Vi. лекарства и энергетические нарушения 4 страница
Мганга совершил обряд очищения и велел вымыть горшки — но не все, а оставить в каждом доме по одному грязному. Эти грязные горшки были сложены во дворе Мадакаты. На третий день договорились об оплате: пять коров и коза. Когда Керемкере получил причитавшееся, он позвал Мадакату, пятерых его жен, двух старших сыновей и объявил, что снимает заклятье с оставшихся сосудов. Он приготовил дезинфицирующий раствор и наказал хорошо прополоскать горшки. Позже сын Керемкере Фурата спросил его, почему' он сначала запретил мыть горшки, а потом разрешил. Мганга улыбнулся и ответил: «Разве был я уверен вчера, что бвана Мадаката заплатит мне сполна, как мы договорились? Сын мой, люди часто бывают неблагодарными, и мы, мганги, должны быть к этому готовы. Если бы Мадаката попытался обмануть меня, я оставил бы горшки немытыми — и людей в деревне опять замучила бы нечисть. Тогда они бы поняли, что обманывать такого мгангу, как Керемкере, себе дороже. Но они были честны со мной, и я избавил их от напасти».
Традиционно плата за лечение дается только правой рукой. Африканские кагуру считают, что правой рукой целитель одаривается только в первый раз, перед ритуалом, а все последующие — левой. Помимо вещей и скота в уплату до недавних пор могла приниматься девушка (часто — больная), которая становилась очередной женой шамана. Этот момент нашел отражение в легендах всех народов: герой сражается с чудовищем, спасает жертву и берет ее себе в жены. Например, в нганасанском мифе «Воскрешение девушки» отец больной (до того мертвой) говорит молодому шаману на прощание: «Сделал ты мою дочь живой, теперь бери ее в жены вместо платы за шаманство». Если же шаман хочет получить что-то конкретное, он может
сложить об этом алгыш. М. Б. Кенин-Лопсан приводит текст такой песни, записанный от Сотпа Сата:
Не надо тебе сильно горевать.
Что у тебя рот болит и горло болит.
Лишь бы пища (была] преподнесена.
Это не трудно, она (болезнь) пройдет.
Не надо тебе сильно горевать.
Что у тебя болит плечо и болит шея.
Лишь бы мясо (вареное) было преподнесено.
Это не трудно, она (болезнь) пройдет.
Тувинская шаманка Альбина Гава-Самбу, рассказывая о плате за лечение, заметила, что асты — есть дар не шаман)', а бубну. Ненакормленный бубен не будет работать. Чем больше плата, тем скорее наступит выздоровление. «Кто просит много, много и отдает, поэтому сколько дашь, столько и получишь,— говорит она.— Хороший и умелый шаман всегда берет больше молодого и неумелого. По мастерству и нафада»[55]. В продолжение можно сказать, что мастерство напрямую зависит от расположения к шаману духов, которые и требуют подношения. Альбине Тава-Самбу вторит еще одна тувинская шаманка — Ай- Чурек Оюн. Побывав в Америке и пообщавшись с индейцами, она повысила асты, как говорится, на все виды услуг. «Для меня это был хороший урок,— рассказывает Ай-Чурек.— Я поняла: надо знать себе цену... Ну и пусть ко мне меньше народ)' приходит! Зато и дуг тс, кому это действительно надо, кто в эго верит! Ведь если человек за обряд платит дешево, он этот обряд не ценит, сидит просто так, будто на представлении, и вся моя работа оказывается впустую. И шамана уважать будет. Шаман ведь достоин уважения — у него очень трудная работа!»[56]
Конечно, некоторые шаманы начинают со временем спекулировать своим положением, нагнетая обстановку, если хотят получить какую-то вещь, или затягивая излечение на годы. Иногда они даже специально запугивают здорового человека, чтобы впоследствии вытянуть из него как можно больше денег. Что ж что люди подобного сорта есть везде: и в официальной медицине, и в традиционной. Одни приходят к учению шаманизма для того, чтобы после изнурительной работы над собой познать природу человека и помочь окружающим, а другие слепнут перед открывшейся мудростью и погружаются в пучину самовозвсличивания, самооправдания и алчности.
