На синем море, на белом камне три сестры: Дарья, Марья и Бел-Белила. Удар-вывих заговорила, все на место становила, норму закрепила (имя). Аминь!
1. горячая дорожка. Растирание узкой полоски вдоль всего позвоночника - кожа должна стать розовой. Лучше всего это делать ребрами ладоней, движущихся в противоположных направлениях поближе друг к другу. Но я иногда использую для начального разогрева кожи срез бинта, которым можно растереть кожу, и она быстро согревается. Этому в свое время меня научила Зоя Максимовна. Кожу всей остальной спинки тоже разотрите, но центральную полоску - особенно.
2. дельтаплан. Мягкое и сильное поглаживание от крестца к подмышкам. Это усиливает ток лимфы и успокаивает ребенка. Кроме того, именно такие движения с соответствующим настроем (станьте на место.) помогут вам поднять опущенные органы.
3. спираль. Мягко надавливая, пройдите по спирали весь позвоночник от крестца к шее. Нужно потрогать и почувствовать каждый позвонок и как бы промыть его в теплой воде. Делайте такую спираль много раз в день, и ваши пальцы начнут чувствовать даже маленькие отклонения в позвонках.
4. гуси. “Пришли гуси, травку пощипали-пощипали”, - пощипываю кожу по всей спинке, а особенно на плечах, лопатках и вдоль позвоночника.
5. куры. “Пришли куры, зернышки поклевали-поклевали”,- и постукиваю подушечками пальцев по плечам, попке и по центральной дорожке. Это усилит длинные мышцы шеи и спины.
6. волна. Когда кожа разогрета, этот прием не причиняет боли. Захватите складочку кожи всеми пальцами обеих рук и, быстро перебирая, ведите “волну” снизу вверх расходящимся веером вдоль позвоночника от крестца к плечам и подмышкам.
7. тренировка. Начинать нужно с пассивных движений: вращение рук, повороты, растягивание ног. Затем можно переходить к активной гимнастике для туловища и суставов. Возьмите малыша за плечи, чуть приподнимите и постарайтесь свести лопатки сзади вместе, отпустите. Возьмите ручку и осторожно заведите ее за спинку так, чтобы кисть легла на попку. При таком положении руки очень хорошо выделяется лопатка. Мягко обойдите пальцами, прощупайте лопатку, можно зайти глубоко под нее.
8. велосипед. Сделайте несколько раз “дельтаплан”, а потом дайте ребенку, лежа на животе, двигать руками и ногами, побарахтаться. Сделайте “велосипед”, сведение и разведение рук в стороны и вверх, то же - с ножками. Это тренирует мышцы.
9. стань на место/ Подтяните ребенку копчик. Для этого положите большие пальцы на нижнюю часть крестцовой зоны поближе к копчику, надавите и маленькими толчками сдвигайте кожу по направлению к голове. При этом приговаривайте: “Стань на место!”
10. массаж с разговорами. Переверните ребенка на спинку и массируйте ножки, от ступни к паховой складочке. Потом так же - ручки от пальчиков. Покрутите ножку в каждом суставе направо-налево, то же сделайте с суставами рук. Протяните малышу свои большие пальцы, он обязательно за них ухватится. Теперь тяните к себе, но осторожно - как только почувствуете, что сипа слабеет, потихоньку опустите малыша на постель. При этом учите его разговаривать. Да, да! Улыбайтесь ему, хвалите его, цокайте языком, смейтесь, рр-р-рыкайте! Саша стал цокать, а потом и говорить букву “ррр-рр” в полгода и тренировался по собственной инициативе месяца два. Потом перестал. А года в три, как положено, сказал: “Виногрр-р-рад!” - и дело пошло.
11. скрутка. Согните малышу ножки в коленках. Возьмите одной рукой за левое колено, другой - за правое плечо. Плечико приподнимайте, а колено - поворачивайте, стараясь скрутить малыша в спираль. Осторожнее, попробуйте вначале сами! Начальный угол - около 90 градусов, потом больше. Повторяйте, меняя “правое плечо - левое колено” и “левое плечо -правое колено”.
12. колено -локоть. Соедините левое колено и правый локоть; теперь наоборот. Повторяйте!
