Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу (таблицы 10-12)
Таблица 10.
Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу до и после эксперимента | ||||
Наклон головы | Контрольная гр. | Экспериментальная гр. | ||
Кзади/Кпереди | До | После | До | После |
Норма 35—45°/0/35—45° | ||||
Ниже нормы |
Таблица 11.
Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу до и после эксперимента | ||||
Наклон головы | Контрольная гр. | Экспериментальная гр. | ||
Вправо/Влево | До | После | До | После |
Норма 45/70/45° | ||||
Ниже нормы |
Таблица 12.
Результаты измерений движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу до и после эксперимента | ||||
Вращение головы | Контрольная гр. | Экспериментальная гр. | ||
Вправо/Влево | До | После | До | После |
Норма 60—80°/0/б0—80°. | ||||
Ниже нормы |
Результаты измерений гибкости позвоночного столба.
Оценка показателей гибкости позвоночного столба в основной и контрольной группах до эксперимента показала отсутствие различий между группами и оказалась положительной (7,5 и 8) (р>0,05).
Исследование этих показателей у детей, занимающихся лечебной гимнастикой, после эксперимента достоверно улучшились и составили 15 (р<0,05). У детей контрольной группы изменения данных были статистически незначимыми и составили 8 (р>0,05), (рисунок 9).
Сравнение средних показателей после эксперимента у детей основной группы и контрольной группы (12,2 и 13,1) показало достоверное различие (р<0,05). Разница составила 4,8 у контрольной гр. И 5,1 у экспериментальной гр.
Т.е. применение комплекса упражнений АГ на занятии самбо является эффективным способом развития гибкости позвоночного столба.
Рисунок 9. Динамика гибкости позвоночного столба (р<0,05).
Таким образом, улучшение гибкости позвоночного столба у подростков, применяющих комплекс упражнений АГ на занятии самбо, свидетельствует о лучшем функциональном состоянии их организма, по сравнению с подростками, занимающиеся по программе самбо без комплекса АГ.
Выводы
1. Анализ литературных источников показал, что нарушение осанки приводит к серьезным негативным последствиям для здоровья человека, является оной из глобальных проблем населения в России. Ежегодно увеличивается процент людей страдающих от последствий нарушении осанки.
2. Предложен новый комплекс упражнений адаптивной гимнастики для подростков 12-14 лет простой в исполнении, не требующий больших материальных затрат, по уровню физической нагрузки адекватен возрасту.
3. Оценка результатов занятий комплексом упражнений адаптивной гимнастики, подростков с нарушением осанки показала высокую эффективность предложенного комплекса в результате улучшения показателей состоянии осанки.
4. В выполнении упражнений предложенного комплекса присутствует легкость и комфортность в восприятии и усвоении элементов, коррекционное воздействие. Комплекс упражнений вносит разнообразие в занятие лечебной физкультурой и вызывает интерес у детей.
Заключение
Изменения, происходящие при нарушенной осанки, являются отражением роста и развития позвоночника. Обнаруженные предпосылки к изменению структуры мышц многие исследователи рассматривают как вторичные, развивающиеся в результате прогрессирования в сколиотическую деформацию позвоночника.
Полученные результаты исследования говорят о том, что у испытуемых обеих групп уровень физического развития находится примерно на одном уровне. Динамика показателей проводимых проб после использования специального комплекса упражнений имеет тенденцию к улучшению, однако не имеет статистической значимости. Это связано с малой продолжительностью занятий. Для получения достоверных результатов и повышения эффективности следует увеличить время занятия и их продолжительность.
На первом этапе было изучено состояние осанки подростков 12 – 14 лет на базе МБУДО «Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по самбо и дзюдо «Витязь» имени И.И. Пономарева» г. Перми.
Сформировано две группы подростков с нарушением осанки: контрольная и экспериментальная. Подростки обеих групп занимались борьбой самбо, но с подростками экспериментальной группы дополнительно проводились занятия адаптивной гимнастики.
