Медико-биологические отрасли
Анатомия изучает физическое строение организмов. В отличие от макроскопической анатомии, цитологии и гистологии, анатомия изучает микроскопические структуры.
Биохимия изучает химические процессы, происходящие в живых организмах, особенности структуры и функции их химических компонентов.
Биомеханика изучает структуры и функции биологических систем с помощью механических методов.
Биологическая статистика — это применение статистики к биологическим полям в самом широком смысле. Знание биостатистики имеет важное значение в планировании, оценке и интерпретации медицинских исследований. Также биостатистика является основой для эпидемиологии и доказательной медицины.
Биофизика — это междисциплинарная наука, которая использует методы физики и физической химии для изучения биологических систем.
Цитология занимается микроскопическим исследованием отдельных клеток.
Эмбриология изучает раннее развитие организма.
Генетика изучает гены и их роль в биологической наследственности.
Гистология изучает структуры биологических тканей с помощью световой микроскопии, электронной микроскопии и иммуногистохимии.
Иммунология изучает иммунную систему, которая включает в себя врождённый и адаптивный иммунитет.
Инфектология изучает инфекции.
Комбустиология изучает ожоги и их лечение.
Медицинская физика изучает применение принципов физики в медицине.
Микробиология изучает микроорганизмы, в том числе простейшие, бактерии, грибы и вирусы.
Молекулярная биология изучает молекулярные основы процесса репликации, транскрипции и трансляции генетического материала.
Нейробиология включает в себя те дисциплины науки, которые связаны с изучением нервной системы. В основном, нейробиология сфокусирована на физиологии головного мозга и спинного мозга. Некоторые связанные клинические специальности включают в себя неврологию, нейрохирургию и психиатрию.
Патология как наука изучает причины болезней, их ход, прогрессию и разрешение.
Фотобиология изучает взаимодействие между неионизирующими излучениями и живыми организмами.
Физиология изучает нормальное функционирование организма и лежащие в его основе механизмы регулирования.
Радиобиология изучает взаимодействие между ионизирующими излучениями и живыми организмами.
Токсикология изучает опасные эффекты лекарств и ядов.
Лингвистическая игра «Скажите одним словом»
· Высказывание, сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически
· То, о чем говорится в тексте
· Определенная идея текста, то, к чему призывает текст, чему учит, ради чего он написан
· Часть общей темы
· Часть текста, связанная одной микротемой
· Основной вид переработки текста
· Специальные стандартные выражения
VI. Раздаточный материал: схемы, иллюстрации к лексической теме.
VII. Литература:
1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.
2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.
3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.
4. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. С.97-102.
VIII. Контроль:
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое компрессия?
2. Как называется текст, созданный в результате компрессии?
3. Для чего необходима работа над компрессией текста?
4. На каких правилах основана компрессия текста?
ЗАНЯТИЕ №17
І. Тема: Составление различных видов плана к медицинским текстам.
II. Цель: закрепить сформированные навыки составления планов как средства самоконтроля и самооценки субъекта речи.
III. Задачи:
· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения составлять разные виды плана (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный).
· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки использования плана для последовательного изложения научного текста.
IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
V. Задания по теме.
Задание 1.Прочитайте высказывания. Передайте мысли авторов своими словами.
1) Первым учителем в медицине являются тело и материя природы. Они обучают и показывают: по ним можно изучать, у них учиться, у себя самого ты не можешь, так как твоя собственная фантазия есть только совращение истины; не из умозрительных теорий должна проистекать практическая медицина, а из практики должна исходить теория. Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика и только она. Ведь одно лишь чтение – это скамеечка, метелка практики. Твоими глазами должны быть глаза опыта. (Парацельс)
2) Внешний вид соответствует характеру души. (Клавдий Гален)
3) Врач должен понять внутренний мир больного, который обычно проявляется в его характере и внешности, и даже в голосе и походке.( Парацельс)
Задание 2. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.
Осмотр слизистой оболочки рта больного производят, чтобы выявить наличие афт, пигментных пятен, пузырьков ящура, молочницы, состояние десен.
Состояние слизистой оболочки языка меняется при различных патологических процессах и в ряде случаев дает возможность делать некоторые диагностические выводы. Так, например, при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и др.) и ряде инфекционных болезней (брюшной тиф и др.) язык, как правило, обложен, при перитонитах и остром панкреатите язык сухой, при скарлатине язык имеет характерную малиновую окраску и т. д. Значительное его увеличение наблюдается при акромегалии.
Осмотр глотки — простой, без зеркал и рефлекторов — должен проводить исследующий больного для оценки состояния зева и миндалин.
При осмотре шеи может наблюдаться пульсация сонных артерий (недостаточность клапана аорты, тиреотоксикоз), набухание и пульсация яремных вен (недостаточность трехстворчатого клапана), увеличение щитовидной железы, лимфатических узлов.
При осмотре конечностей устанавливают нарушения движений, которые могут быть связаны с заболеванием костей, суставов, поражением нервной системы (параличи, атрофии, контрактуры), наличие отеков, костных разрастаний в области суставов и т. д.
Лексико-грамматические задания:
Ø Разделите текст на смысловые части.
Ø Выделите главную мысль каждой части.
Ø Озаглавьте каждую часть.
Ø Выясните значение незнакомых слов.
Ø Какое предложение называется назывным? Приведите примеры.
Ø Составьте назывной план, а затем перескажите текст.
Ø Трансформируйте назывной план в вопросный. Запишите его.
Задание 3. Прочитайте текст и выполните к нему послетекстовые задания.
Внешний вид человека
Наш внешний вид является результатом внутреннего душевного состояния. Жизнь и жизненный опыт человека отражены прежде всего на его лице. Здесь отчетливо проявляются ясность духа, чистота мыслей, все наши колебания и устремления. Таким образом, лицо – это не только зеркало нашей души, но и отражение состояния нашего здоровья.
С незапамятных времен люди стремятся на основании видимых внешних признаков сделать вывод о недоступном глазу внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь благодаря тому, что все, что бы ни делал человек, является выражением его сущности. Любая внешняя характерная особенность человека обусловлена его внутренним состоянием, и все, что происходит в человеке, отражается на его внешности.
Тело не может лгать; словно зеркало, оно отражает лишь фактическое положение вещей. Все характерные особенности организма человека при внимательном рассмотрении представляют собой определенные симптомы, своего рода зашифрованную «в крови и мясе» информацию, позволяющую увидеть внутреннее, невидимое, состояние нашего сознания.
Если мы хотим узнать, каково состояние нашего здоровья или здоровья наших близких, один опытный взгляд скажет нам зачастую больше, чем многочасовое диагностическое исследование с помощью медицинской техники. Такой «диагностический взгляд» может быть приобретен благодаря опыту и упражнениям, и выработать его в себе – долг каждого человека, ответственно относящегося к своему здоровью.
По внешнему виду глаз, кожи, рук, губ, ушей, зубов и языка можно сказать, каково состояние внутренних органов человека в настоящий момент.
(Из книги К.Теппервейн «Лицо – зеркало здоровья» СПБ, 1995).
Смысловой анализ текста:
?1)Любая внешняя благоприятельность имеет внутренние основания. Разве это так?
2) Тело не может лгать. Как Вы это понимаете?
3) Разве душевные недостатки человека отражаются на его внешности?
4) Почему лицо – это и зеркало нашей души?
5) Можно ли диагностировать болезнь по внешнему виду человека?
Ø Сделайте вывод о том, что лицо – зеркало души и здоровья. Аргументируйте выводы примерами своих наблюдений за жизнью других людей.
Лексико-грамматические задания: