Вегетативная нервная система. Общие принципы строения и функции вегетативной нервной системы
Общие принципы строения и функции вегетативной нервной системы. ДеЛ'2ние вегетативной нервной системы на симпатическую и парасимпатическую, условность этого деления. Центры вегетативной нервной системы в головном и спинном мозгу. Периферический отдел вегетативной нервной системы. Предузловые и послеузловые волокна.
Симпатическая нервная система. Центральный отдел симпатической нервной системы. Пограничный симпатический ствол, его строение, топография, белые и серые соединительные ветви. Ветви шейного, грудного, поясничного и крестцового отделов симпатического ствола. Внутренний сонный и сердечные нервы. Чревное, брыжеечное, почечное, аортальное, подревное и другие сплетения брюшной полости и таза.
Парасимпатическая нервная система. Головной и крестцовый отделы парасимпатической нервной системы, их центры в головном и спинном мозгу. Периферическая часть парасимпатической нервной системы. Интрамуральные сплетения внутренних органов. Вегетативная иннервация головы и шеи. Иннервация сердца, легких, пищевода, желудка и кишечника. Иннервация печени, поджелудочной железы, селезенки, почек и надпочечников. Иннервация тазовых органов.
Ход работы:
1. В атласах рассмотреть строение вегетативной нервной системы
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиятопографию вегетативной нервной системы
Контрольные вопросы:
1. Общее строение вегетативной нервной системыы
2.Строение симпатического отдела вегетативной нервной системы.
3. Строение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
Обеспечение: влажные препараты, муляжи, таблицы, атласы.
Продолжительность: 2 часов
Тема занятия 27: Эстезиология.
Цель занятия: изучить анатомическое строение органов чувств человека и их функциональную роль в организме человека.
Задачи занятия: изучить строение органов зрения, слуха, равновесия.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
Морфофункциональная характеристика органов чувств. Анализаторы. Значение органов чувств при выполнении физических упражнений. Периферическая, проводниковая и центральная части анализаторов, их функциональное единство. Органы чувств - периферическая часть анализаторов.
Органы чувства осязания, боли и температуры.
Кожа. Строение и функциональное значение кожи. Эпидермис, собственно кожа. Производные кожи (волосы. ногти). Железы кожи. Рецепторы кожи. Иннервация кожи.
Орган равновесия и слуха. Строение и функциональное значение органа равновесия и слуха.
Наружное ухо. Ушная раковина. Наружный слуховой проход, его железы, их функциональное значение. Барабанная перепонка.
Среднее ухо, его топография, строение и связи с наружным и внутренним ухом и носоглоткой.
Внутреннее ухо, его строение и топография. Рецепторы гравитации и равновесия. Орган слуха и анатомические проведения и восприятия звука. Проводящие пути и центры анализатора слуха и равновесия.
Возрастные изменения органа слуха и равновесия.
Орган зрения. Строение и функциональное значение органа зрения. Глазное яблоко. Оболочки глаза: фиброзная, сосудистая, сетчатая. Части фиброзной оболочки: роговица и склера. Части сосудистой оболочки: собственно сосудистая оболочка, ресничное тело, радужная оболочка. Особенности строения сетчатой оболочки глазного яблока. Светопреломляющие среды глаза
Хрусталик и стекловидное тело. Передняя и задняя камеры глаза. Водянистая влага и ее значение. Аккомодационный аппарат глаза. Близорукость и дальнозоркость. Вспомогательные органы глаза: веки, соединительнотканная оболочка глаза (конъюнктива), мышцы глазного яблока, слезный аппарат (слезная железа, слезные пути, слезный мешок, носо-слезный проток). Нервы и сосуды органа зрения. Проводящие пути и центры анализатора зрения. Возрастные изменения глаза.
Орган вкуса. Слизистая оболочка языка. Сосочки, воспринимающие вкусовые раздражения, их строение и расположение Нервы органа вкуса. Проводящие пути и центры анализатора вкуса.
Орган обоняния. Специфические клетки в обонятельной части слизистой оболочки полости носа. Обонятельная луковица обонятельный тракт и треугольник. Проводящие пути и центры анализатора обоняния. Корковые центры обоняния.
Ход работы:
1. В атласах рассмотреть строение органов чувств
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов чувств
Контрольные вопросы:
1. Общее строение анализатора.
2.Строение и функция органа слуха
3. Строение и функция органа равновесия.
4. Строение и функция органа зрения.
Обеспечение: влажные препараты, муляжи, таблицы, атласы.
Продолжительность: 2 часов
Темы рефератов
- Развитие рост костей;
- - Полости каменистой части височной кости;
3. «Возрастные особенности развития и роста костей и индивидуальные особенности черепа».
4. - Сравнение скелетов человека и млекопитающих.
- Контрфорсы черепа.
«Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения отделов скелета».
- Сравнение прочности кости и неорганических материалов на механическую нагрузку.
- Роль спорта в процессе роста и развития костей.
Развитие соединений костей в филогенезе и онтогенезе».
- Морфофункциональная характеристика соединений костей.
- Влияние физических упражнений на соединения костей.
«Факторы, влияющие на укрепление суставов».
- Оси вращения и степень подвижности в разных суставах.
- Позвоночный столб как целое. Осанка.
Особенности строения костей верхней конечности, связанные с вертикальным положением тела человека»
- Возрастные особенности строения суставов верхней конечности.
- Влияние физических упражнений на строение и подвижность скелета верхней конечности.
«Сходство и различие в строении скелета верхней и нижней конечностей в связи с их функцией».
