Основное содержание занятия. «Звездочка».Ведущий рисует на доске звезду, в лучах которой пишет: «мама», «папа», «учительница»
«Звездочка».Ведущий рисует на доске звезду, в лучах которой пишет: «мама», «папа», «учительница», «друг», «ведущий». Один из ребят приглашается к доске. Ведущий указывает на один из лучиков и подает условный знак, например, топает ногой. Ребенок должен решить, какое качество у него общее с этим человеком. Если же ведущий хлопает в ладоши, нужно вспомнить, какое качество указанного человека противоположно имеющемуся у ребенка. (Например: ведущий указывает на лучик с надписью «мама» и топает. Ребенок говорит: «Мама любит животных, и я тоже». Далее ведущий указывает на лучик «папа» и хлопает. Ребенок сравнивает себя с папой: «Он рассеянный, а я внимательный».)
Работа со сказкой.Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
Цветок по имени Незабудка (О. Гавриченко)
Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.
Цветы на этой поляне умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда они играли друг с другом в мячик из капелек росы. Весело и интересно жилось им!
Однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке с маленькими листиками и крошечным нераскрывшимся зеленым бутоном.
Ты похож на обыкновенную траву, — сказали большие красные цветы Мака, — ведь ты весь зеленый.
Нет, — ответил новый цветок, — я цветок Незабудка.
Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! —сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. — Вот мы,Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.
Таких цветов не бывает, — зазвенел колокольчик. — Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветов по имени Незабудка.
И все цветы на поляне сказали:
— Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой.
Маленькая тоненькая Незабудка посмотрела на себя: «Да... Я вся зеленая, и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не захочет, а играть — тем более...» От этой мысли она почувствовала себя совсем одинокой. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившийся бутон наклонился к земле... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил ее спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:
Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!
А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.
Маленькой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто и не слушал бы, ведь она совсем не похожа на цветок.
«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже — цветок», — так думала Незабудка.
И на следующий день Незабудка так сильно постаралась, так сильно напрягла силы, что из бутона появились цветочки — очень красивые, голубые, по форме своей не похожие ни на один цветок на поляне.
На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:
— Мы летаем по всему лесу, но нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка!
Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Ее выбрали Королевой бала, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка была счастлива, ведь ода не отчаялась и смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она — Незабудка — прекрасный цветок.
Комментарии для Ведущего
Основным в этом занятии является упражнение «Звездочка». После его выполнения дети должны понять, что между ними и другими внешне непохожими людьми всегда есть какое-либо сходство. Наличие у человека чувства общности с окружающими, ощущение себя частью человечества, по утверждению А. Адлера, являются необходимыми предпосылками психологического здоровья.
Сказка, представленная на этом занятии, очень важна и близка детям. Помимо или вместо ее традиционного обсуждения сказку можно инсценировать, приглашая на роль Незабудки разных детей. В некоторых группах имеет смысл дать эту роль каждому ребенку. Можно предложить детям хором произносить наиболее важные фразы из сказки (они выделены курсивом).