Судебная защита трудовых прав фармацевтических работников
Среди трудовых споров, которые рассматриваются непосредственно в судебном порядке необходимо выделить трудовые споры по заявлениям:
- рабочих предприятий, где комиссии по трудовым спорам не избираются;
- работников о возобновлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
- оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;
- по вопросам применения законодательства о труде.
Также непосредственно в судах рассматриваются споры об отказе о приеме на работу:
- работников приглашенных на работу по переводу из другого учреждения;
- молодых специалистов, которые закончили высшее учебное заведение и в установленном порядке направленные на работу на данное предприятие или учреждение;
- беременных женщин, женщин, которые имеют детей в возрасте до трех лет или ребенка-инвалида, а также одиноких матерей - при наличии ребенка в возрасте до 14 лет и тому подобное. (ст. 232 КЗоТУ).
Этика и право
Основным регулятором правовых отношений в области здравоохранения есть Закон Украины "Основы законодательства Украины о здравоохрании" (в дальнейшем Основы), принятый 19 ноября 1992 г. Этот нормативный документ определяет правовые, организационные, экономические и социальные принципы здравоохранения Украины и регулирует общественное отношения в этой отрасли.
Этот закон отображает государственную политику в области здравоохранения, принципы здравоохранения, определяет структуру права на здравоохранение и обязанности граждан, устанавливает государственные гарантии относительно юридической защиты права на здравоохранение, определяет политику мирового сообщества в сфере здравоохранения, регулирует вопрос проведения медицинской экспертизы, закрепляет гарантии здравоохранения, регулирует вопрос проведения медицинской экспертизы, закрепляет гарантии здравоохранения матери и ребенка.
Нормы Основ конкретизируют, детализируют и расширяют конституционные нормы, которые в той или другой мере посвящены здравоохранению, в том числе ст. 49 Конституции Украины, которая непосредственно закрепляет конституционное право на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование.
§ В частности, в Разделе Х Основ, определен круг лиц, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью, установлены общие требования к подготовки, переподготовки и повышения квалификации фармацевтических работников, закрепленные профессиональные права, льготы и обязанности фармацевтических работников.
§ Реализуя соответствующие положения Основ было принято целый ряд законов и подзаконных нормативных актов. Так, на основании соответствующих норм, был принят Закон Украины "О лекарственных средствах" от 4 апреля 1996 г., нормы которого регулирует правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лечебных средств, определяют права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также полномочие в этой сфере органов государственной исполнительной власти и должностных лиц. Все другие акты законодательства относительно фармацевтической деятельности принимаются согласно положениям этого Закона.
§ Дефинитивные нормы Закона закрепляют следующие концептуальные определения относительно всей фармацевтической деятельности.
Лекарственные средства - вещества или их смеси естественного, синтетического или биотехнологического происхождения, которые применяются для предотвращения беременности, профилактики, диагностики и лечение заболеваний людей или изменения состояния и функции организма.
К лечебным средствам относятся:
- действующие вещества (субстанции);
- готовые лечебные средства (врачебные препараты, лекарство, медикаменты);
- гомеопатические средства;
- средства, которые используются для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами;
- врачебные косметические средства и врачебные примеси к пищевым продуктам.
§ Согласно условиям Закона Украины "О лекарственных средствах" государственная политика в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лечебных средств направляется в поддержку научных исследований, создание и внедрение новых технологий, а также развитие производства высокоэффективных и безопасных лечебных средств, обеспечение нужд населения лекарством надлежащего качества и в необходимом ассортименте путем осуществления соответствующих общегосударственных программ, приоритетного финансирования, предоставление льготных кредитов, установление налоговых льгот и т. п.
§ С целью реализации права граждан Украины на здравоохранение государство обеспечивает доступность наиболее необходимых лечебных средств, защиту граждан в случае причинения вреда их здоровью вследствие применения лечебных средств по медицинским показаниям, а также
устанавливает льготы и гарантии отдельным группам населения и категориям граждан относительно обеспечения их лечебными средствами в случае заболевания.
§ Государственная политика относительно регулирования отношений в сфере создания, производства контроля качества и реализации лечебных средств определяется Верховной Радой Украины.
