Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия. «Со­бе­ри кар­тин­ку».Де­ти ра­бо­та­ют в груп­пах по три-че-ты­ре че­ло­ве­ка

«Со­бе­ри кар­тин­ку».Де­ти ра­бо­та­ют в груп­пах по три-че-ты­ре че­ло­ве­ка. На кар­точ­ках на­пи­са­ны час­ти ка­ко­го-ли­бо не­­од­уше­вле­нн­ого пред­ме­та, ка­ж­дую из ко­то­рых изо­бра­жа­ет кто-то один. Час­ти со­би­ра­ют­ся в еди­ную ком­по­зи­цию, а ос­таль­ные уча­ст­ни­ки долж­ны до­га­дать­ся, ка­кой это пред­мет, и на­звать его. На­при­мер: «Чай­ник: но­сик, руч­ка, крыш­ка, кор­пус».

«Най­ди се­бе па­ру».На кар­точ­ках на­пи­са­ны на­зва­ния жи­­во­тных, при­чем ка­ж­дое на­зва­ние встре­ча­ет­ся два­ж­ды — в жен­ском и в муж­ском ро­де: ес­ли есть кар­точ­ка со сло­вом «слон», то долж­на быть и кар­точ­ка со сло­вом «сло­ни­ха». Они пе­ре­ме­ши­ва­ют­ся и раз­да­ют­ся де­тям. Ка­ж­дый изо­бра­жа­ет свое жи­вот­ное и на­хо­дит се­бе па­ру, не раз­го­ва­ри­вая и не по­ка­зы­вая кар­то­чек. Ко­гда все па­ры со­еди­нят­ся, ве­ду­щий све­ря­ет их с кар­точ­ка­ми, а за­тем уст­раи­ва­ет­ся об­су­ж­де­ние: кто ак­тив­но за­­н­има­лся по­ис­ка­ми, а кто сто­ял и до­жи­дал­ся, по­ка его най­дут.

«Мы вме­сте».Де­ти бе­рут­ся за ру­ки и об­ра­зу­ют круг. С за­кры­ты­ми гла­за­ми все вме­сте вы­пол­ня­ют ко­ман­ды ве­ду­ще­го: пе­ре­стро­ить­ся в тре­уголь­ник, в квад­рат, сесть, встать, по­пры­­гать на од­ной нож­ке и т.д.

Ри­су­нок «Мой класс».Де­ти вы­пол­ня­ют ри­сун­ки на те­му «Мой класс», а за­тем об­су­ж­да­ют, по­че­му ри­сун­ки ока­за­лись раз­ны­ми. Поз­же мож­но, ис­поль­зуя эти ри­сун­ки, со­ста­вить кол­лаж.

За­ня­тие 24. Что такoe кол­лек­тив­ная ра­бо­та?

Раз­мин­ка

«Най­ди се­бе па­ру».По­вто­ри­те иг­ру с по­ис­ка­ми па­ры жи­­во­тных, ко­то­рых пла­сти­че­ски изо­бра­жа­ют де­ти. При­го­товь­те Но­вые кар­точ­ки, что­бы не по­вто­ря­лись си­туа­ции про­шло­го за­­н­ятия.

«Вальс друж­бы».Де­ти раз­де­ля­ют­ся на па­ры. Они ста­но­­вя­тся ли­цом друг к дру­гу, со­еди­ня­ют­ся лба­ми, ме­ж­ду ни­ми за­жи­ма­ет­ся тет­рад­ка или ка­кой-ни­будь дру­гой пред­мет. Ру­ки за спи­ной. Зву­чит му­зы­ка. Де­ти долж­ны тан­це­вать в та­ком по­ло­же­нии, не ро­няя пред­ме­та. Па­ра, ко­то­рая не удер­жит его, вы­бы­ва­ет из иг­ры. По­бе­ж­да­ют са­мые стой­кие.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние за­ня­тия

«Что мы хо­тим по­же­лать друг дру­гу?»К дос­ке при­кре­п­­л­яе­тся лист ват­ма­на с изо­бра­же­ни­ем фи­гу­рок маль­чи­ка и де­­во­чки. Де­ти долж­ны вы­ре­зать из цвет­ной бу­ма­ги си­лу­эты пред­ме­тов, на­пи­сать на них свои по­же­ла­ния всем од­но­класс­­н­икам к ле­ту и при­кре­пить вы­рез­ки к ват­ма­ну. На­при­мер: че­­м­ода­нчик «Сча­ст­ли­вых пу­те­ше­ст­вий!», цве­ток «Но­вых дру­зей!», сол­ныш­ко «Хо­ро­шей по­го­ды!» и т.п. По­лю­буй­тесь по­­л­учи­вше­йся ком­по­зи­ци­ей. Ес­ли все по­же­ла­ния не по­мес­тят­ся на лис­те, про­дол­жи­те вы­ска­зы­вать их уст­но, ад­ре­су­ясь и ко всем вме­сте, и пер­со­наль­но.

«Кол­лек­тив­ный пла­кат».Де­ти де­лят­ся на под­груп­пы по че­ты­ре-пять че­ло­век и ри­су­ют пла­кат на те­му «Мы». Это мо­гут быть порт­ре­ты уча­ст­ни­ков груп­пы, лю­бые сим­во­лы или аб­ст­рак­ции. По окон­ча­нии ра­бо­ты ор­га­ни­зу­ет­ся вы­став­ка пла­­к­атов, из ка­ж­дой груп­пы вы­де­ля­ет­ся «экс­кур­со­вод» и ком­мен­­т­ир­ует пла­кат сво­ей груп­пы.