На втором этапе исследования разработан комплекс упражнений адаптивной гимнастики, который был использован при занятиях самбо с экпериментальной группой в количестве 10 человек. Занятия проводились в спортивном зале школы 3 раза в неделю на протяжении 1 месяца. Перед началом эксперимента и после проведения эксперимента проведено исследование состояния осанки (тест «Matthiassh» на распознание степени нарушения осанки, метод определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937),
измерение движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу, ощупывание позвоночника).
Таким образом, адаптивная гимнастика – один из возможных методов коррекции нарушения осанки среди школ дополнительного образования Применение занятий адаптивной гимнастики в условиях образовательного, тренировочного процесса способствует сохранению здоровья подростающего поколения.
Список литературы
1. Белокрылов Н.М., Шарова Л.В ЛФК в ортопедии и травмотологии учебник направления подготовки 29.03.02 «физкультура для лиц……»изд. ПГГПУ, 2015 г. 124 стр.
2. Безух К.Е. Культура здоровья школьников. 5-11 классы. 2011. 263 стр.
3. Бобырь А.И. Здоровый позвоночник по методу Бобыря. Эксмо, 2011. – 240 стр.
4. Сергиевич А.А. Самостоятельные занятия физкультурой при нарушениях опорно – двигательного аппарата: учебное пособие / А.А. Сергиевич – Омск: Изд-во. Ом.гос. Ун-та, 2011.- 84 стр.
5. Палей Л. «Исправляем осанку: уникальная лечебная гимнастика». 2013 г. 128 стр.
6. Елжова И. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образоватеьном учреждении. 2011 г. 215 стр.
7. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. «Пособие для учителей и школьных врачей». М.:Просвещение 2011.- 95стр.
8. Маркелов В.В Здоровьесберегающее образование в школе: учеб. Пособие по спецкурсу. Пермь. 2013. 158 стр.
9. Чедов К.В. проектирование индивидуальных здоровьесберегающих траекторй старшеклассников в условиях спортизации общеобразовательных школ. Чайковский 2013. 174 стр.
10. Актуальные вопросы педиатрии: материалы меж-регион. Науч-прак. Конф. Пермь 2014 г. 18 стр.
11. Здоровье и образование. Формирование здорового и безопасного образа жизни, экономической культуры в условиях перехода на ФГОС. Материалы 14- й краевой науч-прак. Конференции ( 24-25 апреля 2013г.) Пермь 2013 г. 152 стр.
12. Гуровец Г.В. возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей. 2013.431 стр.
13. Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н. Боль в спине. 2014. 368 стр.
14. Лядова Н.В. Здоровье и образование. Здоровьесберегающее обучение и воспитание условиях перехода на ФГОС. Материалы 13 – й краевой научно-практической конференции ( 25-26 апреля 2012 г) Пермь 2012 . 278 стр.
15. Миронов С.П. Труды 2-й научно практической конференции «Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата» 24-25 апреля 2012 г. Моссква. 106 стр.
16. Петлякова Э.Н. Уроки здоровья в начальной школе. 2011. 222 стр.
17. Югова Е.А. возрастная физиология и психофизиология. 2011.336 стр.
18. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. 2011. 215 стр.
19. Старкова Е.В. Традиции и инновации в спорте, физической культуре и спортивной медицине. 2012. 250 стр.
20. лечим позвоночник. Иллюстрированная энциклопедия. Авторские методы. 2011. 320 стр.
21. Максимов Д.В., В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков. «Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо) теоретико-практические рекомендации. ТВТ Дивизион Москва 2011 г. 160 стр.
22. Пешкова О.В. Физическая реабилитация при нарушениях осанки и плоскостопии: метод. пособие / О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак. – Х.: СПДФЛ Бровин А.В., 2012. – 126 с.
23. Шарова Л.В. Комплексная оценка и коррекция адаптационных возможностей организма студентов с различным уровнем двигательной активности. 126 стр. 2012 г.
24. http://www.sambo-fias.org/news/7477
25. Фищенко В.Я., Вердиев В.Г., Печерский А.Г. Клиника, диагностика и лечение больных с травматолого-ортопедическими заболеваниями. Баку, 1988. С. 69 -75.
26. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Л.: Медицина, 1981. 279 с.
