Причинение вреда здоровью больного.
Возникновение осложнений в ходе диагностики, интенсивной терапии, анестезиологического пособия, повлекших за собой тяжкий или средней тяжести вред здоровью больного, квалифицируется по ст. 118. Прежде чем ст. 118 будет отнесена к врачу или сестре, которые обычно являются субъектами преступления по этой статье, необходимо тщательно обдумать ст. 28, 39 и 41, в которых описываются защищающие врача обстоятельства, часто встречающиеся в практике МКС.
Ст. 118 содержит 4 пункта, но к медицинским работникам относятся только два, в которых описывается причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (п.2) и средней тяжести вреда (п.4) «вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей».
В статье нет регламентации, какой вред здоровью относится к тяжкому, а какой к средней тяжести, однако характеристика тяжкого вреда здоровью дана в п.1 ст. 111 – Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Хотя эта статья не подходит к деяниям медицинского персонала, квалифицируемым по ст. 118, но, учитывая важность разделения тяжкого и средней тяжести вреда (до 4 лет лишения свободы при тяжком вреде и до 3 лет – при средней тяжести), приведем характеристику тяжкого вреда здоровью из п.1 ст. 111:
«Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединённое со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности либо повлекшее за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией – наказываются лишением свободы на срок от двух до восьми лет».
Очевидно, к средней тяжести вреда здоровью следует отнести вред, не представляющий опасности для жизни больного, не вызвавший перечисленные выше последствия, но приведший к расстройству здоровья и стойкой утрате трудоспособности менее чем на одну треть.
Более подробная расшифровка повреждений и последствий причинения вреда здоровью приводится в «Правилах судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений», утверждённых МЗ СССР в 1978 г. В них не только даётся разделение на тяжкие, средней тяжести и лёгкие («менее тяжкие») повреждения, но и регламентация потери слуха, зрения, продолжительности и степени утраты трудоспособности и т.п.
Что касается ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, то оно устанавливается так же, как и при причинении смерти (ст. 109). Должно быть доказано, что между действиями (бездействием) врача или сестры и вредными последствиями здоровью больного есть причинная связь. Само по себе ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей должно повлечь за собой дисциплинарную, но не уголовную ответственность. Если же тяжкий или средней тяжести вред здоровью больного причинно связан с действием (бездействием) врача или сестры, то эти лица подлежат уголовной ответственности, если не доказано, что возникший вред входит в комплекс неизбежных ятрогенных повреждений (см. ниже).
Есть ещё две статьи, могущие служить поводом для возбуждения уголовных дел против медицинских работников. Медицинские работники обязаны оказывать неотложную помощь гражданам, обратившимся за этой помощью, независимо от ведомственной принадлежности лечебного учреждения, места, где такая помощь требуется (улица, квартира и т.д.), времени суток и статуса медицинского работника - на работе, на отдыхе, в отпуске и т.п. Эта обязанность регламентирована ст.124 УК РФ («Неоказание помощи больному»), в ч.2 которой рассматривается причинение смерти или тяжкого вреда здоровью из-за неоказания помощи.
В ст. 293 («Халатность») также имеется п.2, в котором описана смерть по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей должностным лицом. Эта статья едва ли может быть отнесена к врачу, работающему с больным в палате, операционной и т.д. Она относится к должностным лицам, которые обязаны обеспечить нормальные условия для оказания медицинской помощи.
Должностными лицами считаются работники, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти и имеющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности.
При возбуждении уголовного дела по фактам причинения смерти или вреда здоровью по неосторожности при оказании неотложной медицинской помощи проводится комиссионная экспертиза, в ходе которой решаются следующие вопросы:
1. Есть ли причинная связь между причинённым больному вредом и действиями (бездействием) врача?
2. Можно ли было предвидеть такой вред в данной конкретной ситуации, чтобы своевременно его предотвратить?
3. Позволяла ли обстановка и условия предотвратить нанесение вреда больному правильными действиями?
4. Есть ли в действиях (бездействии) врача нарушение установленных правил, инструкций?
В соответствии со ст. 26 УК РФ, преступление, совершённое по неосторожности, может быть связано с двумя явлениями:
1. преступным легкомыслием (самонадеянностью), когда врач предвидел возможность наступления опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на то, что справится с ними;
2. преступной небрежностью, когда врач не предвидел возможности наступления таких опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был их предвидеть.
В качестве наказания по приговору суда может быть назначен денежный штраф в доход государства, либо применено лишение свободы.
Ряд статей УК РФ могут служить для защиты медработников.
При квалификации преступления по ст. 109 и ст. 118 следует, прежде всего, оценить условия, описанные в трёх статьях УК:
ст. 28 – «Невиновное причинение вреда»,
ст. 39 – «Крайняя необходимость»,
ст. 41 – «Обоснованный риск».
В экстремальных условиях МКС – в операционной, палате интенсивной терапии, машине скорой помощи или самолёте санитарной авиации – такие условия являются повседневной реальностью, в связи с чем, мы приводим эти статьи полностью, так как они позволяют в ряде случаев защитить врача.