13. Вниз головой. Положите вначале малыша к себе на колени головой от себя. Лучше при этом сидеть в низком кресле, чтобы ноги были прямыми и наклоненными к полу под малым углом. Возьмите ребенка за икры ног и слегка приподнимите. Смелее! Если страшно, пусть Вам кто-нибудь поможет, придерживая спинку и головку. Вот уже дитя висит вниз головой и ни капли не тревожится. Смейтесь, хохочите, радуйтесь! Хвалите ребенка. Я говорила Саше: “Молодчина, умница, гигант парень! Держись!” Вначале мы держали с полминутки, постепенно стали добавлять. Потом я крутила его вокруг себя за ноги, за руку и ногу, потом меняла сторону. Это у нас занимало в общей сложности минут пятнадцать в день.
14. Ушки и пальчики. Разотрите ушки, ладошки, стопы и каждый пальчик на руках и ногах. Ведь там - важнейшие рефлексогенные зоны, их состояние определяет устойчивость всего организма и органов.
15. Тянем - потянем. Возьмите малыша за затылок и подбородок, потяните легонько - так, чтобы спящий ребенок не проснулся. Приговаривайте: “Стань на место, как Бог поставил!”
О ПОЛЬЗЕ ПОЛЗАНИЯ
Ребенок не должен слишком рано вставать на ноги и ходить. Не следует из тщеславия побуждать ребенка до года сидеть или стоять. Такие перегрузки могут на всю жизнь испортить его кости, суставы и позвоночник. Зато как можно раньше кладите малыша на живот - вскоре он начнет поднимать головку, а потом и поползет.
Ползанье - совсем другое дело! Ползая, ребенок перемещается именно так, как положено при нашем с вами типе позвоночника. Кроме того, он учится ориентироваться в пространстве ценой гораздо меньшего количества травм. Вы когда-нибудь видели, чтобы котенок или цыпленок бился головой об пол? Нет, ТАК разбивает себе голову и попку в первый период жизни только человек. Пусть за время жизни “на четырех” рядом с малышом будет кто-то на него похожий - например, кошка.
У моих друзей совершенно здоровый мальчик до года не поднимался на ноги. Зато весь день они с котом бегали наперегонки с удивительной скоростью. Меня интересовало: а что же будет, когда Максимка догонит Котю? И я как-то увидела эту встречу. Коту некуда было отступать, малыш дополз до него, поднял ручку и едва коснулся Коти. Потом рассмеялся и пополз от кота, а кот поскакал за ним! Они по-настоящему играли в догонялки и вполне понимали друг друга. И когда у Максимки появилась сестренка, ему было полтора года и он крепко стоял на ногах. С малышкой он обращается бережно и спокойно - разве что соску иногда забирает... Ему еще не раз пригодятся в жизни Котины уроки. Он не только уберегся от падений и перегрузки позвоночника, но и рано ощутил радость игры. Ведь счастье не только в том, что тебя понимают, но и в том, что понимаешь ты.
ДЕТСКИЕ ЧИНИЛКИ
Ребенок - отважный, щедрый, способный прощать. Он - хрупкий, незащищенный, лишенный социальной роли. Нужно давать ему возможность выигрыша, признавать его значимость, подчеркивать глубокое уважение к нему. Нужно поощрять чудесную способность к волевой работе и созданию воображаемой реальности. Мои ребята из детсада запросто летали со мною на Зеленую планету к озеру Спокойствия за ягодами бессмертия для больных детей. Играйте с ребенком, знакомьте его со сказками, чтобы он ничего не боялся. Пусть он научится задумываться о том, что кому-то может быть плохо и трудно, пусть сострадание рано проснется в его сердце, пусть сердце не очерствеет. Это задача взрослых. Важно, чтобы ребенок уважал свое тело, понимал, что он за него отвечает, как и за свои игрушки; игрушки не должны быть разбросаны, а здоровье нужно хранить. Ребенок рано может взять ответственность на себя, если рассказать об устройстве человека и Мира. Тогда ему легче будет удерживать дарованную Богом норму в жизни, которая многим кажется суетной и скудной.
Детство- лучшая пора жизни человека. Малыш должен расти, не зная скуки, болезней и тревоги. Поддерживать его вам вполне под силу, это не потребует больших расходов и усилий. Зато понадобится другое -знания, любовь, терпение и желание действовать во имя здоровья ребенка. Предлагаю вам несколько приятных и эффективных процедур. Много работая с детьми, я обнаружила, что ребята охотнее сделают что-то полезное, если им предложить это в варианте игры. Ну, например, теплоход заходит в док - он долго плавал по морям, и штормы потрепали его в пути. Здесь его починят. Вот и вам я предлагаю несколько “чинилок”, за десять лет они очень хорошо себя зарекомендовали.
