Оздоровительная физкультура

Вопрос 1

Гален (греч. Γαληνός; 129 или 131 год — около 200 или 210 года) — античный медик.

Достижения: Описал около 300 мышц человека.

Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности».

Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства».

Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза.

Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

В средние века католическая церковь и схоластика (см. ниже) использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм — искаженное, односторонее понимание учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а затем и исправление ряда ошибочных положений этого учения потребовали многих столетий.

Учение Галена и его значение для развития науки трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Га-лен был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом — врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.

Гален – римский врач и естествоиспытатель, жил во 2 веке до н.э.) – концепция, согласно которой влияние телесных соков на темперамент и генезис болезней является решающим. Это направление в медицине было канонизировано католической церковью и преобладало в Европе во времена средневековья. Галенизм – прообраз соматического направления в психиатрии, согласно которому любое психическое расстройство имеет соматическую природу.

Вопрос 3

Эпоха возникновения, развития и упадка феодальных общественно-экономических отношений для подавляющего большинства стран Европы, частично и других континентов, приходится на средние века. В то время как Западная Римская империя в результате завоеваний тевтонами, кельтами, готами была в состоянии экономического и культурного упадка, восточная часть Римской империи - Византия хранила и развивала еще в течение веков достижения античной культуры, в частности и в отрасли научной медицины. Врачам-ученым Византии принадлежит большая заслуга складывания сборников, в которых они кроме своих наблюдений вмещали цитаты из произведений многих античных авторов - специалистов из медицины. Автором одного из самых известных таких сборников был Орибазий из Пергамма (326-403), дворовый врач императора Юлиана.

Орибазий уклал сборник "Синопсис" из 72 книг классических литературных трудов, в который вошли отдельные труды Гиппократа, Герофила, Еразистрата, Галена. Исключительное значение сборник Орибазия имеет для истории хирургии. Он наводит труды многих хирургов, которые без этого оставались бы неизвестными для истории медицины. Среди хирургов он вспоминает Антиллу, Филагрия - авторов известных методов операции аневризм, которыми пользуется и современная хирургия.

С 72 книг сборника Орибазия до нас дошло лишь 17. В них находим первое описание слюнных желез, более обстоятельно описаны женские половые органы. Орибазий уже признавал неопровержимый авторитет Галена; из него, можно сказать, начинается галенизм.

Сборник Аеция Амидского (VI ст. н. е.) состоит из 16 книг. Важнейшими из приведенных в сборнике есть труды Архигена и Посидония, в которых сделана первая попытка связать нервные, психические заболевания с заболеванием мозга. Посидоний различал передний, средний и задний мозг. В переднем мозгу он локализовал представление, в среднем - ум, в заднем - память, исходя из того, что нарушение каждого из этих видов деятельности мозга может наступать отдельно, независимо от другого.

Сохранился сборник из 7 книг Павла Егинского (VII ст. н. е.). Павел Егинський - ученик школы в Александрии, где он с большим успехом продолжал врачебную деятельность и после захвата этого города арабами, его сборник классических медицинских трудов с приданием собственного большого опыта, главным образом в отрасли хирургии, было переведено на арабскую, позже на латинский языки, и он широко использовался в медицинских школах еще в XV - XVI ст.

Из врачей-ученых Византии самым оригинальным был Александр Тралєсский (526-605), родом из Эфеса, врач императорского двора. Ему принадлежат труды, собранные в 12 книгах, в них описан со многими новыми деталями ряд нервно-психических заболеваний, глазные и кишечные заболевания. Среди последних более подробно описано кишечных паразитов. Он считал, что врач должен прежде всего предотвращать заболевания, выяснять причины их, на что мало обращали внимание в те времена. "На больного он должен смотреть как на город в осаде и пытаться спасти его всеми средствами науки и мастерства, писал Александр Тралєсський.- Назначение сильного слабительного, прижигания, массивные кровопускания - это наказание для больного, а не лечения. Нужно, выбавляя болезнь, не выбавить самого больного. Одно из важных заданий врача - предотвратить болезнь".

Александр Тралєсский создал большую школу, среди его учеников были выходцы и из славянских земель - Болгарии, Сербии, Хорватии, которые входили в состав Византии.

В Византии медицина и лица, которые избрали медицинскую профессию, были в большом почете. Поскольку новая христианская религия считала уход за больными за большую добродетель, медицину изучали широкие круги образованных людей как среди светских, начиная с императора, так и среди духовных - вплоть до патриарха. Император Эммануил I Комнен считал себя настолько компетентным в медицине, что лично лечил своего высокого гостя императора Германии Конрада III. Медицину изучали и женщины, которые работали в госпиталях. По уставу, при всех греческих монастырях были госпитали. В монастыре Пантократора, основанному в 1112 г. императором Иваном III, работало 10 врачей, из них 3 хирурга и 7 помощников.