27. Цивьян Я.Л. Патология позвоночника. Л., 1980. С, 3 – 20.
28. Цивьян Я.Л. Сколиотическая болезнь и ее лечение. Ташкент: Медицина, 1972. 223 с.
29. Шаргородский В.С., Коваль Д.Е. Некоторые аспекты физкультуры при сколиозе // Ортопедия, травматология и протезирование. Киев, 1982. Вып. 12. С. 105 -107.
30. Шкляренко А.П. Физиологические принципы использования физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков. Краснодар, 2001. 200 с.: ил.
Приложение 1.
Результаты определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937), определение амплитуды движений позвоночника в сагиттальной плоскости (сгибание — разгибание) до эксперимента
Объем движений в направлении сгибание | Объем боковых движений | |||||||
Отделы позвоночника | ||||||||
Шейный норма 100° | Грудной норма 40° | Поясничный норма 65° | Шейный отдел норма 45° | Шейный отдел норма 45° | Грудной отдел норма 20° | Поясничный отдел норма 40° | ||
№ | ФИО | - | - | - | - | - | - | - |
Батыршин Айрат Нафисович | ||||||||
Болков Денис Витальевич | ||||||||
Брюхов Даниил Валерьевич | ||||||||
Бурцев Данил Юрьевич | ||||||||
Васильев Никита Андреевич | ||||||||
Вилисов Матвей Михайлович | ||||||||
Винс Андрей Андреевич | ||||||||
Галкин Сергей Евгеньеич | ||||||||
Давлетшин Ильяс Тагирович | ||||||||
Каменщиков Дмитрий Алексеевич | ||||||||
Каюмов Руслан Радикович | ||||||||
Кузнецов Константин Николаевич | ||||||||
Лукянец Владислав Андреевич | ||||||||
Мануилов Лев Андреевич | ||||||||
Набатов Никита Сергеевич | ||||||||
Налетов Егор Иванович | ||||||||
Оленев Вячеслав Геннадьевич | ||||||||
Павлецов Федор Павлович | ||||||||
Чугунов Евгений Николаевич | ||||||||
Щепелин Илья Павлович |
Объем движений в направлении сгибание — разгибание равен в шейном отделе 100°, в грудном—40°, поясничном—65°. Объем боковых движений в шейном отделе —45°, грудном —20°, поясничном —40° (Chapchal, 1954). Вращение позвоночника, по Молье, в шейном отделе совершается в пределах 70—90°, в грудном — 80—120°.
Приложение 2.
Результаты определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937), определение амплитуды движений позвоночника в сагиттальной плоскости (сгибание — разгибание) после эксперимента
Объем движений в направлении сгибание | Объем боковых движений | |||||||
Отделы позвоночника | ||||||||
Шейный норма 100° | Грудной норма 40° | Поясничный норма 65° | Шейный отдел норма 45° | Шейный отдел норма 45° | Грудной отдел норма 20° | Поясничный отдел норма 40° | ||
№ | ФИО | - | - | - | - | - | - | - |
Батыршин Айрат Нафисович | ||||||||
Болков Денис Витальевич | ||||||||
Брюхов Даниил Валерьевич | ||||||||
Бурцев Данил Юрьевич | ||||||||
Васильев Никита Андреевич | ||||||||
Вилисов Матвей Михайлович | ||||||||
Винс Андрей Андреевич | ||||||||
Галкин Сергей Евгеньеич | ||||||||
Давлетшин Ильяс Тагирович | ||||||||
Каменщиков Дмитрий Алексеевич | ||||||||
Каюмов Руслан Радикович | ||||||||
Кузнецов Константин Николаевич | ||||||||
Лукянец Владислав Андреевич | ||||||||
Мануилов Лев Андреевич | ||||||||
Набатов Никита Сергеевич | ||||||||
Налетов Егор Иванович | ||||||||
Оленев Вячеслав Геннадьевич | ||||||||
Павлецов Федор Павлович | ||||||||
Чугунов Евгений Николаевич | ||||||||
Щепелин Илья Павлович |
Приложение 3.