Главное - любить ребенка, сделать так, чтобы он ничего не боялся. Я ни разу не крикнула на Сашу, никогда не наказывала его. Зачем? Он так разумен! Любой ребенок может быть очень хорошим - ласковым и чутким, если избавить его от травм, а основное - как можно скорее поправить его голову. Особая забота - правому полушарию. Страхи рождаются из-за того, что в правом полушарии есть очаги воспаления, плохое кровоснабжение, исходное отрицательное подвозбуждение. С такими людьми все мы встречались в жизни - они все время готовы обидеться и обидеть в ответ, шуток не понимают. Если в детстве не править голову, начинают болеть уши, а потом - портиться зубы. И плохой зубик справа может испортить человеку характер и здоровье на всю жизнь.
совет родителям. Пользуйтесь “чинилками” в случае любого недомогания и сами. Что годится ребенку, великолепно действует на пап и мам, а особенно - на бабушек и дедушек. Если почувствуете боль или слабость, не теряйте самообладания, попросите помощи у этой книжки. Полистайте ее, поищите нужную “чинилку” и сразу примените ее к себе и ребенку. Ремонтируйте свои теплоходы вместе! Так вы улучшите и здоровье, и отношения в семье. А у ребят обязательно проявятся духовность (сострадание!) и новые таланты.
ЧИНИЛКА ПЕРВАЯ. ЗАКАЛИВАНИЕ
Осенью и весной начинаются простуды. Первый признак недомогания - ребенок меньше радуется. Он капризничает и устает, чаще бегает в туалет. Может
появиться ночной пот, заложит носик. Может заболеть ушко, зуб или голова. Это - практически неизбежные спутники межсезонья. Неизбежные? Вовсе нет! Вы можете легко защититься от них.
Согрейте воду до 75-80 градусов, когда она очень горячая, но рука терпит, налейте в тазик, смочите маленькое полотенце, отожмите и как можно быстрее оботрите им все тело ребенка: руки, живот, спинку,
ноги. И пустите его побегать по квартире голеньким минут пять, потом можно повторить. Воду можно чуть-чуть подкислить лимонной кислотой. Минут через пять повторите процедуру. Проследите, чтобы не было сквозняков и озноба, оботрите в конце все тело малыша сухим полотенцем, оденьте его. Закаливайтесь вместе с ребенком! Это эффективно и приятно. На коже есть температурные рецепторы. При горячем обтирании они посылают в мозг сигнал: очень жарко! Тревога! И мозг дает распоряжение коже - немедленно охлаждать тело! Начинается испарение - самый верный способ охладиться. Температура тела быстро падает, рецепторы посылают сигнал: холодно, можем замерзнуть! Мозг приказывает: прекратить испарение, повысить теплопродукцию! Клетки сжигают сахар и практически
мгновенно вырабатывают дополнительное тепло. Вся эта работа заняла меньше минуты, ребенок не ощутил ни капли дискомфорта. Но скачок температуры на коже был столь резким, что дал великолепный тренирующий эффект для всего организма - обмена, защитной системы и микрофлоры. Кроме того, регулярные тренировки формируют новую реакцию на холод - дополнительный обогрев тела. Пройдет совсем немного времени, и процессы терморегуляции станут такими гибкими, что можно будет перейти и к обливаниям холодной водой, и даже - к купанию в проруби.
Мама, я хочу кушать!