Ученые-врачи Византии внесли много нового в лечение внутренних болезней, гинекологию, педиатрию, военную хирургию. Воспитанником Александрийской школы Николаем Миренсом, который был врачом императора Михаила III Палеолога, была составлена фармакопея (в 1261 г.) из 2656 лечебных форм, которая была основой для западной медицины к XVII ст. Парижский медицинский факультет пересмотрел ее лишь в 1651 г. В IX ст. в Константинополе была организована первая в мире высшая школа типа университета. Среди других наук в этой школе выкладывали и медицину. Одновременно подобная школа была основана в Болгарии в г. Охриди врачом Климентом (умер в 916 p.).

Со временем условия для развития науки в Византии становились все худшими. Кроме беспорядков социального характера в самой империи, постоянных войн с разными завоевателями, которые посягали на эту богатую страну, духовные силы народа тратились на борьбу с разными ересями - уклонами в новой, еще не вполне оформленной государственной религии - христианстве, которое, став ортодоксальным, все больше подавляло человеческий ум.

Христианство официально изменило культ греко-римських богов в Византии во времена правления императора Константина (306- 337). По христианскому учению, земная жизнь само по себе есть лишь переходное состояние усовершенствования души для блаженства в загробной жизни. Культ здорового красивого тела, земных радостей, который был свойствен мировоззрению античных греков и римлян, изменился культом "убивания плоти". Все, что делает жизнь радостной, светлой, - от дьявола. Наука, по мнению представителей церкви, - "служанка богословия", все, что надлежит знать человеку, открыто ей в святом письме, в произведениях отцов церкви и признанных ею авторитетов давних времен, которых в свое время "бог сподобив" и открыл им истину. Все новые открытия в науке вызывали подозрение, все, что хоть наименьшей мерой отличалось от догм церкви, считалось ересью. Такое отношение церкви к науке со всей жестокостью оказалось в Западной Европе, где церковь возглавили римские папы, создав со временем самое могучее в истории человечества религиозное объединение - католическую церковь, от тяжелого, реакционного влияния которой народы многих стран еще не полностью освободились и до наших дней.

Сначала, когда к христианам перешли греко-римские храмы, они устраивали в них убежища для больных, людей преклонных лет, калек. Первые такие убежища-больницы были основаны армянами в кесарии (Малая Азия) в 369 г. и византийской императрицей Євдокиею в 400 г. в Иерусалиме.

Устав монастыря (Пантократор), при котором была Кесарийская больница, предусматривал определенный порядок присмотра и лечения больных. После крещения Руси были использованы и традиции монастырской медицины Византии. Присматривали и лечили больных в первом монастыре Руси - Киево-печерской лавре.

Другой тип больниц сложился на Востоке из "ксенодохий" (дословно "помещений для чужестранцев"), убежищ для путешественников (дома для паломников на Руси).

Наибольшим лечебным заведением тех времен был госпиталь в Константинополе. В госпитале были отдельные отделы для хирургических больных и больных лихорадкой. Во главе этих отделов стояли опытные врачи. Они имели помощников, специально подготовленных для ухода за больными. Количество кроватей в госпитале вычислялись многими сотнями.

Массовое распространение заразных болезней не было известно в древнем мире в таких масштабах, которых оно приобрело в эпоху средневековья. Развитию эпидемий способствовали целый ряд условий: рост городов с характерными для них скученностью, перенаселенностью и грязью; массовые передвижения огромного количества людей - так называемое большое переселение народов (готов, гуннов, монголов и др.) с востока на запад; позже - большое колонизационное движение в обратном направлении - крестовые походы (восемь походов за период с 1096 по 1291 г.). Эпидемии в эпоху средневековья, как и в древности, описывались обычно под обобщенным названием "мор" - lojmos (неточный перевод - "чума"; чума Константина, Юстиниана и др. за именем византийского императора, во время царствования которого происходила эпидемия). Судя по описаниям, это были самые разнообразные болезни - сыпной тиф, дизентерия, оспа и др.; часто загорались мешаные эпидемии. В связи с колоссальным распространением проказы (под этим названием объединялись целый ряд болезней) во время крестовых походов был образован орден святого Лазаря для ухода за прокаженными; убежища эти получили название лазаретов.