:
- Возрастные особенности строения суставов нижней конечности.
- Влияние физических упражнений на строение и подвижность скелета нижней конечности.
- Вспомогательный аппарат мышц, его функциональное значение;
- Строение и роль фасций, сесамовидных костей.
«Форма и классификация мышц в связи с топографией и функцией»
- Возрастные особенности строения мышц.
- Влияние физических упражнений на развитие и функционирование мышц и вспомогательного аппарата.
- Глубокие мышцы спины.
- Сегментарное строение мышц туловища.
- Влияние физических упражнений на строение и функционирование мышц туловища.
«Функциональные группы мышц, производящие движения позвоночного столба»
- Дыхательные мышцы.
- Брюшной пресс, функция.
- Мимические мышцы, функции.
«Топографические образования шеи»
- Функциональные группы мышц, участвующие в движениях головы.
- Треугольники шеи.
Движения в суставах верхней конечности».
- Функциональное значение мышц конечностей.
Мышцы, производящие движения кисти».
- Функциональное значение мышц конечностей.
- Мышцы, производящие движения в коленном суставе;
- Мышцы и фасции голени и стопы. Связки-удерживатели.
«Движения в суставах нижней конечности».
- Функциональное значение мышц нижних конечностей.
- Условия подвижности и круговые движения бедра.
- Строение зубов.
- Строение и функция селезенки.
- Брюшина, полость брюшины. Связки, сальники, брыжейки.
Влияние физических упражнений на положение внутренних органов»
- Ориентиры, используемые при определении проекции внутренних органов.
- Положение и функциональное значение органов дыхания
- Особенности строения и функции носовой полости
- Строение и функция альвеол
лияние физических упражнений на дыхательную систему»
- Механизм образования звука
- Строение и функция плевры.
- Строение почки, нефрон.
- Мужские половые органы
- Женские половые органы
«Морфологические отличия мужчин и женщин»
-Форма и топография сердца;
- Проводящая система сердца;
- Сосуды сердца.
«Влияние физических упражнений на положение и развитие сердца»
4. Темы рефератов:
- Возрастные особенности строения и функции сердца.
- Кровоснабжение и иннервация сердца.
- Строение стенок артерий разного диаметра;
- Анастомозы воротной вены с полыми венами;
Кровоснабжение мышц головы
- Крупные артериальные анастомозы.
- Кровоснабжение суставов.
- Региональные лимфатические узлы верхних конечностей;
- Строение и функция лимфатических узлов.
«Органы иммуногенеза».
Пути оттока лимфы от разных областей тела.
- Условия, определяющие иммунитет организма.
«Развитие нервной системы в филогенезе и онтогенезе».
- Анатомия соматической и вегетативной нервной системы
-Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге
- Проводящие пути спинного мозга.
- Ядра серого вещества;
«Возрастные изменения коры головного мозга».
- Врожденные рефлексы человека;
- Локализация речевых функций;
- Корковые зоны анализаторов.
- Классификация нервов;
Связь спинномозгового нерва с вегетативной системой. Рефлекторные дуги».
- Принципы строения и функции вегетативной нервной систем.
- Строение и функции симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
Периферический отдел вегетативной нервной системы и его роль в иннервации внутренних органов».
- Ход ветвей блуждающего нерва.
- Нервные сплетения брюшной полости и таза.
- Понятие об анализаторах;
- Строение сетчатой оболочки глазного яблока;
- Строение вестибулярного аппарата;
- Строение органа слуха.
Значение органов чувств при выполнении физических упражнений»
рефератов:
- Анатомические пути проведения и восприятия звука.
- Проводящие пути и центры анализатора зрения.
Основы латинского языка
Латинский алфавит
Написание | Название | Написание | Название |
A a | a | M m | эм |
B b | бэ | N n | эн |
C c | цэ | O o | о |
D d | дэ | P p | пэ |
E e | э | Q q | ку |
F f | эф | R r | эр |
G g | гэ | S s | эс |
H h | га | T t | тэ |
I i | и | U u | у |
J j | йота (йот) | V v | вэ |
K k | ка | X x | икс |
L l | эль | Y y | ипсилон, игрек |
Z z | зэта (зэт) |
Буквы a, e, i, o, u, y передают гласные звуки.
Буквы b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, x, z передают согласные звуки.
2. Правила чтения гласных и согласных.
Произношение гласных и согласных, совпадающих со звуками русского языка.
Таблица.
Правила чтения латинских букв
Буква | A a | произносится как звук [а]. |
Буква | B b | произносится как звук [б]. |
Буква | D d | произносится как звук [д]. |
Буква | E e | произносится как звук [э]. |
Буква | F f | произносится как звук [ф]. |
Буква | G g | произносится как звук [г]. |
Буква | K k | произносится как звук [к]. |
Буква | M m | произносится как звук [м]. |
Буква | N n | произносится как звук [н]. |
Буква | O o | произносится как звук [о]. |
Буква | P p | произносится как звук [п]. |
Буква | R r | произносится как звук [р]. |
Буква | T t | произносится как звук [т]. |
Буква | U u | произносится как звук [у]. |
Буква | V v | произносится как звук [в]. |
Например: abdomen произносится как [абдомэн] - живот;
gutta произносится как [гутта] - капля;
vertebra произносится как [вэртэбра] - позвонок;
foramen произносится как [форамэн] - отверстие;
apertura произносится как [апэртура] - апертура.
! – Обратите особое внимание на произношение буквы е – она должна произноситься как [э], а не [e].