У моего друга, доктора Анны Яковлевны Сычевой, дочка родилась с врожденным заболеванием крови. Она почти ничего не ела, постоянно болела и ... не росла. В четыре года ее вес был около десяти килограммов. Коллеги сказали ей: “Анечка, ты сама - педиатр, все прекрасно понимаешь. Лучше - не будет. У тебя два сына, будут еще дети, сдай ребенка в Дом малютки”. Отчаянье матери было столь велико, что она решилась; уйдем вместе. По Неве шел лед, был чудесный весенний день. Она пришла в парк рядом с домом, разделась сама, сняла одежду с дочки - пригодится кому-то - и вошла в воду. Как только ножки девочки коснулись воды, малышка начала смеяться. Вода по грудь - дочка хохочет... Еще шаг среди льдин, и еще один... Вдруг она услышала крики, чьи-то руки вытащили ее из воды. Ее растерли, одели, отругали - нашла время купаться, да еще с ребенком! А ребенок впервые в жизни сказал: “Мама, я хочу кушать!” Было 9 мая, народное гулянье, повсюду лотки с едой. Слезы текли и текли, а дочка никак не могла насытиться. С той поры дела пошли на поправку... Сейчас Анна Яковлевна не нарадуется на внука Павлушу и, конечно, его закаливает. Парень растет здоровым, как выросла его мама.
Диатез и мороз
Эту историю Анна Яковлевна рассказала мне, когда у десятимесячного Саши был диатез. В тот же день безо всякой подготовки я вынесла малыша на балкон всего на пять секунд, но - в одном чепчике. Он смеялся, хоть мороз был - 25 градусов! Через неделю я водила его голеньким по снегу вдоль цветочных ящиков на балконе второго этажа. Можете представить, что говорили в мой адрес проходящие мимо люди! Даже грозили милицией... После прогулки по снегу сразу - массаж стоп, легкая одежда и тормошенье без конца. Наступил май, по реке пошел лед, и детский сад в полном составе, в шубках и шапках приходил смотреть на Сашу (ему год и три месяца). А Саша в трусиках бегал по мелкой воде, поднимая тучи брызг, хохотал и не хотел уходить ни за что!
ЧИНИЛКА ВТОРАЯ.ГИМНАСТИКАПОПЛЫЛИ - ПОЛЕТЕЛИ. Лягте рядом с ребенком на коврик на живот, поднимите как можно выше руки и ноги - взлетели. Покачиваясь, полетайте пять-десять секунд, отдохните. Снова руки-ноги вверх, поплыли! Движения рук и ног, как у лягушки. Поплавайте и отдохните — ладошки под головой, тело расслаблено —
крокодил греется на солнышке. Это укрепит длинные мышцы спины. А они создадут мышечный корсет для позвоночника и уберегут вас и ребенка от остеохондроза, энтерита и колита, цистита, диабета и иммунодефицита. Часто слабость мышечного корсета бывает причиной ослабления клапанов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Открываясь, они перегружают поджелудочную железу и могут стать причиной такого серьезного системного заболевания, как диабет в детстве.
НОГИ НА ВЫСОТЕ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА. Мой совет - немедленно после рождения начинайте тренировать мышцы спины и живота у ребенка и верьте, верьте: это поможет! Но сколько бы ни было ему лет, начать никогда не поздно. Пусть он полюбит мышечную работу и привыкнет к ней, радость преодоления ему пригодится в жизни.
Ложитесь рядом с малышом на коврик на спину. Поднимите прямые ноги на высоту спичечного коробка над полом - чем ниже, тем лучше. Постарайтесь продержать ноги полминуты. Терпите. Убеждена, что дней через десять малыш легко выдержит минуту. А может быть, он захочет держать “уголок” на турнике. И научится сам!
Волшебные путешествия
Их я давно люблю и применяю. Лучшим мне кажется путешествие в детство - там легко создаются и реализуются планы. Иногда мне очень трудно передать человеку план для оздоровления его тела и души: он не принимает информации. Но во время волшебного путешествия в детство план усваивается замечательно! Путешествия души в другую реальность, где человека не отвлекает материальное окружение, где его душа свободна и может сама выбирать себе путь исцеления, где он был когда-то здоров, спокоен и счастлив, очень полезны.
Дети фантазируют на темы здоровья изумительно. Я иногда спрашиваю ребят: “Скажи, тебе не тесно?” И всегда ребенок, жалующийся на головную боль, отвечает: “Да, тесно”. И я прошу: “Представь, что внутри тебя человечек, который помогает тебе расталкивать стены тесной комнатки, головы. Упирайся крепче, пусть эти стены отодвинутся далеко и совсем исчезнут! А ты останешься на берегу реки или на берегу моря, или на склоне горы со снежной шапкой на синем небе, или посреди поля, всего в цветах. Мама будет с тобой”. Малыш обязательно - сам! - прикрывает глаза и почти перестает дышать. Я продолжаю: “И прозрачный ручей рядом журчит. Жуки, птицы, стрекозы, тугой аромат цветущего луга. И ручная белочка берет семечки с ладони… Посмотри, гвоздики на длинных. гибких стеблях раскачиваются под теплым ветром. но не ломаются. Твой позвоночник становится таким же гибким. как стебель ярко- розовой дикой гвоздики! Ты можешь гнуться. как цветок. как белочка! Ты сильный. отважный и добрый. Все тебя любят”. И чуть приподнимаю головку за подбородок и затылок, распрямляя шею. Всегда помогает!
