РОЛЬ акушерско-гинекологической и экстрагенитальной патологии матери в рождении детей с низкой массой тела
Стецюра С.О. (4 курс, леч. ф-т)
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
Кафедра факультетской терапии
Кафедра акушерства и гинекологии
Научные руководители – к.м.н., асс. Чулков В.С., к.м.н., доц. Сюндюкова Е.Г.
Актуальность. Одним из основных приоритетов ВОЗ является здоровье женщин и детей, и именно здоровье матери рассматривается как условие, определяющее здоровье детей и будущее страны в целом. К интегральному показателю внутриутробного неблагополучия относится малый вес при рождении ребенка, который, как доказано, оказывает на продолжительность жизни и общую заболеваемость значимое отрицательное влияние. Указанные предпосылки послужили основанием для проведения настоящей работы.
Цель исследования: выявление факторов, ассоциированных с низкой массой тела новорожденных.
Материалы и методы.За 2012 г. ретроспективно методом сплошной выборки отобрано 90 беременных, наблюдавшихся в женской консультации МБУЗ ГКБ № 11 г. Челябинска, которые были разделены на 3 группы. В 1группу вошло 30 женщин, беременность которых завершилась преждевременными родами с рождением маловесного ребенка (вес менее 2500 г), во 2 группу - 30 женщин, беременность которых закончилась своевременными родами с рождением маловесного (гипотрофичного) ребенка (вес менее 2500 г), в 3 группу - 30 женщин, беременность которых завершилась своевременными родами с рождением ребенка с нормальной массой тела (контроль). Средний возраст женщин в 1 группе составил 25,0±5,5 лет, во 2-ой – 30,5±6,3 лет, в 3-ей - 26,5±4,6 лет (p1-2<0,001, p2-3=0,007). Статистический анализ проведен с помощью пакета статистических программ MedCalc® Version 11.5.0.0.
Результаты исследования. При изучении социально-биологических факторов перинатального риска, установлено, что табакокурение до беременности у пациенток 1 группы (23%) встречалось достоверно чаще, чем в группе контроля (р1-3=0,01). Исходный дефицит массы тела чаще отмечался у беременных 1 группы (27%) в сравнении со 2-ой (3%, р1-2=0,04). Акушерско-гинекологический анамнез женщин 1 и 2 групп отягощен высокой частотой привычного невынашивания (27% и 30% соответственно, р1-3=0,004, р2-3=0,002) при отсутствии такового в контроле. Значимых различий по паритету в группах не отмечено. При анализе структуры соматической патологии беременных, установлено, что ожирение чаще встречалось в 1 группе (23%), а артериальная гипертензия – во 2 группе (60%) при их отсутствии в группе контроля (р1-3=0,01; p2-3<0,001). Беременность у пациенток 1 группы чаще осложнилась угрозой невынашивания в I (83% и 17% соответственно, р1-3=0,003) и III триместрах (73% и 3% соответственно, р1-3<0,001) в сравнении с контролем; во 2 группе чаще осложнялась наличием низко расположенной плаценты (20%, р2-3=0,003), субкомпенсированной хронической плацентарной недостаточностью (ХПН) во II (23%, р2-3=0,03) и III триместрах (43%, р2-3<0,001), а также синдромом задержки развития плода (СЗРП) в III триместре (33%, р2-3=0,008), при отсутствии таковых в контроле. В 1 группе роды произошли на сроке 32,0±2,0 недели, во 2-ой - 38,0±0,7 недель, в 3-ей - 39,0±0,9 недель (р1-2, 1-3<0,001). Росто-весовые показатели новорожденных 1 группы (средний вес - 1965±432 г, средний рост - 44±4,9 см) и 2 группы (2450±230 г и 47±2,0 см соответственно) были меньше (p1-3, p2-3<0,001), чем в группе контроля (3472±250 г и 51±3,0 см). Оценка по шкале Апгар на 1-ой (1 группа - 4,7±1,1 баллов; 2-ая – 6,6±0,9; 3-я –6,9±0,5) и 5–ой минутах (1 группа - 6,3±1,1 баллов; 2-ая – 7,2±0,6; 3-я – 7,8±0,6) у пациенток клинических групп оказалась значимо меньше группы контроля (p<0,001).
