передаваемые половым путём, меры по их профилактике

Здоровый образ жизни – неотъемлемое условие сохранения репродуктивного здоровья (7 ч)

9.1. Стресс и его воздействие на человека

9.2. Режим дня, труда и отдыха

9.3. Основные виды питательных веществ и их значение в питании человека

9.4. Рациональное питание и его значение для здоровья

9.5. Влияние двигательной активности на здоровье человека

9.6. Закаливание и его влияние на здоровье

9.7. Правила личной гигиены и здоровье человека

Правовые аспекты взаимоотношений полов (3 ч)

10.1. Брак и семья. Культура брачных отношений

10.2. Основы семейного права в Российской Федерации

10.3. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребёнка»

Беременность и уход за младенцем (5 ч)

11.1. Беременность

11.2. Уход за младенцем

Всего:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видео-файлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются средства, перечисленные в таблице.

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1. Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Закон «Об образовании»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. №804 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Стратегия национальной безопасности

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О безопасности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О гражданской обороне»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «Об обороне»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы

Военная доктрина Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Указ Президента Российской Федерации «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Правила дорожного движения Российской Федерации

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

2. Учебная литература

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 10 и 11 классов

шт.

Наставление по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

шт.

Учебник по основам медицинских знаний (для старшеклассниц)

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

3. Учебные и учебно-наглядные пособия

Набор плакатов или электронные издания:

  • Организационная структура Вооружённых Сил Российской Федерации
  • Ордена России
  • Текст Военной присяги
  • Воинские звания и знаки различия
  • Военная форма одежды
  • Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе
  • Военно-прикладные виды спорта
  • Военно-учётные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин
  • Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
  • Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники
  • Приёмы и правила метания ручных гранат
  • Мины Российской армии
  • Фортификационные сооружения
  • Индивидуальные средства защиты
  • Приборы радиационной разведки
  • Приборы химической разведки
  • Организация и несение внутренней службы
  • Строевая подготовка
  • Оказание первой помощи
  • Гражданская оборона

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

компл.

Средства индивидуальной защиты:

  • общевойсковой противогаз
  • общевойсковой защитный комплект
  • респиратор

шт.

шт.

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Приборы:

  • радиационной разведки
  • химической разведки

шт.

шт.

Бытовой дозиметр

шт.

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

шт.

Компас

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Визирная линейка

шт.

По количеству обучающихся в классе (группе)

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ)

компл.

Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

шт.

4. Медицинское имущество

Индивидуальные средства медицинской защиты:

  • аптечка АИ
  • пакеты перевязочные ППИ
  • пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11

шт.

шт.

шт.

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой и доврачебной помощи:

  • сумка СМС

шт.

Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:

  • бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
  • бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
  • вата медицинская компрессная
  • косынка медицинская (перевязочная)
  • повязка медицинская большая стерильная
  • повязка медицинская малая стерильная

шт.

шт.

кг

шт.

шт.

шт.

0,1

Медицинские предметы расходные:

  • булавка безопасная
  • шина проволочная (лестничная) для ног
  • шина проволочная (лестничная) для рук
  • шина фанерная длиной 1 м

шт.

шт.

шт.

шт.

Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:

  • знак нарукавного Красного Креста
  • лямка медицинская носилочная
  • флаг Красного Креста

шт.

шт.

шт.

Литература

Наши рекомендации