Все наше волшебство - медитация. В ней создаются связи с Миром, деревом, Огнем, Водой, Храмом через образ ребенка. Вам трудно связаться с Миром, но в образе ребенка будет проще. Б.Л. Пастернак сказал: “А жизнь, как тишина осенняя, подробна”. Уцепитесь за детали детства, и вы дотянетесь до Неба.
ЧИНИЛКА ТРЕТЬЯ.ДЫХАНИЕ
Мне приходится иногда работать чуть больше, чем обычно. Как правило, это дни приема и занятий с группой. И я давно убедилась, что восстановить силы в состоянии утомления, перегрузки или опасности быстрее и надежнее всего помогают волевые задержки дыхания. Они делают кровь кислой, повышая тем самым активность ферментов, отвечающих за очистку организма и обеспечение его энергией. Кроме того, улучшается снабжение клетки кислородом – да - да, именно кислая кровь легко отдает клетке кислород, а клетка хорошо его использует. Трудно? Пословица гласит: “Если у вас нет трудностей, купите их за большие деньги...”
Сашеньке было два с половиной года, когда у него начался изматывающий кашель (вирусный бронхит). Мы были в Алма-Ате. Врачи “скорой” не знали, что делать. Они говорили: “Подождем, подождем, сейчас пройдет”. Больше часа ребенок захлебывался в кашле, его тоненькое тельце содрогалось, я носила его на руках, пытаясь успокоить. А они бездействовали.
Санечку вылечила Людмила Михайловна Доронина своими изумительными процедурами для уха, горла и носа. Он выздоровел, но заболела я. С астматическим бронхитом я пришла на кафедру пропедевтики Омского медицинского института в отделение пульмонологии. Меня внимательно осмотрели, прослушали чудовищные хрипы в моей груди и... сказали, что никогда с подобным не встречались. Они посоветовали делать антибиотики по 1 млн сразу трижды в день. Я сама делала уколы в мышцу бедра, и у меня обе ноги были в синяках, но эффект - ноль. Зато я не пропустила ни одной тренировки - кашель стихал только при хорошей нагрузке и уменьшении глубины дыхания. Это и помогло. Через полгода я уже сама вела группы по методу Бутейко и останавливала подобные приступы мгновенно - меньше чем за минуту. В зал “Целителя” иногда приезжают очень больные люди, и мне приходится оказывать им неотложную помощь - первым делом я зажимаю им рот и нос, чтобы закислить кровь. А сейчас в нашем “Целителе” многие обучились поверхностному дыханию.
Скорая помощь в автобусе
Мария Васильевна останавливала приступы в автобусе много раз! Вот ее рассказ. “Веду себя стандартно, для меня это штатная ситуация. Одна девочка мне сказала, что у нее астма. А на другую я еще до приступа обратила внимание - она дышала с присвистыванием и открытым ртом. Только успела подумать: астматоидный бронхит, как тут все и началось. Я бросилась к ней, села рядом, одной рукой крепко зажала ей нос и рот (закислить кровь), а другой надавила на солнечное сплетение (увеличить объем циркулирующей крови). Она начала вырываться сразу, но я отпустила не раньше, чем через двадцать секунд. Пассажиры сначала возмутились: “Что вы ее душите?!!” А потом женщина сзади говорит: “Я - врач. Чем я могу Вам помочь?” В это время мы с девочкой сжимали-разжимали руки “выше эполета”, дышала она спокойно и уже поняла, что надо делать. Я в ответ:”Да где же вы, врач, были раньше, когда ребенок рядом корчился?” “ А я не знаю этого метода. По какому методу вы работаете?” – “ По Васильевой!”