Реализацию государственной политики в сфере фармацевтической деятельности осуществляет Кабинет Министров Украины через существующую систему органов государственной исполнительной власти. КМУ организует разработку и осуществление соответствующих общегосударственных и других программ в пределах своих полномочий, обеспечивает контроль за выполнением законодательства о лечебных средствах.
§ Управление в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лечебных средств в пределах своей компетенции осуществляют Министерство здравоохранения Украины, Государственный комитет Украины по медицинской и микробиологической промышленности и специально уполномоченные ими государственные органы.
§ Разделом ІІ Закона Украины "О лекарственных средствах" закреплены основные принципы создания лечебных средств.
Так, статьей пятой определен круг субъектов, которые могут создавать лечебные средства. В частности, это предприятия, учреждения, организации и граждане. К авторам (соавторам) лечебного средства законодатель относит физических лиц, творческой работой которых создано лечебное средство. В Законе отводится внимание доклиническим исследованиям лекарственных средств. В частности, определено, что такое изучение предусматривает химические, физические, биологические, микробиологические, фармакологические, токсикологические и другие научные исследования по целью изучения их специфической активности и безопасности.
§ Порядок проведения доклинического изучения лечебных средств, требования к условиям проведения отдельных исследований, а также порядок проведения экспертиз материалов доклинического изучения лекарственных средств устанавливаются Министерством здравоохранения Украины с учетом норм, которые применяются в международной практике.
Значительное внимание в Законе Украины "О лекарственных средствах" уделено вопросам государственной регистрации лекарственных средств. В частности, определен перечень сведений, которые необходимо указать в заявлении о государственной регистрации лекарственных средств:
- название и адрес производителя;
- название лекарственного средства и его торговое название;
- название действующего вещества (на латинском языке);
- синонимы;
- форма выпуска;
- полный состав лечебного средства;
- показание и противопоказание;
- дозирование;
- условия отпуска;
- образа применения;
- срок и условия хранения;
- информация об упаковке;
- данные относительно регистрации лечебного средства в других странах.
§ Законодательно определен срок, на протяжении которого возможно применять лекарственное средство в Украине после его государственной регистрации (пять лет). По желанию лица, которое представило заявление о государственной регистрации лекарственного средства, срок, на протяжении которого он разрешается к применению на территории Украины, по решению регистрирующего органа может быть сокращен.
§ Разделом третьим Закона определенны основные положения производства лечебных средств. Так, установлены условия и общие требования к производству, порядок маркирования лечебных средств.
§ Раздел четвертый регулирует вопрос государственного контроля качества лекарственных средств. В частности, законодателем определено, что государственный контроль качества лекарственных средств - это совокупность организационных и правовых мер, направленных на соблюдение субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинение требований законодательства относительно обеспечения качества лекарственных средств.
§ Государственный контроль качества лечебных средств осуществляется органами государственной исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законодательством Украины. Порядок ввоза в Украину лечебных средств урегулирован нормами, которые содержатся в Разделе пятом Закона. Так, законодательно закреплено, что на территорию Украины могут ввозиться лечебные средства, зарегистрированные в Украине, при наличии сертификата качества, которое выдается производителем.
§ Разделом шестым установлены основные требования и условия реализации лечебных средств. В частности установлено, что оптовая, розничная торговля лечебными средствами на территории Украины осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством.
§ Нормы Раздела седьмого Закона урегулированы вопросы относительно финансового, материально-технического, информационного обеспечения в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лечебных средств в Украине.
§ Нормы Раздела седьмого Закона урегулированы вопросы относительно финансового, материально-технического, информационного обеспечения в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лечебных средств в Украине.
Согласно дефинитивным нормам этого Закона:
- наркотические средства - вещества естественные или синтетические, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, которые используются для производства, изготовление наркотических средств, психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- психотропные вещества - вещества естественные или синтетические, препараты, естественные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее - Перечень) - сгруппированные в списки наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, включенные к таблицам I-IV согласно законодательству Украины и международными договорами Украины. Перечень и изменения в него утверждаются Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере здравоохранения и публикуются в официальных печатных изданиях
· Статьей второй Закона приведена классификация наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, согласно которой, они включаются в соответственно пронумерованные списки таблиц Перечня:
- таблица I содержит наркотические средства, в том числе растения, и психотропные вещества, включенные к спискам № 1, № 2 и № 3, обращение которых на территории Украины запрещено, за исключением их обращения лишь в целях и на основаниях, предусмотренных статьями 15, 19 и 20 этого Закона;
- таблица II содержит наркотические средства и психотропные вещества, включенные к спискам № 1 и № 2, обращение которых на территории Украины ограниченно и относительно которых устанавливаются меры контроля;
- таблица III содержит наркотические средства и психотропные вещества, включенные к спискам № 1 и № 2, обращение которых в Украине ограниченно и относительно которых допускаются исключения некоторых мер контроля;
- таблица IV содержит прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, включенные к спискам № 1 и № 2 обращение которых на территории Украины ограниченно и относительно которых устанавливаются меры контроля.
