Перечень манипуляций, выполняемых на экзамене

Вопросы к экзамену

(летняя экзаменационная сессия, специальность 2-79-01 01 «Лечебное дело», 3 курс)

Общие вопросы

1.Периоды детского возраста, их краткая характеристика.

2.Понятие о живорождении и мертворождении. Определение доношенности, недоношенности, переношенности. Понятие «зрелость ребенка». АФО доношенных новорожденных.

3.Изменения, происходящие в организме плода при рождении. Пограничные (транзиторные) состояния периода новорожденности: определение, общая характеристика, причины возникновения, время появления и исчезновения, клинические проявления, тактика фельдшера.

4.Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы родовспомогательного учреждения.

5.Особенности строения и функции полости рта, пищевода, желудка, печени, поджелудочной железы, кишечника. Микрофлора желудочно-кишечного тракта. Характеристика стула.

6.Понятия: исключительно-, преимущественно грудное вскармливание. Преимущества грудного вскармливания.

7.Строение молочной железы. Образование грудного молока. Признаки активного рефлекса окситоцина. Факторы, сдерживающие выработку молока. Рефлексы ребенка. Стимуляция выделения молока.

8.Изменения в составе молока. Краткая характеристика молозива. Раннее и позднее молоко. Питание и режим кормящей матери.

9.Раннее прикладывание к груди, показания, противопоказания, методика. Противопоказания к кормлению грудью. Правила кормления грудью.

10.Обучение матери технике кормления грудью. Оценка кормления грудью.

11.Затруднения во вскармливании со стороны матери и ребенка. Тактика помощи матери.

12.Гипогалактия, ранняя и поздняя. Причины. Степени. Признаки недокорма (достоверные и вероятные). Контрольные кормления, методика. Лактационные кризы. Тактика помощи при гипогалактии.

13.Прикормы, определение, цели. Понятие о продуктах прикорма и блюдах прикорма. Признаки готовности ребенка к введению прикорма. Сроки, схема и правила введения прикорма. Отлучение ребенка от груди.

14.Частичное грудное и искусственное вскармливание. Определение. Показания к переводу. Виды молочных смесей, их выбор. Лечебные смеси, в том числе антирефлюксные, смеси при коликах, запорах. Опасности искусственного питания.

15.Докорм, правила введения. Правила и ошибки вскармливания молочными смесями. Режим питания. Расчет количества пищи. Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста.

16.Питание детей с 1 года до 7 лет: качественный и количественный состав рациона, распределение продуктов в течение дня, кулинарная обработка пищи, объем и калораж пищи.

17.Организация питания в дошкольном учреждении и школе. Обязанности медицинского работника по контролю за питанием детей. Меню-раскладка. Обработка посуды.

18.Проблемы питания детей в условиях загрязнения окружающей среды радионуклидами и другими экологически опасными примесями.

19.Технология приготовления овощного пюре, каши 5% и 10%, детского творога. Кормление из бутылочки. Пастеризация молока. Обработка и стерилизация сосок и бутылочек.

20.Физическое развитие детей: определение, закономерности, влияние факторов внешней среды. Методика оценки показателей центильным и расчетным методами. Половое развитие. Проблемы акселерации. Понятие о биологическом развитии.

21.АФО нервной системы. Развитие органов чувств. Методика обследования и основные симптомы поражения.

22.Нервно-психическое развитие, его особенности у детей раннего возраста. Показатели, оценка, определение группы и гармоничности. Воспитательное воздействие на занятиях с ребенком на первом году жизни.

23.Режим дня, правила его построения.

24.Массаж, его воздействие на организм, правила, методика проведения; понятие о комплексах гимнастических упражнений, воспитательные задачи.

25.Закаливание, цели, правила, группы закаливания, методика проведения. Профилактика нарушений осанки, остроты зрения, простудных заболеваний.

26.Фото-, светотерапия, методика, нежелательные эффекты.