Легкое дыхание
Я учила детей с астмой, бронхитом, пневмонией, аллергией, псориазом поверхностному дыханию. Обычно метод Бутейко требует больших волевых усилий для увеличения паузы хотя бы в два раза по сравнению с исходной. Мы же вначале освоили саморегуляцию, и за одно занятие мои 8-11-летние ребята научились расслабляться и концентрироваться, а потом без малейших напряжений за 4-5 занятий достигали пауз в 4-6 минут. Они поняли, какзадать себе программу,чтобы она по-настоящему заработала. Мы их обследовали в Омском диагностическом центре - все показатели были в норме, только кровь кислее, чем обычно, рН<7. Я долго следила за ними - здоровы, не простуживаются даже!
Мне говорили, что я подобрала талантливых детей с повышенной способностью к саморегуляции и воздействовала на них энергичным внушением. Ничего подобного! Дети приходили “с улицы” и вливались в уже работающую группу, где был добрый, сильный и красивый мальчик Женя, который мог спокойно, с улыбкой не дышать 6 минут. Новенький хотел быть рядом с Женей, жался за него во время паузы, делал те же упражнения и быстро догонял его. Женя радовался этому!
ЗАДЕРЖКИ дыхания. Их можно делать после выдоха, лучше всего в ванной - сколько малыш продержется под водой, как дельфин. Саша в ванной начинает с пятнадцати секунд, за полчаса почти непрерывных погружений доходит до минуты. Наблюдаю придирчиво и регулярно - не вредит. В реке он проныривает под водой метров двадцать пять.
Техника проста. Очень важно сесть ровно, выпрямить спину, макушкой постараться достать до потолка и слегка закинуть плечи назад. Где бы вы ни были, начинайте: выдохнули и не дышите, сколько можете, и еще полстолька, и еще четверть столька... Все, уже невмоготу? Погладьте солнечное сплетение, несколько раз втяните и выпятите живот, поднимите глаза к небу. Видите, еще протянули секунд десять - пятнадцать! А теперь начинайте “пыхтеть”, выпуская понемножку остаток воздуха в легких - примерно раз в секунду: “Пп!.. Пп!.. Пп!.. Пп!.. Пп!..” Это прибавит вам еще несколько секунд. Хватит, можно дышать, только ШМЕЛЕМ! А мой “шестиминутник” Женя всегда собирался в комочек, и мог не дышать долго - долго. Попробуйте, может быть, Вам подойдет такая поза? После длительной задержки трудно удержаться от глубоких вдохов, а они могут нейтрализовать пользу от задержки. Переход к дыханию типа ШМЕЛЬ поможет вам всего за десять-пятнадцать секунд снять приступ любой боли, перенести стрессовую ситуацию без потерь, но основное его предназначение - компенсация неудержимого желания глубоко дышать после задержки дыхания.
ШМЕЛЬ. Давайте попробуем дышать так, как летает шмель! Он тяжелый, пушистый и полосатый, живет долго и летает быстро. Совсем маленькие крылышки поднимают его в воздух только потому, что очень быстро колеблются. Можно перейти на дыхание с мелкими (как взмахи крыльев у шмеля) и быстрыми вдохами-выдохами. Так мы дышим, настраиваясь на запах цветка, “принюхиваемся” к нему. Поднесите ладонь тыльной стороной близко к носу, представьте, что на коже - любимые духи. Понюхайте, не толкая воздухом руку. Легче, быстрее! Особенно ШМЕЛЬ помогает не раздышаться, а плавно перейти к поверхностному дыханию после глубокой паузы. Достаточно 5-10 секунд, и это, казалось бы, неуправляемое, инстинктивное желание дышать глубоко пройдет. На самом деле оно будет управляться не страхом, как раньше, а спокойной волей. Вы успокоитесь и начнете дышать поверхностно. Научит вас этому затаивание. Много даст легкое дыхание! В загазованном городе, в стрессе, в переполненном автобусе или во время гриппа лучше дышать потише, ослабляя связь с внешней неблагополучной средой...
Эта тренировка позволит сделать кровь чуть более кислой за счет того, что углекислота не вымывается из организма глубоким дыханием. Ведь мудрая Природа постановила: там, глубоко в паренхиме легких, поддерживается концентрация углекислоты более 6%, а в воздухе - всего 0,033%! Подумайте, как легко мы можем растратить углекислый газ, если будем дышать глубоко! Может ослабиться иммунная система, может начаться аллергия и даже астма. Наоборот, при переходе к легкому дыханию организм быстро справится с аллергией и воспалительными процессами, ребенок перестанет потеть и кашлять, станет сильнее. Если носик не дышит из-за насморка (ринита), можно поначалу так же тихо дышать ртом. Но очень скоро носик “откроется”.
