Основное содержание занятия. «Волшебный компот».Ведущий предлагает детям вспомнить книжку Яна Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»: двое детей случайно
«Волшебный компот».Ведущий предлагает детям вспомнить книжку Яна Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»: двое детей случайно выпили сладкую жидкость и в результате превратились в крошечных человечков и жили среди насекомых. А если в школьную столовую по ошибке вдруг привезут такой волшебный компот и все ученики разом станут ростом в один-два сантиметра? Что будет тогда? Как изменится жизнь детей? Как будут проходить уроки? Как будут обращаться с малютками родители и учителя? Пофантазируйте все вместе на эту тему.
«Царевна Несмеяна».Вспомните русскую сказку о царевне Несмеяне. Выберите на роль царевны одного из участников. Все остальные должны по очереди попытаться рассмешить Несмеяну всеми дозволенными способами, а ее задача — не смеяться, пока хватит сил. Пусть в этой роли попробует себя большинство детей, а также ведущий. По окончании игры обсудите способы, которыми пользовались участники. Какие из них можно признать самыми лучшими? А кто оказался самой стойкой Несмеяной?
Комментарии для Ведущего
Необходимо помочь детям использовать различные средства, чтобы рассмешить Несмеяну: мимику, жесты, походку, голос и т.п., иначе дети будут повторять друг друга.
Занятие 4. Мои сны
Разминка
«Мысленные картинки».Знакомое упражнение (см. занятие 3) выполняется с некоторым усложнением: прослушав музыку и поделившись своими фантазиями, дети выбирают наиболее выразительную и содержательную мысленную картинку и инсценируют ее, а автор этой фантазии становится постановщиком сценки.
«Небылицы».Дети опять сочиняют невероятные истории, но на этот раз вводится такое условие: небылицы должны быть смешными.
«На что похож этот звук?»Ведущий предлагает детям послушать с закрытыми глазами различные звуки (шуршание бумаги, переливание воды, щелканье пальцев, стук по различным поверхностям, звяканье ложки о батарею и т.п.), а затем догадаться, что это за звук, и подумать, как можно получить похожие звуки.
«Песочные картинки».Используйте для этого упражнения рамки с двойными стеклами, между которыми пересыпается разноцветный песок, образуя необычные пейзажи. Понаблюдайте все вместе за пересыпанием песка, за тем, как складывается картинка, и сочините коллективную историю о том, что это за местность, кто там мог оказаться и что с ним произошло. «Песочную сказку» можно записать, выбирая самые удачные варианты развития сюжета.
Основное содержание занятия
«Самый интересный сон».Ведущий рассказывает детям о своем (или чужом) интересном сне, а затем все дети обмениваются рассказами о своих необычных снах.
«Рисунок сна».По окончании беседы дети принимаются за рисование: нужно как можно более выразительнозапечатлеть на бумаге свой самый красивый сон.
Комментарии для Ведущего
Инсценирование «мысленных картинок» проводится с использованием элементов психодрамы. Ребенок «лепит» из остальных участников персонажей своей картинки и обстановку: Деревья, домик и т.п. Важно спросить ребенка, кто будет играть роль его самого (если он присутствует в картинке).
Занятие 5. Я умею сочинять!
Разминка
«Мысленные картинки».Знакомое упражнение повторяется под музыку. Постарайтесь каждый раз подбирать музыку разного характера. После рассказов о фантазиях инсценируйте самые интересные сюжеты, навеянные музыкой.
«На что похож этот звук?»Повторите упражнение с разгадыванием источников различных звуков с закрытыми глазами {см. занятие 4). Можно предложить детям роль ведущего: пусть они сами «загадывают» новые звуки.
«Ассоциации».Дети поочередно вытягивают карточки со словами: «школа», «тетрадь», «звонок», «ужин» и т.д. Нужно придумать как можно больше ассоциаций к каждому слову.
«Свечка».В тесном кругу зажгите свечку, несколько минут посидите вокруг нее тихо, вглядываясь в пламя. Попросите детей рассказать о том, какие образы или ситуации представляются им, когда они смотрят на огонь.