Какова роль левого полушария в обработке языка?
Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий. После открытия Поля Брока в 1861 году «моторного» центра речи в левой нижнелобной части медицина предоставляет все новые доказательства функциональной асимметрии полушарий.
В обработке языка именно левое полушарие играет ведущую роль. Ученые, занимающиеся исследованиями нарушений типа афазии у физических лиц с афазией или с синдромом расщепленного мозга, выяснили, что левое полушарие играет ведущую роль в производстве речи.
Этот факт подтверждают два метода, которые применяются в процессе операции при лечении эпилепсии с целью изолировать участки мозга, участвующие в обработке языка. Один из них – тест Вада (введение амитала натрия в одну из сонных артерий), который подвергает наркозу одно из полушарий головного мозга. После того, как препарат начинает действовать, исследователь просит пациента обозначить ряд пунктов, которые тот был в состоянии назвать перед инъекцией. Если под наркозом оказывается полушарие, которое отвечает за вывод речи, человек будет не в состоянии перечислить те же детали после инъекции. Как правило, процедура повторяется на следующий день с противоположным полушарием.
Такой тест подтверждает, что левое полушарие ответственно за вывод речи.
2. Какие бывают виды афазий и каковы их признаки?
Афазия – это нарушение вывода сформировавшейся речи, связанное с поражением речевого отдела коры головного мозга.
Различают следующие виды афазий:
· Афазия Брока, или моторная корковая афазия. Поражение анатомически связано с нижними отделами левой лобной доли, включая белое вещество и подкорковое соединение мозга. Это расстройство характеризуется трудностями вывода речи у пациентов. По осмыслению Поля Брока, сделавшим открытие речевого центра, трудности с выводом речи носят именно лингвистический характер, поскольку вокальная мускулатура играет здесь меньшее значение. Предложения у пациентов с афазией отличаются нестандартной структурой, напоминающей текст телеграммы (телеграфная речь).
· Другой вид афазии – афазия Вернике, или сенсорная корковая афазия. Около 20 лет спустя после того, как Поль Брока охарактеризовал свое открытие, Карл Вернике описал обратный синдром, который получил название «афазия Вернике». При поражении верхней височной извилины, связанной с функционированием речевой системы, понимание речи нарушено в связи с неспособностью пациента выделять и отличать звуки речи.
Суть этого вида афазии сводится к тому, что выход речи происходит без задержек и колебаний, звуки пациента хорошо выражены, все части речи поддаются произношению. Однако на выходе речь людей с афазией Вернике напоминает набор слов и бессмысленных выражений.
Еще одна особенность лиц с афазией Вернике – неспособность связать образ звука с его значением.
· Проводниковая афазия. Название ее связано с неспособностью больного воспроизвести только что услышанную речь, слово, поскольку звуковые образы, полученные с помощью зоны Вернике не транслируются в переднюю зону Брока для воспроизведения. Когда пациентов просят повторить слова, они часто допускают фонематические парафазии, могут заменить или пропускать слова.
Проводниковая афазия наблюдается при поражении двух зон: надкраевой извилины, иногда с вовлечением белого вещества под островком, и первичного коркового центра слуха, островка и подлежащего белого вещества. Часто в патологическом процессе участвует дугообразный пучок – подкорковые волокна белого вещества, соединяющие центр Вернике с полями Бродмана. Этот афатический синдром также обнаружил Карл Вернике.
· Динамическая афазия.Характеризуется теми же признаками, что и афазия Брока – правильное произнесение отдельных звуков, фраз, невозможность спонтанной повествовательной речи. Однако повторение сохраняется и носит зачастую навязчивый характер. Это явление называется эхолалия.
· Транскортикальная сенсорная афазия. Расстройство характеризуется сходством с афазией Вернике. Связь между звуковым образом и областью вывода речи не повреждена, однако есть нарушение понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логико-грамматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов при их демонстрации. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены.
· Глобальная (тотальная) афазия.Вид расстройства сочетает моторную и сенсорную афазию. Следствием является утрата речи во всех ее проявлениях: пациент не способен ни понимать речь, ни самостоятельно говорить. Синдром связан с обширным поражением левого полушария, которое, как правило, включает в себя не только зоны Вернике и Брока, но область между ними.