ЗАТАИВАНИЕ. Можно выполнять в любом состоянии - лежа, стоя, сидя, во время ходьбы. Научитесь сами и научите малыша дышать тихонько. Поиграйте с ним в игру, создайте воображаемую реальность. Представьте, что вы - в разведке, вам очень важно узнать военную тайну и не выдать себя. Или - ныряете за сокровищами к затонувшей каравелле: воздуха в акваланге хватит надолго, если тихо дышать...
Придумайте ситуации, когда нужно затаиться, играйте вместе с ребенком. Следите, чтобы он вдыхал носиком во время еды и сна, при разговоре. Чтобы уменьшить амплитуду вдоха, вечером уложите малыша на живот, на спинку - сложенное вчетверо полотенце, сверху поставьте банку с теплой водой. Сколько воды? Пусть он определит сам - придерживая трехлитровую банку, наливайте в нее из чайника, пока не услышите: хватит! Сядьте рядом, почитайте ему или поговорите о чем-нибудь хорошем. Мы Саше в три года наливали в банку почти три литра. А на улице говорили: “Закрой ротик, трамвай заедет!” Он отлично понимал, что мы шутим, но рот закрывал. Вот уж десять лет, как он дышит легко.
Нос задышал!
Марине было 11 лет, когда она пришла в мою самую первую группу дыхательной гимнастики. Ее начальная контрольная пауза была 15 секунд. С рождения она дышала ртом, из носа постоянно текло, простуды, приступы кашля, стало побаливать сердце. Тренироваться она начала неистово, прячась от старших в ванне. Мама и бабушка были обеспокоены этой страстью к тренировкам, но я обратила их внимание на результаты девочки: контрольная пауза 80 секунд, нос дышит, сердце не болит. “Но она занимается дыханием по три часа в день!” - воскликнула бабушка. “Радуйтесь!”- был мой ответ.
Марине очень помогла горячая картошка “в мундире”, которую она быстро катала по лбу, носу, горлу, ушам, а потом разрезала и прижимала одну половинку ко лбу, а другую - к крыльям носа. За день она использовала 3-4 картофелины, потом скармливая их птичкам. На лоб сразу после картошки Марина надевала шерстяную повязку. Она несколько раз в день высасывала шлаки и пила древесный уголь - это помогло ей избежать “ломки”.
Прошло шесть лет, и мы встретились с Мариной. Она учится в музыкальном училище, нос открыт с той поры, здорова, спокойна. Дышит всегда поверхностно, иногда проверяет себя, делая задержку и “шмель”. Пауза - на уровне 60-70 секунд. Я ей подарила свою книжку, и мы долго говорили о музыке.
Медитация
При рождении у человека очень сильные связи с Космосом. И поэтому лучшее, что можно сделать в слабой точке жизни, - это перенестись в детство. Некоторые говорят: “Не хочу я в свое детство, оно было плохое”. Неправда. Не все оно было плохое. Там обязательно было замечательно кислое зеленое краденое яблоко, там был футбол, когда вам удалось врезать по мячу и забить решающий гол, там было кино и
мороженое, новое шуршащее платье, была “пятерка”, да просто что-нибудь очень вкусное. Мне подарили обертку от шоколада. Это был запах тайны и другого мира, где люди запросто едят ЭТО. Теперь я дарю конфеты, но сама никогда не ем шоколад...
Вспомните яркую радостную картинку из детства и отправляйтесь туда, где пламенеет ярко-оранжевый закат, струится голубая вода, влетает в ворота звонкий мяч, порхают бабочки с длинными бархатными хвостами. Возьмите с собой дорогих людей. Зажгите на поляне огромный костер из сухих листьев и веток. а когда он наберет силу. бросайте в огонь все боли. обиды. страхи. болезни. несправедливость. горечь и нужду. сглаз и порчу. Очистите свое детство от следов травм души и тела! У вас получится: ваши каналы откроются. укрепят вас поддержат в трудный час. Дыхательные тренировки очень трудны. Они могут быть мучением. если проводятся насильно. и – подвигом. если проходят осознанно и творчески.