Больницы вырастали также из убежищ для калек и неизлечимо больных, богоделень (в частности, для душевнобольных). В зародыше такие заведения были уже при храмах в Египте и в других странах древнего Востока.

Следовательно, из разнообразных источников и под разными названиями в Византийской империи сложились больницы как специальные заведения для присмотра и лечения больных, преимущественно под эгидой церкви. Впоследствии они получили распространение в других странах Востока и Запада. Византия в истории медицины, как и в других отраслях культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследства в страны Востока и Европы. Особенное влияние она имела на развитие медицины славянских народов, Армении, Грузии.

Вопрос №5

Культура народов арабских халифатов, широко использовавшая и перерабатывавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда

Складывавшаяся в странах арабского халифата культура была много­национальной, наряду с арабами ее развивали иранцы, народы Средней Азии, берберы, мавры, египтяне и другие народы. Арабский язык в стра­нах халифата играл роль, близкую к той, которая принадлежала латин­скому языку в Западной Европе.

Среди ученых стран Востока большое место занимали ученые Хо­резма. Видный математик, географ и астроном Мухаммед Ал-Хорезми, живший на рубеже VIII и IX веков, был одним из родоначаль­ников алгебры. Ал-Хорезми принадлежит известная книга «Картины мира», в которой он заложил основы географии и этнографии Восточной Европы. Как математик и географ Ал-Хорезми имел в Средней Азии многочисленных последователей, включая Улугбека, внука Тимура, осно­вавшего в XV веке крупную обсерваторию в Самарканде.

Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в твор­честве Ибн-Сины и Ал-Бируни, ученых X—XI веков, членов хорезмий-ской «академии», подлинных энциклопедистов. Ал-Бируни был астроно­мом, географом, минералогом, этнографом, историком. За 5—6 столетии до Коперника и Галилея он отстаивал гелиоцентрическое строение мира.

Большого развития в арабском халифате достигла химия. Ученые стран Востока проложили путь ряду позднейших открытий, хотя и ста­вили себе подчас фантастические задачи (влияние алхимии). Восточные химики должны были удовлетворять хозяйственно-производственным за­просам своего времени, в частности в связи с горными промыслами, уча­ствовать в добывании, обработке металлов, серы, ртути и' других работах. Они впервые сконструировали и ввели в употребление перегонный куб, водяную баню и другие общеупотребительные в настоящее время пред­меты оборудования химической лаборатории; они же ввели дистилляцию, фильтрование и пр. Ученый Джабир (Ал-Джебр), известный в Европе под именем Гебера (VIII—IX века), получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т. д.

Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых осо­бенно выделялись Багдад (VIII—IX века) -и Кордова (X век). В Запад­ном арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек, 10 выс­ших школ. В Западной Европе в то время было только два универси­тета — в Салерно и Париже.

Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина со­ставляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. В ме­дицине, как и в других областях знания, сказался многоплеменный харак­тер населения арабских халифатов. Видными деятелями в медицине яви­лись представители многочисленных народов, населявших халифаты или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы (основатели круп­ных больниц и школ с IV века, еще до образования первого халифата), хорезмийцы, иранцы (персы), армяне, азербайджанцы, египтяне, мавры, евреи, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Мерве (ныне Мары), Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи.

Большую роль в развитии медицинских знаний играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского «а латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Перевод­чики эти (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие клас­сиков античной медицины, забытое тогда в Европе.

Врачи в Византийской империи и арабских халифатах сыграли боль­шую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время они самостоятельно развивали и дальше разрабатывали меди­цинские знания. Медицина народов Востока времен арабских халифатов сохранила и распространила греческую медицину, пробудила живое чув­ство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, способствовала разработке теоретической и практической медицины, ввела много лекарственных веществ, усовершенствовала приготовление лекарств. Врачи арабских халифатов сыграли большую прогрессивную роль не только в развитии медицины своего времени; они оказали значительное влияние на развитие медицины у наро­дов Западной Европы. Восточ­ная средневековая медицина обогатила прогрессивную меди­цинскую науку эпохи Возрож­дения и оказалась одним из ее ценных источников.

В странах Востока в круп­ных городах были большие больницы. Вслед за больница­ми в странах Востока впервые появились аптеки. Развитие ап­течного дела как лекарствове­дения тесно связано с дости­жениями ученых Востока в об­ласти химии. Преследуя в пер­вую очередь практические цели, больницы и аптеки оказали большое влияние на развитие медицинских знаний. Там были специальные

должностные лица по наблюде­нию за врачами и аптеками. Существовали научные учреждения, включав­шие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали научные учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X веке, «академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI века.Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатоз были X—XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.