27.Контроль параметров работы инкубатора, режим его дезинфекции. Транспортировка недоношенного ребенка.

28.Функциональные методы исследования детей раннего возраста: измерение температуры, артериального давления, определение частоты дыхания, пульса.

29.Ингаляции: цели, правила и методика проведения.

30.Помощь при метеоризме, запоре, частых срыгиваниях.

2.Анатомо – физиологические особенности и заболевания

1.Недоношенный ребенок. Определение. Причины и провоцирующие факторы преждевременного рождения. Характеристика признаков морфологической и функциональной незрелости недоношенного ребенка. Профилактика преждевременного рождения детей.

2.Температурная защита недоношенных детей, особенности обогрева глубоконедоношенных. Организация медицинской помощи. Этапы выхаживания. Вскармливание (способы кормления, расчет количества пищи, продукты питания, особенности питания детей с чрезвычайно низкой массой тела). Выхаживание в домашних условиях. Особенности развития детей. Прогноз.

3.Асфиксия новорожденных. Определение. Виды. Факторы риска ее развития. Признаки живорождения. Шкала Апгар.

4.Этапы оказания первичной и реанимационной помощи новорожденному в родзале. Постреанимационный период. Профилактика вторичной асфиксии. Осложнения. Прогноз. Понятие «синдром дыхательных расстройств»(СДР) новорожденных.

5.Родовые травмы и повреждения. Определение. Виды травм. Предрасполагающие факторы. Клиническая картина. Принципы лечения и реабилитации. Прогноз.

6.Перинатальное повреждение ЦНС. Этиопатогенез. Периоды. Клиническая картина. Диагностика. Принципы лечения и реабилитация. Прогноз.

7.Гемолитичеческая болезнь новорожденных (ГБН). Этиопатогенез. Клиническая картина отечной, желтушной и анемической форм. Диагностика. Лечение. Осложнения. Профилактика. Прогноз.

8.АФО кожи и подкожной жировой клетчатки. Методика обследования. Неинфекционные заболевания кожи новорожденных. Причины возникновения Клиническая картина. Лечение. Уход. Профилактика.

9.Неинфекционные и инфекционные заболевания пуповинного остатка и пупочной ранки. Этиология. Клиническая картина. Лечение. Профилактика.

10.Пиодермии поверхностные и глубокие. Клиническая картина. Диагностика. Лечение. Уход. Профилактика.

11.Сепсис новорожденных. Этиология. Патогенез. Формы. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принцип лечения и ухода. Прогноз. Профилактика.

12.Внутриутробные инфекции (цитомегалия, токсиплазмоз). Этиология, пути инфицирования, факторы риска. Ранние признаки. Диагностика. Лечение. Профилактика.

13.АФО костной и мышечной систем. Методика обследования. Рахит. Определение. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Критерии тяжести. Лабораторная диагностика.

14.Рахит. Лечение. Профилактика (анте-, постнатальная: неспецифическая и специфическая).Уход. Понятие о гипервитаминозе D. Динамическое наблюдение и реабилитация.

15.Спазмофилия. Определение. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Лечение. Неотложная помощь. Профилактика. Динамическое наблюдение и реабилитация.

16.Атопический дерматит. Этиология. Патогенез. Клиническая картина в зависимости от возраста. Лабораторная диагностика. Пищевой дневник. Лечение. Уход. Правила выполнения примочек и влажно-высыхающих повязок. Профилактика.

17. Дистрофии, определение. Предрасполагающие факторы. Понятие о нормотрофии. Формы дистрофии: белково – энергетическая недостаточность, паратрофия. Этиология. Клиническая картина. Принципы лечения и ухода различных форм дистрофии. Профилактика.

18. Методика обследования органов пищеварения у детей. Стоматиты. Этиология. Клиническая картина. Лечение. Уход. Профилактика.

19.Гельминтозы: аскаридоз, энтеробиоз, трихоцефалез. Способы заражения. Клиническая картина. Лечение. Профилактика.