Выводы. Наиболее значимыми факторами, ассоциированными с рождением маловесных детей, явились табакокурение до беременности, исходный дефицит массы тела, наличие в анамнезе рождения маловесных детей и привычного невынашивания беременности, компоненты метаболического синдрома (ожирение, артериальная гипертензия). Течение беременности у женщин в этих группах чаще осложнялось невынашиванием (преждевременные роды) и субкомпенсированной ХПН с СЗРП, являющихся основными причинами в структуре рождения маловесных детей.
ВЛИЯНИЕ ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Суханова М.А. (2 курс, леч. ф-т)
ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
Кафедра социально-гуманитарных наук
Научный руководитель – к.с.н., доц. Волкова Т.И.
Актуальность. С каждым годом растет число абитуриентов, подающих заявления на бюджетные места в медицинские высшие учебные заведения России. По данным Федерального портала «Российское образование», абитуриентов, подавших заявление в 2012 г. на 24500 больше, чем в 2011 г. Кроме того, по данным российского агентства медико-социальной информации (РИА АМИ), более 50% студентов, зачисленных в 47 медицинских ВУЗов – это отличники, медалисты. По данным сайтов postyplenie.ru и studynote.ru, более чем у 35 медицинских высших учебных заведений показатель ЕГЭ выше 70. Это говорит о серьезном отборе и, следовательно, высоком уровне сложности обучения в медицинских ВУЗах.
В связи с этим, возникает вопрос, могут ли студенты, получающие высшее медицинское образование, заниматься какими-либо регулярными внеучебными занятиями, и как это влияет на их успеваемость.
Цель исследования: выявление качественного влияния внеучебных занятий студентов медицинских ВУЗов на их успеваемость.
Материалы и методы. Методы: социологический опрос (анкетирование), метод индуктивного обобщения.
Результаты. В марте 2013 г. было проведено социологическое исследование среди студентов 2 и 3 курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета. Было опрошено 110 человек (20% - мужчины, 80% - женщины). Исследование показало, что учащихся на «отлично» и «хорошо» - 32,72%, на «хорошо» - 50,9%, на «удовлетворительно» - 16,36%. Из них занимаются какой-либо регулярной деятельностью, помимо учебной – 56,36%, не занимаются – 43,63%. Из занимающихся внеучебными занятиями и считающих, что они влияют на учебную деятельность положительно: учащихся на «отл.» и «хор.» - 45,45%, на «хор.» - 38,46%, на «удовл.» - 57,14%; студентов, считающих, что регулярные внеучебные занятия на учебную деятельность влияют отрицательно: учащихся на «отл.» и «хор.» - 9,09%, на «хор.» - 7,69%, на «удов.» - 28,57%; студентов, считающих, что дополнительные занятия не влияют на успеваемость: учащихся на «отл.» и «хор.» - 45,45%, на «хор.» - 53,84%, на «удовл.» - 28,57%. Из тех студентов, кто занимается какой-либо регулярной внеучебной деятельностью, не удовлетворены собственной успеваемостью: учащихся на «отл.» и «хор.» - 27,27%, на «хор.» - 61,5%, на «удовл.» - 71,4%. На вопрос, должны ли студенты-медики заниматься какой-либо регулярной внеучебной деятельностью, ответили положительно 100% опрошенных.
Выводы. По результатам проведенного опроса, было выявлено, что большинство студентов считает влияние внеучебных занятий положительным, либо не считают, что эти занятия повлияли на их успеваемость. Все опрошенные считают нужным заниматься какой-либо внеучебной деятельностью, однако, многим не хватает для этого свободного времени.