Ар-Раэи, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о спо­собе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.

Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал опи­сание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от различного сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невос­приимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально раз­работанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.

В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения ино­родных тел из глотки и один из первых начал применять вату при пере­вязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на част­ные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не мо­жет лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О меди­цине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицин­ских (ракультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описа­ния их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описа­ния болезней, встречающиеся в медицинских сочинениях», говорил Ар-Рази.

Запрещение Кораном вскрытия трупов и вивисекций было причиной относительно невысокого уровня самостоятельных анатомических исследо­ваний ученых-мусульман. Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, главным образом из сочинений Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов, и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем изучение инфекционных болезней, лекарствоведение, гигиена.

Вопрос № 6

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на[1] , или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский[2] учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.[3]

Книга исцеления

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Латинская копия «Канона врачебной науки»

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из 2600 лекарственных средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения[4].

«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого, в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Оздоровительная физкультура

Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы.

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.

Химия

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Вопрос №7

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (около 865, Рей — около 925, там же) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater.

Алхимия и ятрохимия

Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип — «Соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.

В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса:

землистые (минеральные) вещества,

растительные вещества,

животные вещества

Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп[1]:

«духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;

«тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);

«камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;

купоросы, шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);

«бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура;

«соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.

Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.

Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).

Медицина

Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки.

Вопрос №8

Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

СХОЛА́СТИКА (от ср.-лат. scholastica — "школа, учение") — метод познания, основанный на проверке истин веры логическим, рациональным путем. Термин относят главным образом к течению христианской мысли, которое сформировалось в Византии в VI в. и в западноевропейской теологии IX—XV вв. Христианская схоластика основана на трудах Аристотеля и философии неоплатонизма (см. Отцы Церкви). В ином значении термин "схоластика" употребляют в качестве синонима пустого словословия, бесцельной игры понятиями, жонглирования словами и терминами при выхолощенности смысла. Схоластическое мышление естественно возникает от неразрешимости сложных вопросов теории (см. искусствознание; содержание и форма в искусстве; теория искусства; сравн. дидактика; инвенция; кончетто; логика красоты; логос; реализм; риторика, софистика; эпитафия).

Центрами средневековой медицины были университеты. Прототипами западноевропейских университетов явились школы, существовавшие в арабских халифатах и школа в Салерио. Высшая школа типа университета существовала в Византии уже в середине IX века. В Западной Европе университеты представляли сначала частные объединения учащих и учащихся, в известной мере аналогичные ремесленным цехам, в соответствии с общим цеховым строем средневековья. В XI веке возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, в XII—XIII веках появились университеты в Болонье, Моипелье, Париже, Падуе, Оксфорде, в XIV веке — в Праге и Вене. Число учащихся в университетах не превышало нескольких десятков на всех факультетах. Уставы и учебные планы средневековых университетов контролировались католической церковью. Весь строй жизни университетов был скопирован со строя церковных учреждений. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам. Светские врачи, вступая в медицинские должности, принимали присягу, подобную присяге священников. В университетах допускалось изучение и некоторых античных писателей. В области медицины таким официально признанным античным автором был прежде всего Гален. У Галена средневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, но совершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлось главной его заслугой. Из произведений

Гиппократа были приняты те, где с наименьшей силой получили отражение его материалистические воззрения в медицине. Задачей ученых было в первую очередь подтверждать правильность уче ния признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его. Комментарии к произведениям того или иного авторитетного писателя были основным видом средневековой научной литературы. Естествознание и медицина питались не экспериментами, а изучением текстов—Галена и Гиппократа. Галилей рассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы признать это истиной».

Методы преподавания и самый характер науки были чисто схоластическими. Студенты наизусть заучивали то, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведения Гиппократа, Галена, ИбяСины (Авиценны). Слава и блеск средневекового профессора заключались прежде всего в его начитанности и в уменье подтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какогонибудь авторитета и приведенной напамять. Диспуты представляли самый удобный случай высказать все свое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано, и средневековое исследование стало просто истолкованием известного. Широко использовались комментарии Галена к Гиппократу, многие комментировали Галена.

В XIII—XIV веках в университетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ее отвлеченными построениями, умозрительными заключениями и спорами. Поэтому в западноевропейском лекарствоведении наряду со средствами, добытыми медицинской практикой, находили место и такие, применение которых основывалось на отдаленном сравнении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали на воображение или удовлетворяли прихоти богатых классов.

Наши рекомендации