Общая анатомия нервной системы
Морфологическая и функциональная характеристика нервной системы. Значение нервной системы в дифференциации и интеграции организма, обеспечении его целостности и связи с внешней средой.
Развитие нервной системы - элементы филогенеза и онтогенеза.
Нервная ткань. Нервная ткань - материальная основа нервной системы. Общая характеристика нервной ткани. Нейроны, их морфологическая и функциональная классификация. Микроскопическая характеристика нейронов. Специальные органоиды нейронов, их строение и функциональное значение. Серое и белое вещество мозга. Ядра и узлы нервной системы. Нервные волокна, их виды. Особенности строения мякотных и безмякотных нервных волокон. Периферические и центральные мякотные нервные волокна. Нейроглия, ее строение и функция.
Нервы. Строение нервов и их функциональное значение.
Виды нервов. Нервные окончания и их виды. Рецепторы. Понятие об экстерорецепторах, интерорецепторах и проприорецепторах. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Понятие о синапсах. Центры и проводящие пути мозга.
Деление нервной системы соответственно строению и развитию организма на соматическую и вегетативную (автономную), условность такого деления.
Деление нервной системы по топографическому принципу на центральную и периферическую.
Ход работы:
1. В атласах рассмотреть строение клеток и нервных волокон нервной системы.
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиястроение клеток и нервных волокон нервной системы.
Контрольные вопросы:
1. Морфологическая и функциональная характеристика нервной системы.
2. Нейрон, строение виды.
3. Серое и белое вещество мозга.
4. Виды нервов.
Обеспечение: влажные препараты, муляжи, таблицы, атласы.
Продолжительность: 2 часов
Тема занятия 23: Строение спинного мозга.
Цель занятия: изучить внешнее и внутреннее строение спинного мозга.
Задачи занятия: рассмотреть внешнее и внутреннее строение спинного мозга и строение рефлекторной дуги.
Центральная нервная система
Спинной мозг. Форма, величина, положение и внешнее строение спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга: серое и белое вещество, центральный канал. Передние, задние и боковые рога серого вещества спинного мозга. Расположение двигательных, чувствительных и вставочных нейронов. Ретикулярная формация. Спинномозговой узел. Корешки спинного мозга. Спинномозговые нервы. Сегментарное строение спинного мозга. Нервный сегмент и его элементы. Взаимосвязь спинного мозга с головным мозгом. Важнейшие восходящие и нисходящие проводящие пути спинного мозга. Оболочки спинного мозга. Спинномозговая жидкость. Фиксирующий и амортизирующий аппарат спинного мозга. Кровоснабжение спинного мозга. Возрастные изменения спинного мозга.
Ход работы:
1. В атласах рассмотреть строение спинного мозга
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиявнутреннее строение спинного мозга
Контрольные вопросы:
1. Строение спинного мозга.
2. Классификация отделов нервной системы.
3.Понятие о сегменте спинного мозга.
4. Рефлекторная дуга.
Обеспечение: влажные препараты, муляжи, таблицы, атласы.
Продолжительность: 2 часов
Тема занятия 24:Строение головного мозга.
Цель занятия: изучить строение отделов головного мозга.
Задачи занятия: изучить строение и основные функции отделов головного мозга.
Головной мозг. Общий обзор головного мозга. Развитие головного мозга. Части головного мозга. Стволовая часть головного мозга. Черты сходства и различия ствола мозга со спинным мозгом.
П р о д о л г о в а т ы й м о з г. Наружное и внутреннее строение продолговатого мозга. Ядра продолговатого мозга.
З а д н и й м о з г. Мост, его топография и строение. Ядра моста. Мозжечок, его форма, поверхности, топография и строение. Ядра мозжечка. Ножки мозжечка. Ромбовидная ямка и четвертый желудочек мозга.
С р е д н и й м о з г. Четверохолмие, его форма и строение.
Ножки мозга, топография серого и белого вещества. Ядра и проводящие пути. Водопровод мозга.
П р о м е ж у т о ч н ы й м о з г. Зрительный бугор. Подбугорная область, вегетативные ядра подбугорной области. Забугорная и надбугорная области. Третий желудочек мозга. Сосудистое сплетение третьего желудочка.
К о н е ч н ы й м о з г. Полушария головного мозга. Плащ, обонятельный мозг. Мозолистое тело. Наружное строение полушарий головного мозга: поверхности, борозды, доли, извилины. Проекция главнейших борозд на поверхность черепа. Кора полушарий. Цитомиелоархитектоника коры. Локализация корковых центров. Внутреннее строение полушарий головного мозга. Белое вещество конечного мозга.
Базальные ядра полушарий - хвостатое, чечевицеобразное ядра, ограда, миндалевидное ядро. Внутренняя и наружная капсулы. Боковые желудочки мозга, их строение, топография. Сосудистое сплетение боковых желудочков.
Основные черты строения сетчатой формации головного мозга.
Возрастные изменения головного мозга.
Оболочки головного мозга. Связь желудочков с подпаутинным пространством.
Проводящие пути головного и спинного мозга. Функциональная характеристика проводящих путей.
1. Ассоциативные пути, короткие и длинные.
2. Комиссуральные пути.
3. Проекционные пути:
а) восходящие (афферентные) пути.
Основные проводящие пути от рецепторов, воспринимающих раздражения из внешней среды (экстероцептивные пути), - спиннобугорные пути.
Проводящие пути от рецепторов, воспринимающих раздражения из внутренней среды: от аппарата движения - проприоцептивные пути, от внутренностей - интероцептивные пути, от сосудов - ангиоцептивные пути.
Неспецифическая афферентная система – сетчатая формация;
б) нисходящие (эфферентные) пути. Основные двигательные пути - корково-спинномозговые (пирамидные), красноядерно-спинномозговой и вестибулярно-спинномозговой пути. Значение проводящих путей при выполнении физических упражнений. Экстрапирамидная система и ее значение.
Ход работы:
1. В атласах рассмотреть строение отделов головного мозга и проводящих путей
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиявнутреннее строение головного мозга
Контрольные вопросы:
1. Отделы головного мозга.
2. Продолговатый мозг. IV Желудочек мозга.
3. Варолиев мост и мозжечок.
4. Ножки мозга, четверохолмие.
5. Промежуточный мозг, III желудочек мозга.
6. Базальные ганглии полушарий мозга.
7. Борозды и извилины полушарий мозга, боковые желудочки.
8. Локализация функций в коре головного мозга.
9. Оболочки головного и спинного мозга.
10. Классификация проводящих путей ЦНС.
11. Чувствительные проводящие пути ЦНС.
12. Двигательные проводящие пути ЦНС.
Обеспечение: влажные препараты, муляжи, таблицы, атласы.
Продолжительность: 2 часов
Тема занятия 25: Периферическая нервная система
Цель занятия: изучить строение периферической нервной системы
Задачи занятия: рассмотреть строение и классификацию нервов