Часть вторая
Изготовление и применение атрибутов
VIII.МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
БУБНЫ И БАРАБАНЫ
куском кожи известны с незапамятных времен. Изображения колдунов с такими приспособлениями можно встретить повсеместно на древнейших петров лифах (см. рис. 103). С точки зрения общемирового шаманизма, барабан или его «укороченная» модификация — бубен — инструмент сакральный, позволяющий донести до духов сообщение людей и, через особые манипуляции, узнать волю потусторонних существ. «Круглая форма барабана символизирует всю Вселенную, а размеренный сильный бой — пульс сердца, бьющегося в центре Вселенной,— отмечает шаман сиу Эхака Сапа (Черный Лось).— Он подобен голосу Вакан-Танки, и звук этот волнует нас, помогая постичь гаинство и силу всего сущего».
Бубен или барабан — это отражение всех миров Вселенной, пронизанных Мировым Древом. С внешней стороны каркас бубна символизирует кору Древа и 11ебесный Фаллос, с внутренней — сердцевину ствола
\/
|
и вагину Матери Земли, где кожаная мембрана воспринимается как девственная плева. При экстатическом вознесении бубен предстает в виде ездового животного (коня, оленя, волка и т. д.), на котором шаман отправляется в Верхний Мир, а при погружении в Нижний Мир бубен превращается в лодку.
Как гласят легенды, первый бубен (барабан) был получен от небесной женщины. В Китае добытчиком священного барабана, который мог создавать и разрушать миры, считается флейтист Ван Сань. Ван Сань был мужем прекрасной Ци-цзе, седьмой дочери шэнь- сяня — бессмертного старца, живущего в Небесном дворце. Ци-цзе убежала от своего отца на Землю, чтобы быть вместе с любимым. Прознав про это, бессмертный старец прогневался и силой вернул ее обратно на Небо, а затем заточил в темницу. Тогда Ци-цзе послала к своему избраннику пятнистого оле-
ия, чтобы он научил юношу, как добраться до Неба. Олень велел посеять гаолян и по одному из ростков подняться до Небесного дворца. Ван Сань встречает на Небе шесть сестер своей жены и могущественного шэньсяня; шэньсянь дает ему три задания, от выполнения которых зависит его будущее: перепахать стену, свить из отрубей веревку и украсть у обезьян небесный барабан. Справившись с помощью сестер с двумя первыми заданиями, герой отправляется на Обезьянью гору с холщовыми мешками, топором, кремнем и иглой, которые ему дали все те же сестры. Перед тем как показаться обезьянам на глаза, Ван Сань вывалялся в глине. Не признав человека, обезьяны приняли его за изваяние и поставили рядом с деревом, на котором висел небесный барабан. 11одождав, пока рядом с ним окажется только обезьяна-стражник, Ван Сань заставил ее прыгнуть в мешок. Затем он быстро забрался на дерево, снял барабан, взвалил на спину и побежал прочь. Заметив пропажу, обезьяны кинулись за ним вдогонку. Чтобы оторваться от погони, Ван Сань метнул назад топор, и от этого разлилась река. Увидев, что это не помогло, герой бросил кремень, и образовались горы. Но обезьяны не отступали, и тогда Ван Сань прибег к помощи иглы, которая обернулась острыми, как нож, скалами. Эту преграду обезьяны не смогли преодолеть, и Ban Сань благополучно достиг Небесного дворца. Его встретила старшая сестра Ци- цзе и, предвидя грядущие события, велела заткнуть уши ватой. Бессмертный старец, увидев Ван Саня живым, захотел погубить его и стал стучать своим посохом по волшебному барабану. От первого удара посыпались листья с деревьев, от второго задрожали стены. А герой стоит, как ни в чем не бывало, и просит ударить сильнее:
— Не можешь? — говорит Ван Сань.— Дай я попробую.
Поднял Ван Сань посох. Дон-дон-дон — забил в барабан. Закачалось небо, ходуном заходила земля, опрокинулся навзничь злой старик и дух испустил.