20.АФО органов дыхания. Методика обследования и осмотр, основные симптомы поражения. Причины и способствующие факторы заболеваний органов дыхания.

21.Острый ринит, острый фарингит. Этиология. Клиническая картина, возможные осложнения. Диагностика. Лечение, уход, профилактика.

22.Острый ларингит со стенозом гортани. Этиология. Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение. Уход. Профилактика. Тактика фельдшера при остром стенозе гортани.

23.Бронхиты. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Возможные осложнения. Лечение. Уход. Профилактика. Тактика фельдшера при остром обструктивном бронхите.

24.Пневмонии детей раннего возраста. Этиология. Патогенез. Виды пневмонии в зависимости от условий инфицирования и объема поражения. Критерии диагностики. Дифференциальная диагностика. Клиническая картина. Осложнения. Принципы лечения. Уход. Профилактика.

25.Бронхиальная астма. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Осложнения. Лабораторная и инструментальная диагностика. Принципы лечения, ухода, профилактики.

26.Приступ бронхиальной астмы. Астматический статус. Клинические проявления. Тактика фельдшера. Неотложная помощь.

27.АФО сердечно-сосудистой системы. Методика обследования и основные симптомы поражения.

28.Врожденные пороки сердца. Определение. Этиология. Классификация. Клиническая картина (общие признаки). Фазы течения. Лечение. Уход. Неотложная помощь при гипоксемических состояниях. Профилактика.

29.Острая ревматическая лихорадка, определение, этиопатогинез.

Критерии диагностики. Клиника ревмокардита и внесердечных проявлений. Течение активной фазы. Лечение. Уход. Профилактика. Динамическое наблюдение и реабилитация.

30.Сосудистые дистонии. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Диагностика. Дифференциальная диагностика. Принципы лечения. Профилактика. Понятие о кардитах неревматической этиологии у детей.

Перечень манипуляций, выполняемых на экзамене

1.Прием ребенка в палату новорожденных. Вторичная обработка новорожденного, поступившего из родильного зала.

2.Туалет новорожденного в РДУ.

3.Обработка пуповинного остатка.

4.Обработка пупочной ранки.

5.Пеленанание в родовспомогательном учреждении.

6.Широкое пеленание (закрытый способ).

7.Широкое пеленание (открытый способ).

8.Антропометрия новорожденного и ребенка раннего возраста. Оценка физического развития расчетным и центильным методами.

9.Гигиеническая ванна новорожденному ребенку.

10.Массаж и гимнастика ребенку грудного возраста, 1-ый комплекс.

11.Санация дыхательных путей с помощью резинового баллона и электроотсоса, правила, демонстрация.

12.Методы и правила оксигенотерапии. Подача кислорода через носоглоточный катетер.

13.Закапывание капель в нос.

14.Закапывание капель в глаза.

15.Введение капель в ухо.

16.Постановка согревающего компресса.

17.Постановка круговых горчичников.

18.Кормление через желудочный катетер.

19.Введение газоотводной трубки (ребенку 2 месяцев).

20.Очистительная клизма (ребенку 4 месяцев).

21.Лекарственная клизма (ребенку 5 месяцев).

22.Промывание желудка (ребенку 2 года).

23.Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 16мг гентамицина. Предварительно рассчитайте количество раствора антибиотика в миллилитрах (в ампуле 2мл 4% раствора).

24.Отсоединение инфузионной системы от центрального венозного катетера. Гепариновый «замок».

25.Подключение инфузионной системы к ЦВК.

26.Смена повязки, фиксирующий центральный венозный катетер.

27.Взятие материала на энтеробиоз и аскаридоз.

28.Пункция и каллегиразация периферических вен (ПВК).

Обсуждены и рекомендованы

к утверждению на заседании

ЦМК педиатрии.

Протокол№ от

Председатель ЦМК

___________Ежова Н.В.

Наши рекомендации