За­ня­тие 25 (ито­го­вое)

Как и в пер­вом, и во вто­ром клас­сах, ито­го­вое за­ня­тие сле­ду­ет про­вес­ти в празд­нич­ной об­ста­нов­ке, мо­же­те на свое ус­мот­ре­ние вы­брать лю­бую фор­му про­ве­де­ния, од­на­ко же­ла­­тел­ьно, что­бы она не по­вто­ря­ла ито­го­вые за­ня­тия пер­во­го и вто­ро­го клас­сов.

Чет­вер­тый класс

Глав­ная осо­бен­ность чет­ве­ро­класс­ни­ков — по­яв­ле­ние глу­­б­ок­ого ин­те­ре­са к сво­ему внут­рен­не­му ми­ру. Они лег­ко вклю­ча­ют­ся в бе­се­ды о про­шлом и бу­ду­щем, пы­та­ют­ся ана­­л­из­ир­овать про­ис­хо­дя­щие в них из­ме­не­ния, раз­мыш­ля­ют о сво­их спо­соб­но­стях и воз­мож­но­стях. Те­перь для них важ­ны не столь­ко ус­пе­хи в уче­бе, сколь­ко при­зна­ние ок­ру­жаю­щи­ми их внут­рен­ней цен­но­сти и уни­каль­но­сти.

Са­мое важ­ное свой­ст­во это­го воз­рас­та — осо­бая от­кры­­тость ду­ши. Де­ти не толь­ко лег­ко и до­вер­чи­во впус­ка­ют взрос­лых в свой внут­рен­ний мир, но не­ред­ко и са­ми при­гла­­ш­ают за­гля­нуть ту­да. Од­на­ко взрос­лые долж­ны пом­нить, что это по­след­ний воз­рас­тной пе­ри­од, ко­гда ре­бе­нок на­столь­ко от­крыт. Имен­но сей­час, де­ли­кат­но ис­поль­зуя при­су­щую это­му воз­рас­ту осо­бен­ность, мож­но эф­фек­тив­но по­мо­гать ре­бен­­ку в ре­ше­нии его про­блем, вли­ять на не­го. По­это­му в про­­гра­мму пси­хо­ло­ги­че­ских за­ня­тий для чет­вер­то­го клас­са вве­­д­ены бе­се­ды об идеа­лах, чес­ти и дос­то­ин­ст­ве, об ин­тел­ли­гент­но­сти.

Чет­вер­тый класс — по­след­ний в на­чаль­ной шко­ле. Ре­бе­­нок внут­рен­не го­то­вит­ся к пе­ре­хо­ду в сред­нюю шко­лу, к бо­лее са­мо­стоя­тель­ной жиз­ни, к но­во­му эта­пу взрос­ле­ния. Не­­к­от­орые де­ти уже в этот пе­ри­од по сво­им пси­хи­че­ским и фи­­зи­ол­ог­ич­еским ха­рак­те­ри­сти­кам при­бли­жа­ют­ся к ста­дии пре­пу­бер­та­та (от­ро­че­ст­ва, пред­под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та). Их по­ве­де­ние за­мет­но ме­ня­ет­ся: де­ти тре­бу­ют под­черк­ну­то­го ува­­ж­ения к се­бе со сто­ро­ны взрос­лых, на­стаи­ва­ют на сво­их пра­вах, не­ред­ко иг­но­ри­руя обя­зан­но­сти. По­это­му не­об­хо­ди­мо уде­лить осо­бое вни­ма­ние те­ме «Пра­ва и обя­зан­но­сти», по­мо­­га­ющей де­тям уяс­нить не­об­хо­ди­мость рав­но­ве­сия гар­мо­нич­­н­ого со­че­та­ния прав и обя­зан­но­стей в жиз­ни че­ло­ве­ка.

К окон­ча­нию чет­вер­то­го школь­но­го го­да де­ти долж­ны обо­га­тить пред­став­ле­ния о соб­ст­вен­ных спо­соб­но­стях и воз­­мо­жн­остях, со­ста­вить оп­ре­де­лен­ный лич­но­ст­ный иде­ал в ка­­ч­ес­тве внут­рен­не­го ори­ен­ти­ра по­ве­де­ния и по­ступ­ков, при­об­­р­ести спо­соб­ность де­лать осоз­нан­ный вы­бор в слож­ных си­ту­­ац­иях. Ре­бе­нок ощу­ща­ет свою до­лю от­вет­ст­вен­но­сти за все, что с ним про­ис­хо­дит, ста­но­вит­ся бо­лее са­мо­стоя­тель­ным в ре­ше­нии про­блем об­ще­ния и в школь­ных де­лах. На пси­хо­ло­­г­ич­еских за­ня­ти­ях де­ти это­го воз­рас­та охот­но бе­рут на се­бя роль ве­ду­ще­го, не­ред­ко пе­ре­но­ся ее и в ре­аль­ную жизнь. Мно­гие де­ти лю­бят при­ни­мать уча­стие в де­лах дру­зей, ста­­р­аясь по­мочь им в труд­ной си­туа­ции, ока­зать пси­хо­ло­ги­че­с­кую под­держ­ку. По­это­му в чет­вер­том клас­се боль­ше вни­ма­­ния сле­ду­ет уде­лять дет­ской ини­циа­ти­ве, от­во­дить де­тям ак­­ти­вную роль в ор­га­ни­за­ции за­ня­тий, пре­дос­тав­лять сво­бод­ный вы­бор форм и прие­мов ра­бо­ты.

Наши рекомендации