Тогда Ван Сань освободил из темницы Ци-цзе и вместе с шестью сестрами и пятнистым оленем спустился на Землю.
Очень похожие сказания есть и у народов Сибири. Хозяйка Мировой Горы посылает Первого (Небесного) Шамана к Древу, на котором растет бубен вместе с другими магическими предметами — колокольчиками, зеркалами и т. п. Там же, на Мировом Древе, возвышающемся на Мировой Горе, стали находить свои бубны и все последующие шаманы. В рассказе о посвящении ненецкого шамана Хуотта- рие (Ныряльщика) кандидату предлагается изготовить бубен из ветки. «Как раз упала моя ветвь,— сказал Хранитель Древа,— возьми ее и сделай из нее бубен, который будет тебе служить всю жизнь». На ветви было три отростка, и Хранитель Древа наказал, что бубнов должно получиться столько же. Первый будет помогать при родах, другой — исцелять больных, третий — поможет искать потерявшихся людей. Еще Хранитель предрешил, что Хуоттарие должен жениться на грех сиротах, которых он вылечит от оспы. Эти женщины будут охранять священные бубны.
Вернувшись из экстатического путешествия, шаман приступает к выполнению порученного. Ориентируясь по данным при посвящении приметам, он выбирает дерево и мастерит из него обод для бубна. Лапландские саамы считают, что дерево для бубна должно клониться с востока на запад. Такое положение благоприятно для бога солнца Пейве. Иногда для обода берут и прочную ветку, которую обстругивают и сгибают в кольцо. Затем на нее накладывают мокрую шкуру и стягивают ее по внешнему периметру обода кожаным ремнем. Такая простая технология сохранилась до сих пор у чукчей села Канчалан. Но все же гораздо чаще шаманские бубны делались, что называется. на века. Этот инструмент отождествлялся с душой шамана. Шорцы полагают, что жизнь шамана исчисляется количеством использованных бубнов. При посвящении Хранитель говорит шаману, сколько бубнов тому иметь и сколько лет пользоваться каждым. Когда этот срок истечет, шаман умирает. Кожу его последнего бубна протыкают ножом или стреляют по ней из ружья. Девственная плева лопается и освобождает дух для нового рождения в мире потусторонних существ. Дырявый бубен лишается магической силы, и его вешают на специальное дерево у могилы шамана. Такие полусгнившие бубны встречаются на погребениях сибирских шаманов и поныне.
Многие шаманы расписывают кожу своих бубнов природными красителями. Как правило, рисунки изображают духов, их жилище, дороги, по которым к ним можно попасть (см. рис. 104—105). Реже символизируется какое-то одно понятие — Солнце, молния, главный дух-покровитель и т. д. По рисункам на бубне совершается предсказание, которое открывает посвященному ход грядущих событий и предостерегает от возможных опасностей. Саамы для этого кладут в центр бубна, на знак Пейве, специальное кольцо ар- па, а затем бьют в бубен колотушкой (см. рис. 105—106). В результате арпа начинает двигаться, и тогда по характеру перемещений делается прогноз. Вот что пишет об этом В. Рыков в работе «Шаманы Лапландии»: «Если движение кольца указало на северо-восток,
то нам следует идти в направлении цирков Аллуайв (Высокой). При этом нас должно обнадежить, что при своем движении кольцо вращалось посолонь (по ходу Солнца.— О. Д.) — это хорошее предзнаменование. Далее, если арпа остановилась на знаке богини Земли, а затем на изображении медведя (пункты 4 и 7 на рис. 105), то для полной гарантии благополучного возвращения из загробного мира нам следует добыть в тайге медведя и принести жертву Маддер-акке».
Готовый бубен следует подвергнуть обряду очищения. освящения и оживления. Без него бубен считает- ся обычным музыкальным инструментом, не пригодным для магических действий. Вот что вспоминает об этом тувинский шаман Николай Ооржак: «В старые времена у нас (в Тыве.— О. Д.) проводили ри туал ожив*
лспия бубна. Сейчас его уже никто не знает. Старший учитель должен обязательно оживить бубен своего ученика. При этом два бубна связываются веревкой. Происходит ганец двух (людей]. После оживления новый бубен проходит но рукам всех собравшихся шаманов.