· Данной статьей Закона также закреплено, что обращение препаратов, которые содержат наркотическое средство или психотропное вещество, которые включены в таблицы II и III Перечня, подпадает под действие мер контроля, которые применяются относительно обращения наркотического средства или психотропного вещества, которые в них содержатся.
Если препарат содержит не одно наркотическое средство или не одно психотропное вещество, а несколько наркотических средств и (или) психотропных веществ, которые включены в таблицы II и III Перечня, относительно обращения которых установлен разный режим контроля, то его обращение подпадает под действие мер контроля, которые применяются относительно обращения того из средств или того из веществ, которые подлежат более суровым мерам контроля.
· Относительно препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ, включенных в таблицы II и III Перечня, и (или) прекурсоров, включенных в таблицу IV Перечня, и потому риска злоупотребления ими нет или он незначительный, и с которых указанные средства или вещества не возможно изъять легкодоступными способами в количестве, необходимом для злоупотребления, то такие лекарственные средства могут изыматься из сферы обращения для некоторых мер контроля. Меры контроля за обращением указанных препаратов и порядок их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
· Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые содержатся в препаратах, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере здравоохранения.
§ Статьей шестой Закона определены основные мероприятия по контролю за обращением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такими мерами, в частности являются:
- определение основных условий, требований, правил и системы мер, связанных с оборотом наркотических средств;
- лицензирование соответствующих видов деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- внедрение системы разрешений в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и контроля за соблюдением разрешительных документов;
- определение ежегодной потребности Украины в наркотических средствах, психотропных веществах на основании расчетной потребности в этих средствах и веществах для медицинских, научных, промышленных целей и других целей, предусмотренных Законом и т. д.
§ Разделом вторым Закона устанавливается общий порядок осуществления деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
· В частности, законодательно закреплено, что деятельность по обращению наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I Перечня, на территории Украины запрещается, за исключением определенных видов деятельности предусмотренной законодательством также предусмотрено, что деятельность по обращению наркотических средств, психотропных веществ, включенных в таблицы II и II Перечня, и прекурсоров, включенных в таблицу IV Перечня, осуществляется юридическими лицами всех форм собственности при наличии в них лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если другое не предусмотрено этим Законом.
· Лицензирование деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", при учете некоторых особенностей, предусмотренных Законом Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах".
· Так, статьей восьмой этого Закона установлено, что лицензированию подлежат такие виды деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров: культивирование растений, включенных в Перечень, разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, реализация (отпуск), ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, использование, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в Перечень.
· Условия осуществления отдельных видов деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров освещены в третьем Разделе Закона. В частности, предусмотрены некоторые ограничения относительно обращения определенных наркотических средств и психотропных веществ, установленный запрет на обращение аналогов наркотических средств и психотропных веществ, за исключением частных случаев, предусмотренных законодательством.
· Также нормами Раздела третьего Закона уделено внимание вопросам деятельности по разработке новых наркотических средств и психотропных веществ; упаковки и маркирования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; урегулирован порядок использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в экспертной и оперативно-розыскной деятельности, научной и учебной деятельности, в научных целях.
Особое внимание законодателя уделено порядку ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины или транзита через территорию Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
· Так, статьей 24 Закона установлено, что ввоз, вывоз или транзит через территорию Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется лишь при наличии соответствующего разрешения, которое отдается за определенной процедурой специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Также законодательно закреплены общие условия хранения, перевозки, приобретения, реализации и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Вопрос государственного контроля за выполнением указанного Закона законодательно урегулированы в Разделе четвертом.
· Законом Украины "О мерах противодействия незаконному обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими" (15.02.1995 г.) определена система мер в Украине, направленных против незаконного обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими, а также определение прав и обязанностей юридических лиц и граждан в связи с применением указанного Закона.