Каждый играет на нем, танцует и поет»[57]. Тем не менее у отдельных народов остались некоторые навыки «оживления» предметов. Помимо этого у каждого практикующего шамана имеются особые замечания и техники но освящению. Как говорит Н. Ооржак, «каждый человек (шаман) должен найти свой собственный ритуал, соответствующий его желанию». Поскольку бубен отражает всю Вселенную и в известном смысле является пространством (эфиром), в него должны поместиться силы четырех первоэлементов. Освящение проходит по созидающему небесном)' кругу: юг (голова, верх бубна) — огонь, восток (левая сторона) — воздух, запад (правая сторона) — вода, север (низ бубна) — земля. Первое действие связано с разогревом бубна, для чего его вращают над источником огня по ходу Солнца девять раз. В некоторых случаях
это движение можно совершать свечой вокруг неподвижно стоящего бубна. Когда в бубен входит таким образом сила огня, его очищают полынью или можжевельником против хода Солнца девять раз (сила воздуха). Затем совершается окропление молоком верхней част (головы) рукоятки. Для этого молоко трижды набирают в рот и трижды выдувают. Всего получается девять выдохов-окроплений, что символизирует проникновение силы воды. Для передачи силы земли бубен с внутренней стороны мажут табачной кашицей на воде в девяти местах: юг — восток — запад — север (созидающий небесный круг), восток - юг — запад — север (гармонизирующий небесный круг) и центр (точка эфира и мес- го сосредоточения эдена - духа хранителя бубна). Ког* да разогрев, очищение, окропление и помазание завершены, бубен нужно взять в левую руку и обрати п»- ся к восьми сторонам света, отбивая каждый раз соответствующий ритм: восток — Черепаха, юго-восток —
Олень, юг — Змея, юго-запад — Цапля, запад — Паук, северо-запад — Медведь, север — Тигр, северо-восток — Бык. В облегченном варианте восемь ритмов выстукивают на месте подряд от Змеи до Тигра, обращаясь лицом на юг. Следует помнить, что первое камлание с только что оживленным бубном следует проводить только для обретения связи с предками и для поиска вдохновения, отбивая при этом медленный ритм Змеи. Во время такого камлания должно произойти соединение духа нового бубна с духом бубнов, что принадлежали шаманам-иредшественникам. «При обрядах необходимо знать своих предков,— напутствует шаман Н. Ооржак.— От них приходит сила». Для символизации этого союза внутрь бубна или на шаманский пояс вешают еще один бубен маленького размера. Обычно он изготавливается точно так же, как и большой. Например берется подходящий спил от 6 до 12 см в диаметре и 1—2 см в ширину. Середина выбирается или выдалбливается, а на одну из сторон (иногда и на две стороны) натягивается кожа. Она может крепиться к
обручу девятью деревянными гвоздями (клиньями), стягивающим ремнем или кожаными шнурами. Обязательно делается крестообразная (реже — другой формы) ручка - деревянная или кожаная. Этот маленький бубен может заменить и обычный, когда воспользоваться им почему-либо затруднительно. Такие инструменты часто служили шаманам в пору становления в Сибири и на Крайнем Севере советской власти: в то время любая игра на бубне была запрещена и за это могли даже сослать в лагеря.
В наши дни тысячи раз описаны всевозможные модификации бубнов и барабанов, но все они, преодолевая расстояния, сохраняют единый, заложенный в древности принцип — обеспечение контакта людей с духами. Подчас поражают совершенно одинаковые технологии и принципы работы. В частности, на удивление похожи алтайские барабаны, найденные в захоронениях в вечной мерзлоте, и современные барабаны типа африканских тамтамов (см. рис. 107). Интересны также зоны распространения бубнов и барабанов с внешней рукояткой и двумя привязанными колоту шками, которые знакомы и тибетским ламам, и эскимосам Крайнего Севера, и перуанским индейцам (см. рис. 108).
Некоторые считают, что первый бубен, который послужил прототипом для всех последующих, хранится в горах Алтая, другие полагают, что он находится в тибетских Гималаях, в одном из храмов. Но скорее всего, он так и висит на мифических ветвях Мирового Древа, что растет на вершине высокой горы, и ждет второго прихода Небесного Шамана, чтобы в очередной раз донести до людей весть о спасении.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ БОЛЬШОГО ШАМАНСКОГО БУБНА
(Рассказывает мастер Андрей Яров, г. Талдом)[58]
Процесс изготовления бубна, который описан здесь,' не принадлежит какой-либо этнической группе пли народу. Это не попытка в точности скопировать существующую или существовавшую традицию. Скорее, это способ для современного человека самому пройти дорогами древних шаманов.
Воссоздать условия и некоторые материалы для изготовления бубна в наши дни подчас невозможно, цивилизация наложила свои отпечатки и на человека, и на условия его жизни. Но поскольку шаманизм является высоко адаптивной структурой, в дело всегда идет все, что работает. Так будет и на этот раз.
По своей сути бубен представляет собой обруч из дерева шириной от 4 до 10 см и диаметром от 40 до 60 см, обтянутый кожей. Прежде чем приступить к работе, следует тщательно изучить весь материал и взвесить свои возможности. Затем необходимо найти следующие основные материалы: козью шкуру, древесину, а также вспомогательные материалы: химические реактивы, инструменты, специальные приспособления. Указанные временные, температурные и другие режимы должны строго соблюдаться. Не торопитесь, помните, что вы не просто пилите доски или забиваете гвозди, а пытаетесь привнести в свою жизнь тайну. Здесь описана только технология, право оставить ее лишь в этом качестве или превратить в настоящее шаманское путешествие остается за вами.
1. Подготовка кожи для бубна
Для изготовления бубна, потребуются две невыделанных! (только так) козьих шкуры (см. рис. 110). Приобрести их не составит труда. Можно обратиться в пункты заготовки сырья или купить у частных лиц, содержащих скот. Прежде всего договоритесь с продавцом, чтобы шкура была правильно законсервирована, а именно: только что снятую шкуру нужно хорошо просолить со стороны мездры. Тщательно осмотрите выбранную шку ру: на ней не должно быть никаких по-
вреждений и сквозных дыр. Если шкура хорошо высушена, ее нельзя сгибать, разгибать и свертывать, потому что волокна кожи склеены между собой и очень ломки. Еще один существенный недостаток, влияющий на ее качество, это так называемые выхваты и вырезы. Они получаются, когда с забитого животного снимают шкуру, и ножом срезают слой кожи со стороны мездры, тем самым ослабляя данный участок, на котором потом может произойти разрыв.
Диаметр будущего бубна определяется размером шкуры, которую удастся достать. В любом случае, лучше не делать бубен менее 40 см, так как иначе звук будет недостаточно гулким. Но и гигантомании предаваться не стоит, бубен диаметром более 550—160 см даст нечеткий звук, потому что хорошо натянуть шкуру на большой обод очень трудно.
2. Выделка шкуры
Процесс обработки кожи изложен последовательно, поэтом)' чтобы не испортить материал, начинать выделку шкуры нужно только после тщательного изучения данной главы. Необходимо иметь в виду, что указанным ниже способом нужно выделать сразу две шкуры!
Сырье, пригодное к выделке(шкура), может находиться в следующих состояниях:
Сырая. Свежая, или парная, только что снятая шкура — это самый лучший материал для выделки. Если удастся достать такое сырье, нужно сразу пускать его в работу. Не консервируя и не засушивая.
Пресносухая. Снятая и засушенная без применения антисептиков шкура. Этот вид консервации встречается реже, такое сырье может сгнить, причем в сухом виде это не сразу заметишь.
Сухосоленая, (лмый распространенный вид хранения. При осмотре такого сырья хорошо заметны все недостатки, поэтому сделать хороший выбор несложно.
Мокросоленая. Такое сырье встречается очень редко. По качеству оно почти не уступает свежей шкуре.