· Среди основных сроков, которые уживаются в Законе прежде всего след выделить определение незаконное обращение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - это действия из: культивирования растений, включенных к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, разработка, производства, изготовление, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, сбыта, ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, транзита через территорию Украины, использование , уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые осуществляются с нарушением законодательства о наркотических средствах, психотропные вещества и прекурсоры.
· Разделом вторым Закона предусмотрены основные мероприятия по противодействию незаконному обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Основными такими мерами являются:
контролируемая поставка - ввоз, вывоз или транзит через территорию Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров под контролем и оперативным надзором Государственного таможенного комитета Украины и государственных органов, которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность по целью выявления источников и каналов незаконного обращения Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, лиц которые принимают участие в этом;
оперативная закупка - проведение операции относительно приобретения наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, которая осуществляется работникам органов (подразделов), которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, за постановлением
начальника соответствующего органа, согласованной с прокурором, с целью получения доводов преступной деятельности, связанной с незаконным обращением наркотических средств,
конфискация - безвозмездное изъятие в установленном законом порядке наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые находятся в незаконном обращении, а также оборудование, которое используется для них незаконного изготовления;
запрос правоохранительных органов о размещении средств, полученных от незаконного обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - письменное требование государственных органов (подразделов), которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность к банкам, а также кредитных, таможенных, финансовых и других учреждений, предприятий, организаций (независимо от форм собственности) относительно информации и документы об операциях, счетах, вклады, внутренние и внешние экономические соглашения юридических лиц и граждан, относительно которых есть оперативные и другие материалы, которые свидетельствуют о их причастности к незаконному обращению наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров;
осмотр транспортных средств, грузов и личных вещей граждан - осуществляется должностными лицами органов Министерства внутренних дел Украины и Службы безопасности Украины на основании заявлений, сообщений о правонарушении, связанных с незаконным обращением наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, или при наличии об этом другой достоверной информации компетентных органов;
временная остановка деятельности объектов массового пребывания граждан (ресторанах, кафе, барах, казино, видеотеках, дискотеках и т.п.) - применяется по решению органов государственной исполнительной власти по представлению соответствующих правоохранительных органов в случае неприменения со стороны руководства этих заведений мер противодействия относительно систематического употребления или сбыта наркотических средств или психотропных веществ.
· Вопросом противодействия незаконному употреблению наркотических средств или психотропных веществ посвященные нормы Раздела третьего Закона. Так, среди основных мер в этом направлении законодатель предусмотрел следующие:
выявление лиц, которые незаконно употребляют наркотические средства или психотропные вещества - указанные факты устанавливаются на основании свидетельских показаний, наличия признаков наркотического опьянения, результатов медицинского осмотра, а также тестов на содержимое наркотического средства или психотропного вещества в организме человека;
медицинский осмотр и медицинское обследование лиц, которые злоупотребляют наркотическими средствами или психотропными веществами – проводится по направлениям работников органов Министерства внутренних дел Украины, а медицинское обследование - по направлению врача-нарколога. Лицо, которое уклоняется от медицинского обзора или медицинского обследования, подлежит поводу к наркологическому заведению органом внутренних дел;
добровольное лечение лиц, больных наркоманией - осуществляется в лечебном заведении независимо от формы собственности при наличии разрешения МОЗ Украины на такой вид деятельности. На период добровольного лечения больному выдается больничное письмо, а после окончания лечения, на его просьбу, - справка с указанием цели лечения;
принудительное лечение лиц, больных наркоманией - лицо, которое признано больным наркоманией, но уклоняется от добровольного лечения или продолжает после лечения употреблять наркотические средства без назначения врача и относительно которой в связи с ее опасным поведением к органам внутренних дел или прокуратуры обратились близкие родственники или другие лица, по решению суда может быть направленная на лечение от наркомании до специализированное лечебного заведения органов здравоохранения сроком до одного года.
· Материалы о направлении на принудительное лечение лиц, больных наркоманией, рассматриваются районным (городским) судом по месту обитания лица или по месту расположения органа, который представил такие материалы. Также в судебном порядке решается вопросы относительно досрочного освобождения от принудительного лечения от наркомании или наоборот продление срока такого лечения.