а) Отмока
Гак называется первый этап выделки. Он состоит в том что шкуру (гольё) вымачивают в воде. При этом происходит
следующее: волокна кожи набухают и становятся эластичными. Размягчаются жир, остатки мяса, крови. Вымываются фязь и мусор, застрявшие в шерсти. Кроме того, во время этого процесса вымывается соли Если шкура была законсер- пировала солью, очень важно, чтобы соль была удалена в процессе отмоки. Ее остаток может повлиять на последующие химические реакции.
Процесс отмоки ведется в чистой воде при температуре 18—22*С и жидкостном коэффициенте 1:10. Вес
шкуры следует перенести н килограммы и умножить на 10 — это и будет требуемое количество воды в литрах. В качестве емкости лучше использовать подходящее по размеру ведро.
Длительность процесса 20—24часа. Воду при этом следует несколько раз менять, а шкуру через каждые 4 часа разминать и прополаскивать (операция похожа на стирку белья). Конечный результат — это хорошо вымоченная шкура, без малейшего содержания соли (желательно просто попробовать на язык).
б) Мездрение
Следующий, весьма трудоемкий процесс, в ходе которого со шкуры удаляются все остатки жира и мяса, сухожилий, подкожной клетчатки.
Для этого потребуется деревянный или фанерный щит размером метр на метр. На него нужно натянуть шкуру и прибить ее маленькими гвоздями. Растягивать шкуру следует сначала по длине, а потом по ширине (см. рис. 111). Далее потребуется инструмент для мездрения. Это может быть заточенный, со скругленными краями узкий шпатель или широкая стамеска (пользоваться ей нужно очень осторожно, чтобы не повредить шкуру). Если же под рукой нет ни того, ни другого, воспользуйтесь простой кухонной сечкой. Сильными скребущими движениями удалите с мездры остатки жира и мышц по всей площади шкуры. Для облегчения задачи можно отрезать части, которые не потребуются (лапы, голову), и подровнять шкуру по окружности, стараясь оставить се как можно большей но площади (см. рис. 112). После этого шкуру следует промыть в проточной воде.
в) Обезволашивание
Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. В этом помогут химические реактивы. В качестве основных компонентов реакции используются известь Са(ОН)2 и сернистый натрий, Na2S. Известь — это основной материал, применяемый в процессе золения. Ее преимущества заключаются в полной безопасности для шкуры, даже если взять извести больше, чем нужно. Известь негашеная (окись кальция СаО) на воздухе притягивает влагу и углекислоту. При взаимодействии с водой она гасится и переходит в гашеную известь (Са(ОН)2). Сернистый натрий используется в качестве
катализатора реакции и ускоряет процесс обезволаши- вания, он встречается в виде Na2S (плавленый) с содержанием 62% сернистого натрия и NagSgH^O (кристаллический или девятиводный) с содержанием 32% сернистого натрия. Он хорошо растворим в воде и дает сильную щелочную реакцию. При взаимодействии с кислотами разлагается с выделением ядовитого газа сероводорода. На воздухе сернистый натрий, поглощая из воздуха кислород и углекислоту, разлагается, поэтому хранить его следует в плотно закупоренной посуде.
Процессы, описываемые ниже, следует проводить в резиновых перчатках!
Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, следует развести в 1 литре воды 75 граммов плавленого сернистого натрия — Na2S или 150 граммов кристаллического девятиводного сернистого натрия — Na2SgH20. В полученный раствор постепенно добавить известь и, тщательно перемешивая, довести состояние массы до густоты сметаны. Известь можно использовать как гашеную, так и негашеную. Важно чтобы полученная смесь не содержала комков и была однородной. Затем массу следует нанести на мездру влажной, слегка отжатой шкуры равномерным слоем, особое внимание уделяя краям. Расход смеси на одну шкуру — 0,5—1 литр. После этого шкуру следует сложить волосом наружу и оставить при температуре 20—25°С. Шкура должна так лежать около 7—8 часов. Реакция идет с выделением «ароматного» газа сероводорода, однако ни о каком гниении здесь речь не идет.
Примерно за 2 часа до окончания процесса следует проверить прочность волосяного покрова. Если реакция идет нормально, то волос легко отделяется и в
этом случае его необходимо удалить весь, после чего тщательно промыть шкуру в воде, а со стороны мездры жесткой щеткой попытаться удалить как можно больше остатков обезволашивающей смеси.
г) Золение '
Для проведения этого этапа промытую после обезволашпваиия шкуру нужно взвесить, вес перевести в килограммы и умножить на 5. Полученная сумма равняется требуемому количеству воды в литрах. На каждый литр следует добавить 15 граммов плавленого сернистого натрия (Na2S) или 30 граммов кристаллического девятиводного сернистого натрия (Na2SgH20). Температура раствора должна быть 18—22°С. Золение продолжается 33—35 часов, раствор необходимо переодически перемешивать — через каждые 5—6 часов, по 2—3 минуты. Окончив золение, шкуру следует (1,5—2 часа) промыть в проточной воде.
д) Обеззоливание
Обеззоливание заключается в удалении извести и продуктов реакции в предыдущем процессе. Реакция ведется с применением сернокислого аммония — (N114)2804 (еще одно название этого вещества — сульфат аммония). Сернокислый аммоний не может повредить шкуру, гак как нейтрализация происходит в слабокислой среде. Реакция идет с выделением газа аммиака (NH3), чем и объясняется соответствующий запах.
Сульфата аммония следует взять 1,5% от веса шкуры и развести в воде при температуре 30—32°С. Количество воды равно весу шкуры в килограммах, умноженному на 3,5. Обеззоливание длится 1—1,5 часа при
■ЦрЩ перемешивании раствора через каждые 15 минут по
одной минуте. В конце шкуру следует в течение 30-40 минут промыть в проточной воде.
е) Сушка
Закрепите полученную шку ру, хорошо растянув по всей площади на деревянном щи ге с помощью мелких гвоздей (см. рис. 113). Высушите ее при температуре около 25°С. Сухую шкуру следует снять с гвоздей и хранит!» не сгибая и не складывая, чтобы не сломались волокна.
3.Обод бубна
Отправной точкой к определению размера обода, а следовательно и размера бубна, служит выделанная нами шкура. Для этого на ней рисуется окружность, так, чтобы она полностью вписывалась в размер шкуры (см. рис. 114). Линии нужно проводить со стороны мездры простым карандашом. Получив определенный диаметр, нужно уменьшить его на 10 см и нарисовать еще одну окружность. Диаметр этого малого круга и станет являться размером будущего бубна. Величину
заготовки для обода определяем по формуле длины окружности: L=2 R, где: L - длина окружности, л+ (число пи) равно 3,14, a R - радиус малой окружности. В упрощенном варианте можно воспользоваться тонкой веревочкой или ниткой, аккуратно разложив ее по всей малой окружности, а потом сделать замеры линейкой или рулеткой. Получив размер будущего обода (в каждом случае индивидуальный), можно приступать к поиску нужной древесины. Пригодными считаются лиственные породы деревьев. В нашем случае будет использоваться береза. Это дерево растет практически повсеместно и хорошо поддается обработке. Для изготовления обода потребуется ствол молодого дерева, диаметром 12—15 см и длиной, равной длине будущего обруча (но лучше всего, чтобы заготовка была на 5— 10 см больше). Бревно нужно распилить на доски толщиной 1,5 сантиметра (см. рис. 115), а затем выстрогать из подходящей доски заготовку для обода со следующими размерами: длина равна длине обруча, ширина — 7—8 см, толщина — 0,8—1 см. После этого планку следует поместить в воду (для этих целей подойдет ручей или водоем) и вымачивать ее 6—7 дней перед тем как делать обод.
Традиционно доска вываривается в кипятке, но это требует специфических приспособлений и, прямо скажем, не всякому' под силу, а потому мы отступим от классической технологии. Для того чтобы сделать из получившейся планки обод, потребуется матрица (шаблон). Изготовить ее можно двумя способами: